Программа факультативного курса "Моя речь- мое достоинство"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Еремина Анна Владимировна

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rech-_moe_dostoinstvo.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Моя речь – моё достоинство» для учащихся 5-х классов

Пояснительная записка

.

Рабочая программа элективного курса  «Моя речь – моё достоинство»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека,  его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов,  которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у обучающихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов  предложен  курс по выбору обучающихся «Моя речь – моё достоинство». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.

Требования к уровню подготовки

 (Планируемые результаты)

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:  развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного  выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Содержание курса

Культура речи (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«В  начале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

 «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Основные виды деятельности

Кол-во часов

сроки

Культура речи

1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Лекционное занятие.

1

 

2

Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.

Подготовка сообщений, практические задания  по культуре речи.

1

 

3

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы

1

 

4

Азбука важных и вежливых слов.

Сбор материала и анализ.

1

 

5

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Сбор материала и анализ.

1

 

«В начале было слово…»

6

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.

Просмотр сказки.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

1

 

7

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Сбор материала и анализ.

1

 

8

Литературный язык и местные говоры.

Заочное путешествие.

1

 

9

Лексические диалектные различия и их типы.

Сбор материала по тематическим группам лексики.

1

 

10

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

Работа с тестом.

1

 

11

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

 

12

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.

1

 

13

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок.

1

 

14

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

1

 

15

Молодёжный сленг и отношение к нему.

Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала.

1

 

16

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

Сбор материала по истории личных имен, отчеств.

1

 

17

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Сбор материала по истории личных фамилий.

1

 

18

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

Сбор материала и обработка.

1

 

«Слово – понятие, слово – творчество»

19

К истокам слова. Почему мы так говорим?

Составление «биографии» слова.

1

 

20

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

Элементы игровых технологий.

1

 

21

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

Составление «паспорта» слова.

1

 

22

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

Наблюдение за языком

1

 

23

Как правильно употреблять слова.

Сбор материала и анализ

1

 

24

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

Анализ произведений УНТ, создание своих загадок.

1

 

25

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

Работа со словарями

1

 

26

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Работа с текстами.

1

 

27

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Составление памятки «Как написать письмо».

1

 

28

Напиши письмо Другу.

Создание творческих работ.

1

 

Качества хорошей речи

29

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

Лекционное занятие.

1

 

30

Эмоциональная грамотность.

Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.

1

 

31

Основные речевые правила  общения посредством телефона.

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

1

 

32

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета.

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

1

 

33

Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие.

1

 

34

Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса»

Защита проекта.

1

 

35

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы

1

 

Литература для учителя

  1.       Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
  2.     Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  3.  Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
  4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
  5. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
  6. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
  7.   Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. -  №6.
  8.  Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. -  №46.
  9.   Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.

Средства обучения

http://русское-слово.рф — сайт издательства «Русское слово»

http://www.gramota.ru/ — Справочно-информационный портал по русскому языку.

http://school-collection.edu.ru/— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://srtv.fcior.edu.ru/— Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.

http://ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.

http://feb-web.ru — Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

https://100urokov.ru/klassy - онлайн-ресурсе 100urokov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"

Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"

Рабочая программа I вида  факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов  составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...

Моя речь – моё достоинство

Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания лич...

Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс

Рабочая программа  по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)»  6 класс...

Программа элективного курса "Моя речь - моё достоинство", 5 класс

Рабочая программа элективного курса  «Моя речь – моё достоинство»  для обучающихся  5  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому язы...