ктп по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский 10 | 85.77 КБ |
русский 11 | 91.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №12»
346519, г.Шахты Ростовская область пер. Бугроватый , 28 тел. 8(8636)26-35-31 /факс 8 (8636)26-35-31, е-mail: school12@shakhty-edu.ru
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ СОШ №12 г.Шахты Протокол № _1____ от « 30 » 08 2022г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №12 г.Шахты ________ / Нищита Е.Н. « 30 » 08 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №12 г.Шахты ________ / Т.Г. Пономарева Приказ № _110_____ от « 30 » 08 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Среднее общее образование: 10 класс
Количество часов согласно типовой программе: 68 часов в год
Количество часов согласно учебному плану: 66 часов в год
Учитель: Гудкова Олеся Владимировна
Программа разработана на основе: авторской программы по русскому
языку для 5-11классов общеобразовательной школы (авторы-
составители: А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (Русский язык в
старших классах:. – М.: Вербум– М, 2020г.)
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе:
- Примерной образовательной программы по русскому языку,
-Основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 на 2022-2023 уч.годы,
- Программы по русскому языку под редакцией Т.М. Пахнова. Дрофа, 2020г
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Т.М. Пахнова. Учебник-практикум для старших классов. – 8-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2020г «Русский язык» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. (М.: Просвещение, 2020 г.).
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
- Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ...»
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Цели и задачи курса
Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС ООО, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю,34 учебные недели, но в 2022-2023 учебном году будет проведено 66 часов , так как выпадают праздники 08.03, 09.05).
Планируемые результаты обучения
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Личностные результаты освоения русского языка:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Стремлению к речевому самосовершенствованию;
Пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты: включают освоенные учащимися в ходе изучения курса «Русский язык» умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Планируемые результаты
К концу 10 класса обучающиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно – политической и морально – этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
- по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико- орфографическим словарем;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-9классах орфограммами, слова общественно – политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Выпускник получит возможность научиться:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Содержание учебного предмета
О русском языке, о русской речи ( 8ч )
Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.
Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности.Типы речи. Стили речи. Русский язык и язык художественной литературы.
Повторение изученного в V-IX классах
Текст как результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Абзац. Зачин (первое предложение)
Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Средства выразительности в художественном тексте. Стилистические возможности языковых средств. Понимание текста- процесс творческий. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Анализ текста при подготовке к изложению. Сочинение – это тоже текст.
Система языка (1ч)
Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис). Единицы языковой системы, их иерархия. Выдающиеся ученые - лингвисты.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. (3ч)
Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Звуковая организация поэтического текста. Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.
Лексика. Фразеология (3ч)
Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы. Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.
Состав слова и словообразование (2ч)
Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов. Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования. Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический анализ слов.
Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.
Морфология (4ч)
Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.
Местоимение. Местоимение как средство связи между предложениями.
Глагол. Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.
Причастия действительные и страдательные. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.
Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.
Наречие. Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния.
Служебные части речи. Междометие. Морфологический анализ слов.
Обобщение и систематизация изученного (3ч)
Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 | О русском языке,о усской речи | 2 | Язык и общество. Язык и культура. Осознавать русский язык как духовную, нравственную культурную ценность народа. Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различают разновидности современного русского языка. |
2 | Повторение изученного в V-IX классах | 8 | Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выделять микротему, ключевые слова и средства связи между предложениями в тексте. Уметь: комментировать исходный текст, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать прослушанный текст в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспект, владеть основными нормами построения текста, создавать собственный текст. Знать особенности текста, уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять способы и средства связи предложений в тексте. Уметь самостоятельно редактировать, творчески перерабатывать текст, проводить анализ лексических особенностей текста, составлять план, определять тип и стиль речи текста; подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. |
3 | Язык помогает мне стать личностью | 6 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различают разновидности современного русского языка |
4 | В пространстве текста | 50 | Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста. Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста. Составление тезисов прочитанного или прослушанного текста. Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания. Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста. Составление конспекта прослушанного аудиотекста. Написание реферата по выбранной теме. Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение. Использование определённых стандартных языковых средств (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста. Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания. |
Итого: | 66 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНАИЕ
Дата план | Дата факт | №п/п | Тема урока(раздела) | Кол-во часов |
1 четверть | ||||
1 | Введение | 2 | ||
06.09 | 1 | Особенности курса русского языка в старших классах | 1 | |
07.09 | 2 | Слово и словесность. Материал словесности. Предмет словесности. | ||
2 | Повторение изученного в V-IX классах | 8 | ||
13.09 | 3 | Основные правила орфографии | 1 | |
14.09 | 4 | Язык и разновидности его употребления. Язык как материал словесности. | 1 | |
20.09 | 5 | Синтаксис и пунктуация предложения | 1 | |
21.09 | 6 | Выразительная и изобразительная сила слова. Языковые способы раскрытия авторской позиции. | 1 | |
27.09 | 7 | Синтаксис и пунктуация предложения | 1 | |
28.09 | 8 | Стилистические возможности языковых средств | 1 | |
04.10 | 9 | Контрольная работа. Комплексный анализ текста | 1 | |
05.10 | 10 | Грамматические ресурсы языка. Языковые способы раскрытия речевой характеристики героя в эпическом и драматическом произведении. | 1 | |
3 | Язык помогает мне стать личностью | 6 | ||
11.10 | 11 | Изучение русского языка – процесс воспитания и самовоспитания | 1 | |
12.11 | 12 | Стилистические возможности языкового употребления. | 1 | |
18.10 | 13 | Моё особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, доказываем,спорим) | 1 | |
19.10 | 14 | Соотносительные способы выражения авторского замысла. | 1 | |
25.10 | 15 | Оцениваем результаты изучения раздела | 1 | |
26.10 | 16 | Детализация (деталировка). Роль художественной детали в раскрытии авторской позиции. | 1 | |
2 четверть | ||||
4 | В пространстве текста | 52 | ||
15.11 | 17 | Текст – «словесная ткань» | 1 | |
16.11 | 18 | Детализация как стилевой прием изображения героев Н.В. Гоголя. Исследование текста. | 1 | |
22.11 | 19 | Лексические средства связи в тексте | 1 | |
23.11 | 20 | Языковые способы детализация в поэтическом тексте. Усиление(акцентация) детали в рифме. | 1 | |
29.11 | 21 | Слово в словаре и в тексте | 1 | |
30.11 | 22 | Предметная лаборатория интерпретации поэтического текста | 1 | |
06.12 | 23 | Готовимся к урокам-семинарам и урокам-зачётам | 1 | |
07.12 | 24 | Система стихосложения. Изобразительно-выразительная роль системы стихосложения. Языковые особенности поэтической речи. | 1 | |
13.12 | 25 | В пространстве текста | 1 | |
14.12 | 26 | Изобразительно-выразительная роль стихотворного размера. | 1 | |
20.12 | 27 | Р/р Роль первого предложения(зачина) в тексте. | 1 | |
21.12 | 28 | Средства изобразительности: эпитет, сравнение. | 1 | |
27.12 | 29 | Текст и речевая среда | 1 | |
28.12 | 30 | Речевая среда и звучащая речь | 1 | |
3 четверть | ||||
11.01 | 31 | Рифма, рифмовка, строфика. | 1 | |
17.01 | 32 | Звуковые средства выразительности. | 1 | |
18.01 | 33 | Средства художественной изобразительности в поэтическом тексте. Интерпретация. | 1 | |
24.01 | 34 | Особенности поэтического текста | 1 | |
25.01 | 35 | Авторский стиль. Изобразительная роль синонимии. Изобразительная роль эпитетов. | 1 | |
31.01 | 36 | Развивающая речевая среда – это пространство культуры | 1 | |
01.02 | 37 | Индивидуальный стиль ученика .Условия выбора лексических средств в соответствии с целью текста: лексика, фразеология, морфология, синтаксис. | 1 | |
07.02 | 38 | Контрольная работа .Сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ) | 1 | |
