Конспект урока "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Состав слова
Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному
плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Рыбченковой Л.М.
Русский язык. 6 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,
О.В. Загоровская, А.Г.Нарушевич.)
Цель:
- продолжить работу по изучению основных частей слов;
- углублять понимание роли каждой морфемы, учить различать однокоренные слова и формы слова, словообразующие и формообразующие морфемы;
- развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
- содействовать развитию орфоэпических, орфографических, пунктуационных навыков;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, схема морфемного разбора, таблица «Состав слова», дидактический материал.
Тип урока: развитие и применение умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знают определение терминов морфемный состав слова, морфема, морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы, нулевое окончание;
- объясняют роль каждой морфемы в слове;
- умеют выполнять задания самостоятельно.
Личностные:
- адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке;
- проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;
- высказывают своё мнение.
Метапредметные:
познавательные –
общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания;
логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы);
регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Ход урока.
- Оргмомент
- Актуализация опорных знаний
1) Проверка д/з (зачитать слова в паре с проверочными)
2) Терминологический диктант
Морфемика, словообразование, орфография, грамматика, синтаксис, лексикология, суффикс, приставка, окончание.
3) Задание на карточке.
Выполнить синтаксический разбор предложения (2 ученика)
Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула.
Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи.
- Мотивация учебной деятельности
Давайте вспомним, что изучает морфемика. (морфемы). С сегодняшнего урока мы продолжим исследовать части слова и углублять наши знания о структуре слова.
- Определение темы и целеполагание
Узнать…
Вспомнить…
Научиться…
- Восприятие нового материала
- Исследование теоретического материала (стр. 20)
- Работа по таблице «Состав слова».
- Назвать уже знакомую информацию, отметить то, что показалось новым.
- Особое внимание обратить на то, что было непонятным.
- Вопросы для осознания (вопросы написаны на карточках, учащиеся подходят к доске, выбирают карточку, зачитывают вопрос и дают ответ):
Что такое морфема?
Какая самая главная морфема в слове?
Какая морфема служит для связи слов в предложении?
С помощью каких морфем образуются новые слова?
Какие слова называются однокоренными?
У каких слов нет окончаний?
Какие морфемы стоят после корня?
Практическое закрепление.
Распределительный диктант: формы слова и однокоренные слова.
Ягода, ягодный, ягодник, ягоду, ягодка, на ягоде.
- Поясните свой выбор. С помощью какой морфемы образуются формы слова?
- Если она образует формы, как бы вы ее назвали? (формообразующая)
Физкультминутка
Работа с учебником.
Упр. 27, определить значение каждого слова.
- С помощью какой морфемы образуются эти слова?
- Что общего у всех слов? (корень)
- Как называются такие слова? (однокоренные)
Задание на карточках: с помощью приставок образовать как можно больше новых слов от данного слова (работа в парах)
1 пара: слушать;
2 пара: ехать;
3 пара: читать.
- Какие морфемы помогали вам образовывать новые слова? (суффиксы и приставки)
- Как бы вы их назвали? (словообразующие)
- С помощью схемы (стр. 22) определите, как ещё называют формообразующие и словообразующие морфемы (корневые и служебные)
- Работа с текстом (упр. 22) (по предложенным заданиями)
Слабые ученики: задание 1, 2
Сильные ученики: задание 1 – 4
- Домашнее задание: повторить термины, упр. 29
Прочитайте задание, что необходимо повторить, чтобы его выполнить?(информацию про окончание)
- Итог урока. Рефлексия.
Метод незаконченного предложения:
Сегодня я узнал, что...
Теперь я знаю…
Сегодня у меня получилось…
Сегодня у меня не получилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мерориятия "Слова-приятели"
Мероприятие разработано для внеклассного урока по русскому языку для классов ЗПР....
Конспект занятия "Слова-предметы"
Формирование понятия "слово-предмет", дифференциация понятий "звук-слово", "живой-неживой" (для детей старшей группы)....
Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".
Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Конспект урока "Слова категории состояния"
Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"...
Урок конспект "Вводные слова"
Основная цель данного урока - отработать навыки пунктуационной и орфографической зоркости....
Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».
План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....