Разработка урока по теме "Обособленные определения и приложения" в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Разработка урока по теме "Обособленные определения и приложения" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_obosoblennye_opredeleniya_i_prilozheniya_v_8_klasse.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»
Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.
Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.
Ход урока
- Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
- Проверка домашнего задания:
- Какие члены предложения называются обособленными?
(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:
Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.
- Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
- В каких случаях обособляются определения и приложения?
(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:
- Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:
Усталая, она пришла домой.
- Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.
- Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ветер, холодный и колючий, подул с севера.
Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)
- Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
- Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?
(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)
Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.
- Итак, записываем в тетрадях:
Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.
(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)
Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.
Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».
Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.
(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)
(Комплексный анализ текста)
1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.
2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.
3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!
- Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?
(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)
- В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)
- Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
- Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
- Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
- Определите тип текста (докажите свое мнение)
Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………
- При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?
Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)
сравнение: луга, пестрые, как ковер,…
? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей
прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении
Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.
- Найдите типы словосочетаний по способу связи:
В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты
В 5 предл. – управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.
- Определите способ связи между 1 и 2 предложениями
1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.
- Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.
Физкультминутка.
- Материал для закрепления
- Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК:
- обособляется, если имеет оттенок причинности, например:
Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
- не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:
Все знают Семенова как хорошего футболиста
- если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:
Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков
- Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.
(звучит легкая музыка)
Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.
Музыка выключается.
После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради
Словарная работа.
- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.
Оно имеет два основных значения:
- вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
- Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве
В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:
пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»
Составьте и запишите предложения по схемам.
1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .
2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .
распр.прил.
3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .
Итог урока
- Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»
- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?
Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:
- любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению
(Усталая, она пришла домой.)
- согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного
(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)
- согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного
(Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)
- если имеют обстоятельственное значение
причины
(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)
уступки:
Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя
или отделены от определяемого существительного другим членом предложения
- Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:
За работу в тетрадях –
За работу по карточкам -
За работу на интерактивной доске (анализ текста) -
За работу у доски –
Работали с учебником:
Составляли предложения по схемам и получили оценки
Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)
Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;
упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)
Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;
Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему "Определение скоростей молекул газа"
Цель данной разработки- описать методику проблемного обучения на основе изучения новой темы "Определение скоростей молекул газа".Методика использования сводится к следующему: педагог ставит перед учащ...
Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"
Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...
Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".
Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....
разработка урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Обособление определений" (подготовка к ЕГЭ)
Данная разработка может помочь учителю при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку по теме:"Обособление определений" К разработке урока прилагается презентация....
Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»
Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....
Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Обособленные определения»
Цели урока:1. Знакомство с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработка умений и навыков по данной теме;2.Обо...
Разработка урока по теме: «Определение производной». Математика 10 класс. Учитель Петрова Н.П. МНБОУ «Лицей №76» г. Новокузнецк.
В разработке урока представлено технологическая карта урока и презентация....