08.02 | 39 | Выбор лексических средств языка в соответствии с разновидностью употребления. | 1 | |
14.02 | 40 | «Диалог с текстом» | 1 | |
15.02 | 41 | Разговорный язык и письменная речь. | 1 | |
21.02 | 42 | Культура как совокупность текстов | 1 | |
22.02 | 43 | Крылатые слова и афоризмы. | 1 | |
28.02 | 44 | Русский язык помогает постигать другие науки | 1 | |
01.03 | 45 | Предметная лаборатория. Индивидуальный стиль речи устной и письменной | 1 | |
07.03 | 46 | Способы информационной переработки текстов | 1 | |
14.03 | 47 | Разновидности стилевого употребления средств языка. | 1 | |
15.03 | 48 | Р/р Как подготовиться к сжатому изложению | 1 | |
21.03 | 49 | Роды и жанры художественной словесности. Различия словесного потребления. | 1 | |
4четверть | ||||
04.04 | 50 | Определение рода, вида (жанра) произведения. Анализ атрибуций авторского стиля. | 1 | |
05.04 | 51 | Русский язык и литература как единое пространство культуры | 1 | |
11.04 12.04 | 52-53 | Контрольная работа по теме: «Способы информационной переработки текстов» | 2 | |
18.04 | 54 | Роль употребления стилевого выражения в эпическом произведении. | 1 | |
19.04 | 55 | Использование функциональных стилей речи как средство изобразительности. | 1 | |
25.04 | 56 | Сочинение в формате ЕГЭ | 1 | |
26.04 | 57 | Русский язык и литература как единое пространство культуры. Анализ текста, написанного в художественном стиле. Понятие об интерпретации текста. | 1 | |
02.05 | 58 | Контрольная работа.Оцениваем результаты изучения раздела. | 1 | |
03.05 | 59 | Языковые средства формирования психологизма произведения. | 1 | |
10.05 | 60 | Функции (роль) описания, повествования, рассуждения в эпическом произведении. | 1 | |
16.05 17.05 | 61-62 | Сочинение на предложенную тему | 2 | |
23.05 | 63 | Автология и металогия. Языковые средства выражения металогии: тропы, фигуры, звуковой символизм | 1 | |
24.05 | 64 | Повторение. Орфография.. Синтаксис | 1 | |
30.05 | 65 | Повторение. Пунктуация | 1 | |
31.05 | 66 | Повторение. Лексика и фразеология. Морфология | 1 |
Примерный график проведения контрольно-измерительных работ
№ п/п | Контрольная работа по теме | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Контрольная работа. Комплексный анализ текста | 04.10 | |
2 | Контрольная работа .Сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ) | 07.02 | |
3-4 | Контрольная работа по теме: «Способы информационной переработки текстов» | 11.04- 12.04 | |
5-6 | Сочинение в формате ЕГЭ | 25.04 | |
7 | Контрольная работа. Оцениваем результаты изучения раздела. | 02.05 | |
8 | Сочинение на предложенную тему | 16.05 17.05 |
Проекты
SMS как современный эпистолярный жанр
Виды синонимов.
Возникновение письменности на Руси.
Германизмы в русском языке
Деловой русский язык
Деловые бумаги в школе
Деловые бумаги в школе.
Жаргонизмы в нашей речи.
Забытая буква "Ё".
Заимствования в русском языке.
Звуки и буквы.
И пальцы просятся к перу…
Из истории письменности
Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
Искусственные языки
Использование буквы "Ф" в творчестве А.С.Пушкина (Языковедческий анализ произведений А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и "Полтава").
Источники и причины засорения речи
Категория времени в английском и русском языках.
Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
Коммуникативная функция подростковой анкеты
Лексика и фразеология как система красноречия языка.
Лексика семейного родства (на материале словаря Даля).
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Математические задачи на страницах художественных произведений.
Названия городских объектов в нашей речи
Наш дар бессмертный - речь (по высказываниям русских поэтов о языке и речи).
Неличные формы глагола в английском и русском языках.
Обращения в русском речевом этикете
Принципы русской орфографии.
Причастие как самостоятельная часть речи
Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»
Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
Речь и этикет.
Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
Русский речевой этикет - приветствия.
Русский язык в сети Интернет.
Сила слова (язык как средство воздействия).
Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
Тринадцать самых популярных ошибок в русском языке.
Фразеологические обороты, характеризующие человека
Энциклопедия одного слова.
Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.
Языковой портрет личности.
Анализ семантической группы «Цветовые наименования автомобиля».
Буквы, исчезнувшие из алфавита.
Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
Влияние интерактивного общения на письменную речь учащихся.
Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...
Вопросы экологии языка в современном мире.
В.И. Даль. Хождение за словом. "Толковый словарь живого великорусского языка".
Выдающиеся учёные-лингвисты.
Учебно – методическое обеспечение
1.Учебник- практикум для старших классов «Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., изд. «Вербум,2009г.
2.Быстрова Е.А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. Изд. «Просвещение», 1994г.
3.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, 4.М.А.Матюшина. М: Рус.яз., 1994г.
