функциональная грамотность
презентация к уроку по русскому языку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
PISA – международная программа по оценке качества обучения ( Programme for International Student Assessment ). Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34 - е.
международная шкала PISA-2012 спектр читательских умений, включающих три категории — доступ и извлечение, интеграция и интерпретация, размышление и оценка
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Прием « Инсерт » при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания
После ознакомления обучающихся с произведением задаются вопросы Понравилось ли вам произведение? Как вы относитесь к героям? Каково отношение к ним автора? Какова главная мысль, идея произведения?
В иды деятельности, помогающие понимать и воспринимать текст осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведения; составление планов, беседа, ответы на вопросы характеристика героя; написание отзыва; написание сочинения.
Интерес к чтению повышают приёмы ТРКМ – чтение с остановками. составление вопросов к произведению синквейн презентации музыкальные композиции прослушивание художественных текстов в актёрском исполнении, заочные экскурсии по литературным местам.
Домашнее чтение читают дома произведения по своему выбору, готовят их пересказ, вопросы к ним, создают иллюстрации. На уроке дети пересказывают, задают вопросы, отвечают на них.
письменные творческие задания: написать сочинение, сказку, придумать свою концовку произведения
система оценивания достижений учащегося Контроль со стороны учителя Внешнее оценивание: участия учащихся в олимпиадном и конкурсном движении, проведение срезовых тестирований , самооценивание , взаимооценивание , портфолио
Алгоритм разбора лингвистического текста Тема текста… Идея… Микротема … Тип речи… Стиль речи… Изобразительно-выразительные средства… Предложения с однородными членами… Лексическое значение слов(2–3)… Подбор синонимов(2–3)… Различные виды орфограмм… Простые и сложные предложения…
А лгоритм разбора текста художественного стиля Уточнение темы и основной мысли текста. Определение стиля текста. Определение типа речи. Отношение автора к изображаемому. Анализ средств выразительности. Краткий пересказ. Эмоционально-окрашенные слова… Изобразительно-выразительные средства… Настроение и чувства автора.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план – прочесть, определить основную мысль текста, вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль, подробно и сжато пересказать, составить устный рассказ в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. По ходу чтения подчеркнуть слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю. Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. Из фрагмента газетной статьи выписать слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю. Подробно изложить текст публицистического стиля. Определи тип и стиль текстов.
В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.
Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Читательская грамотность. 5 класс. Авторы Ю.Н.Гостева , М.И.Кузнецова , Г.А.Сидорова . ИСРО.РАО.2022. http :// skiv / instrao / ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...