5.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений
6.Учебный словарь синонимов русского языка. Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др.
Список литературы
- Практический курс. Программа, методические материалы Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М. изд. «Вербум»
- Изложения по русскому языку; 10 класс /Е.А.Влодавская. – М: Издательство «Экзамен», 2008г.
- Стилистика современного русского языка. Голуб И.Б. М: «Просвещение» 1999г.
- Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной,Т.М.Пахновой «Русский язык» 10-11классы / Составитель В.П.Сычева, -М: 2007г
Интернет – ресурсы:
- http: ege. edu. ru. – Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http: // wwwschool.edu.ru.- Российский образовательный портал
- http: // repetitor.1c.ru – Репетитор по русскому языку
- Интернет Урок. Ру.
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №12»
346519, г.Шахты Ростовская область пер. Бугроватый , 28 тел. 8(8636)26-35-31 /факс 8 (8636)26-35-31, е-mail: school12@shakhty-edu.ru
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ СОШ №12 г.Шахты Протокол № _1____ от « 30 » 08 2022г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №12 г.Шахты ________ / Нищита Е.Н. « 30 » 08 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №12 г.Шахты ________ / Т.Г. Пономарева Приказ № _110_____ от « 30 » 08 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Среднее общее образование - 11 класс
Количество часов согласно типовой программе: 66 часов в год
Количество часов согласно учебному плану школы: 64 часа в год
Учитель: Гудкова Олеся Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы по русскому
языку для 5-11классов общеобразовательной школы (авторы-
составители: А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (Русский язык в
старших классах:. – М.: Вербум– М, 2020г.)
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на основе:
- Примерной образовательной программы по русскому языку,
-Основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 на 2022-2023 уч.годы,
- Программы по русскому языку под редакцией Т.М. Пахнова. Дрофа, 2020г
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Т.М. Пахнова. Учебник-практикум для старших классов. – 8-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2020г.
«Русский язык» 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. (М.: Просвещение, 2020 г.).
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
- Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ...»
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Основными элементами программы являются:
- планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
- критерии оценивания работ по русскому языку;
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Цели и задачи курса
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС ООО, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа рассчитана на 66 часа в год (2 часа в неделю,33 учебные недели, но в 2022-2023 учебном году будет проведено 64 часов , так как выпадают праздники 01.05, 08.05).
Планируемые результаты обучения
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебномупредмету.
Личностные результаты освоения русского языка:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Стремлению к речевому самосовершенствованию;
Пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
включают освоенные учащимися в ходе изучения курса «Русский язык» умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Планируемые результаты обучения:
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета.
Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа. Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь.
Словосочетание.
Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
Простые предложения.
Строение грамматической основы и способы выражения главных членов. Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные второстепенные члены. Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Полные и неполные предложения. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.
Сложные предложения.
Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП, СПП, БСП. Способы их выражения с помощью союзной и бессоюзной связи. Строение ССП, СПП, БСП. Особенности интонации. Условия постановки знаков препинания. Употребление ССП, СПП, БСП в различных стилях речи.
Повторение.
Разделы русского языка. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Лексические средства художественной изобразительности. Лексические средства связи между предложениями в тексте. Фразеологизмы. Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль. Основные орфографические и пунктуационные правила. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Типы речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный). Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Средства выразительности в художественном тексте.
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Выпускник получит возможность научиться:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел программы | Содержание раздела |
О русском языке,о усской речи | Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа. Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Типы речи. Стили речи. Русский язык и язык художественной литературы. |
Словосочетание как синтаксическая единица | Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. |
Русский язык в современном мире. | Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. |
Культура речи | Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. |
Простые предложения | Строение грамматической основы и способы выражения главных членов. Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные второстепенные члены. Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Полные и неполные предложения. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте. |
Сложные предложения | Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП, СПП, БСП. Способы их выражения с помощью союзной и бессоюзной связи. Строение ССП, СПП, БСП. Особенности интонации. Условия постановки знаков препинания. Употребление ССП, СПП, БСП в различных стилях речи. |
Повторение | Разделы русского языка. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Лексические средства художественной изобразительности. Лексические средства связи между предложениями в тексте. Фразеологизмы. Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль. Основные орфографические и пунктуационные правила. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Типы речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный). Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Средства выразительности в художественном тексте. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 | О русском языке,о усской речи | 2 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 11 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. |
2 | Словосочетание | 2 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Работа с таблицей, устный комментарий, создание собственных текстов. Проведение синтаксического разбора словосочетаний. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. |
3 | Предложение простое и осложненное | 6 | Использование словарей всех видов. Разбора слов, словосочетаний предложений, текстов. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Комментированное письмо. Работа со словарями. Грамматико-интонационный анализ. Групповая работа. Работа с учебником, текстами художественных произведений. |
4 | Сложное предложение | Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Работа с таблицей, устный комментарий, создание собственных текстов. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Работа с учебником. Пунктуационный разбор Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Анализ текстов, создание устных и письменных текстов. | |
5 | Пунктуация | Анализ текстов с использованием таблицы. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи. Выступление перед аудиторией. | |
6 | Повторение | Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование словарей всех видов. Разбора слов, словосочетаний предложений, текстов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций, создание и анализ собственных текстов. Фонетический, морфемный, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы. Анализ текстов, создание устных и письменных текстов. | |
Итого: | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 четверть | ||||
1 | Вводный урок. О русском языке, о русской речи. | 1 | 05.09 | |
2 | О русском языке, о русской речи. | 1 | 05.09 | |
3 | Словосочетание как синтаксическая единица | 1 | 12.09 | |
4 | Словосочетание как синтаксическая единица | 1 | 12.09 | |
5 | Стартовая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | 19.09 | |
6 | Анализ контрольной работе. Виды подчинительной связи. | 1 | 19.09 | |
7 | Р.К. Виды словосочетаний в тексте стихотворения И. Никитина «Донцам» | 1 | 26.09 | |
8 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | 26.09 | |
9-10 | Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ | 2 | 03.10 03.10 | |
11 | Анализ контрольной работы | 1 | 10.10 | |
12 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | 10.10 | |
13 | Простое осложнённое предложение. | 1 | 17.10 | |
14 | Предложения с однородными членами. | 1 | 17.10 | |
15 | Односоставные предложения. | 1 | 24.10 | |
16 | Односоставные предложения. Выполнение заданий типа ЕГЭ | 1 | 24.10 | |
17 | Предложения с обособленными членами. | 1 | 31.10 | |
18 | Предложения с обособленными членами. Выполнение заданий ЕГЭ. | 1 | 31.10 | |
2 четверть | ||||
19 | Вводные слова и предложения. | 1 | 14.11 | |
20 | Вводные слова и предложения. Выполнение заданий типа ЕГЭ. | 1 | 14.11 | |
21 | Способы передачи чужой речи. Цитирование. Диалог. | 1 | 21.11 | |
22 | Способы передачи чужой речи. Цитирование. Диалог. | 1 | 21.11 | |
23-24 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 2 | 28.11 28.11 | |
25-26 | Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ (тестовые задания). | 2 | 05.12 05.12 | |
27 | Анализ диагностической работы в формате ЕГЭ (тестовые задания). . | 1 | 12.12 | |
28 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. | 1 | 12.12 | |
29 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Выполнение заданий в формате ЕГЭ | 1 | 19.12 | |
30-31 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | 2 | 19.12 26.12 | |
32 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. | 1 | 26.12 | |
3 четверть | ||||
33-34 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 2 | 16.01 16.01 | |
35 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. | 1 | 23.01 | |
36 37 38 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 3 | 23.01 30.01 30.01 | |
39-40 | Контроль за качеством подготовки учащихся 11-х классов к созданию письменного монологического высказывания. | 2 | 06.02 06.02 | |
41 | Анализ контрольных работ (письменного монологического высказывания). | 1 | 13.02 | |
42 | РК Типы СП в тексте Л.Семина «Ласточка-звездочка» (фр-ты) | 1 | 13.02 | |
43 44 45 | Виды тропов и стилистических фигур. | 3 | 20.02 20.02 27.02 | |
47-48 | Выполнение заданий в формате ЕГЭ (11-14) | 2 | 27.02 06.03 | |
49-50 | Выполнение заданий в формате ЕГЭ (15-17). | 2 | 13.03 13.03 | |
51-52 | Выполнение заданий в формате ЕГЭ(18-21). | 2 | 20.03 20.03 | |
4 четверть | ||||
53-54 | Текст. Лексические и грамматические средства связи. | 2 | 03.04 03.04 | |
55 56 | Пробный ЕГЭ. | 2 | 10.04 10.04 | |
57-58 | Повторение материала по орфографии и морфологии. Выполнение заданий ЕГЭ. | 2 | 17.04 17.04 | |
59 60 61 | Практикум по материалам ЕГЭ. | 3 | 24.04 24.04 15.05 | |
62 63 | Повторение и обобщение изученного. | 2 | 15.05 22.05 | |
64 | Практикум по материалам ЕГЭ. Итоговый урок. | 1 | 22.05 | |
64 |
Примерный график проведения контрольно-измерительных работ
№ п/п | Контрольная работа по теме | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Стартовая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 19.09 |
|
2 | Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ (тестовые задания). | 05.12 |
|
3 | Контроль за качеством подготовки учащихся 11-х классов к созданию письменного монологического высказывания. | 06.02 |
|
Проекты
Англицизмы в русском компьютерном жаргоне.
Влиянии зарубежных мультипликационных фильмов и компьютерных игр на формирование разговорной речи учащихся 2-11 классов.
Виды тропов и стилистических фигур.
Говор жителей Половино-Черемхово как старожильческий диалект Приангарья.
Жанр интервью в современных газетах.
Жаргоны и жаргонизмы
Значение абстрактного и его отражение в языке.
Нормативное построение словосочетаний. Интонационное богатство русской речи.
Искусство вести беседу.
История возникновения русских имен.
История русского алфавита.
Использование устаревших слов в повседневной жизни.
Как влияют социальные сети на язык.
Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
Край родной в легендах и преданиях.
Научные открытия А.А. Шахмотова.
Некоторые особенности обособления определений.
Основные законы орфоэпии русского языка.
Особенности имени числительного как части речи.
Отражение процесса ассимиляции в письменной речи современной молодежи.
Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Происхождение русских имен.
Роль фразеологизмов в современном русском языке.
Роль эвфемизмов в современном русском языке.
Синтаксические и лексические средства выразительности.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Базовый учебник
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский зык: Учебник-практикум для старших классов.- М.: Вербум - М, 2020.
Дополнительная литература
- Баранов М.Т., Костяева ТА., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. — М., 2019.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. - М., 2017.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 2017. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. — М., 2011.
- Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М., 2018
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 2017.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М, 2017
- Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 2018
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2017
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 2018
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 2017.
- Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. - М., 2011.
- Москальская ОМ. Грамматика текста. — М., 2011. Одинцов В.В. Стилистика текста. — М., 2011.
- Пленкин НА. Стилистика русского языка в старших классах. — М, 2013
- Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. — М., 2011
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 2011
- Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. — М., 2012
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом/ Сост. В.И. Капинос и др. - М, 2012
- Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. — М., 2011.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М., 1995.
- Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. — М., 1973.
- Чешко ЛА. Русский язык: Учеб. пособие для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. — М., 1981.
Словари
- Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского язык/О.С.Ахманова. – М., 1986.
- Ахманова, О.С. Словарь терминологических терминов/ О.С.Ахманова. – М., 2005.
- Бирих, А.К., Мокиенко, В.М. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник/ А.К.Бирих, В.М.Мокиенко. – СПб., 2001.
- Большой толковый словарь русского языка/ Сост. И гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб., 1998.
- Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов/ Л.К.Граудина. – М., 2004.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И.Даль. – М., 1998.
- Касаткин, Л.Л., Клобуков, Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку/ Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков. – М., 1995.
- Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В.Н.Ярцевой. – М., 1990.
- Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов/Ж.Марузо. – М., 2004.
- Новый объяснительный словарь синонимов русского языка/ Под общ. рук. Ю.Д.Апресяна. – М., 2000.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2000.
- Резниченко, И.Л. Орфоэпический словарь русского языка/ И.Л.Резниченко. – М., 2005.
- Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку/ Д.Э.Розенталь. – М.,2003.
- Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь/ В.В.красных. – М., 2004.
- Словарь синонимов русского языка/ Под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 2002.
- Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/ Под ред. Г.Н.Скляревской. – М., 2001.
- ТСУ.
- Универсальный словарь иностранных слов. – М., 2000.
- Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4т./ М.Фасмер. – М., 1964-1973.
- Черных, П.Я. историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т./ П.Я.Черных. – М., 1999.
- Шанский, Н.М., Иванов, В.В. Краткий этимологический словарь русского языка/ Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1975.
Электронные образовательные ресурсы для ученика и учителя:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject Интерактивные таблицы.
- http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе
В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....