Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Обособленные определения»
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме
Цели урока:
1. Знакомство с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработка умений и навыков по данной теме;
2.Обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
- уметь находить обособленные и необособленные определения в тексте;
- отработать навыки постановки знаков препинания при обособленных
определениях;
- уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением согласованных определений(причастных оборотов);
- правильно выполнять задания Единого государственного экзамена: А5, А6, А21, В5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._11_klass._obosoblennye_opredeleniya.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОУ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБЩАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
ГОРОДА САРОВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Русский язык и литература
Разработка урока по русскому языку в 11-м классе
«Обособленные определения»
Работу выполнила:
Кузнецова Ольга Викторовна
2014
Урок русского языка в 11-м классе «Обособленные определения».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Знакомство с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработка умений и навыков по данной теме;
2.Обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
- уметь находить обособленные и необособленные определения в тексте;
- отработать навыки постановки знаков препинания при обособленных
определениях;
- уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением согласованных определений(причастных оборотов);
- правильно выполнять задания Единого государственного экзамена: А5, А6, А21, В5.
Оборудование урока, средства обучения:
- учебник-практикум « Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. М.: Вербум-М,2009г.;
- раздаточный материал;
- экран, проектор, презентация;
- на доске записан эпиграф
Напичка (н, нн) ый знаниями, но
(не) умеющий их и (з,с)пользовать ученик
напоминает фарширова(н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
(А.Л.Минц)
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
1. Работа с эпиграфом.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать».
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашим занятиям? ( Необходимо применять свои знания на практике.)
- Надеюсь, вы справитесь с заданиями ЕГЭ, а также изученные на уроках правила не раз помогут вам в дальнейшей жизни.
И прямо сейчас у вас есть шанс доказать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.
Задание. Запишите эпиграф, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните пунктуацию. (Один ученик работает у доски).
2
2. Сообщение целей.
- Тема урока обозначена.
Наша цель - научиться правильно выполнять задания А6, А21, В5. Для этого предстоит повторить все условия обособления определений. А также, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.
3. Актуализация знаний
Задание. Закончите начатые утверждения:
1.Обособленные члены предложения на письме выделяются…
2.Обособленные определения могут стоять …
3.Согласованные определения могут быть выражены …
4. Определения, использованные в эпиграфе, необособленные, потому что …
III. Повторение ранее изученного материала/Проверка домашнего задания.
(На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить материал по теме:«Обособленные определения», подобрать примеры.)
1.Задание. Записать предложения под диктовку, объяснить графически постановку знаков препинания при обособленных определениях
(Работа на местах, один ученик у доски)
1. Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами.
2. Дорога, ведущая к заброшенному барскому саду и начинающаяся от села, была залита солнцем.
3. Одетая в лёгкое платье, она сама казалась белее и легче.
4. Холодный ветер, резкий и упорный,
Кидает нас, и тяжело грести.
5. На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
6. Расчищенная от снежных завалов, дорога стала безопасной.
2.Задание. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выберите правильный ответ. Выполните задание в формате А21.
( Слайд № 2) /возможна карточка/.
1. Дореволюционный учебник по истории(1) стоявший на самой верхней полке(2) был обнаружен(3) игравшими на чердаке(4) детьми совершенно случайно 1)1,2 2)1,3 3)1,4 4)1,2,3,4. 2. Снежок(1) выпавший ночью (2)и (3)тающий у нас на глазах (4) делает скользким холм у дороги.
|
3
IV. Изучение нового материла.
Слово учителя.
- Простые предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом, могут быть синонимичны СПП с придаточными определительными.
Ещё раз обратимся к эпиграфу: определим вид придаточной части, устно заменим её распространённым определением (причастным оборотом).
Аналогичная работа проводится со следующими предложениями(Слайд 4,1) (устно). ( Демонстрация сначала сложноподчинённых предложений (Слайд № 4.1) , затем простых с обособленным определением (Слайд №4.2)
(Слайд № 4.1)
1.Плох солдат, который не мечтает стать генералом. 2.Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой. 3.Всю свою жизнь я видел настоящими героями людей, которые любят и умеют работать. 4.В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, который плыл с далеких полей. 5.Ракета, которая показалась из-за поворота, быстро приближалась к берегу. |
Ответы ребят.
Проверка(Слайд №4.2)
1.Плох солдат, не мечтающий стать генералом. 2.Усадьба стоит у самой кромки холма, покрытого живописной вековой дубравой. 3.Всю свою жизнь я видел настоящими героями людей, любящих и умеющих работать. 4.В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывший с далеких полей. 5. Ракета, показавшаяся из-за поворота, быстро приближалась к берегу. |
- Использование в предложении причастного оборота вместо придаточного определительного в некоторых случаях бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание, где нужно, элементы книжного стиля, придает особую окраску. Также благодаря такой замене возможно устранить скопление союзных слов в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения.
Именно этот вид работы предложен в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ – задание А 6.
- В чём же сложность?
Обратимся к следующим предложениям. Задание остаётся прежним: заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Слайд №5)
1.С детства помню бабушкины сказки, из которых я узнавал о чудесах, добре и справедливости. 2.И вот ему улыбнулась удача, о которой он так долго мечтал. |
— Скажите, что у вас получилось? Объясните, почему не удалось выполнить задание?
Объяснить сложно.
- Существуют определённые правила такой замены.
См. таблицу .(Слайд №6 / + раздаточный материал)
4
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом
возможна, если | невозможна, если |
- союзное слово(который/что) стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего (Возьми папку, которая лежит на диване.- Возьми папку, лежащую на диване.). - союзное слово стоит в винительном падеже, можно заменить причастным оборотом только со страдательным причастием (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду.) | - придаточная часть присоединяется союзным словом где. (Мы подошли к дому, где жил Сергей) - союзное слово стоит в косвенном падеже с предлогом или без предлога (кроме вин. п. без предлога) (Я люблю город, в котором живу.) - сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Мы купили билет на матч, который состоится во вторник). - сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме условного наклонения (Редактор искал материал, который заинтересовал бы читателей.) - придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной (Я выбрала ту книгу, которая нравилась моему отцу). - придаточная часть - безличное предложение. (Вот правила, которые необходимо помнить). |
V. Тренировочные упражнения.
Задание. Замените, где возможно, придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запишите полученные предложения.
Река, которую мы перешли, в течении своем делала много изгибов.
Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.
Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.
Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.
Поездка, которую испортил дождь, подходила к концу.
Трудно забыть места, где прошло твое детство.
Все творчество писателя Е.Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.
5
VI. Самостоятельная работа . Тест .
Задание. Запишите номера сложноподчинённых предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом.
Вариант 1.
1. Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга.
2. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.
3. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.
4. Из письма, которое придёт скоро, вы узнаете обо мне очень многое.
5. Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.
6. Сегодня мы побывали всей семьёй на выставке, которая посвящена памяти выдающегося художника.
7. Фотография, которая висит над телевизором, очень дорога мне.
8. Яркие звёзды, которые сверкали бы ещё долго, закрылись тучками.
9. Мы познакомились с девушкой, которая была хозяйкой этого дома.
10. Мимо нас пронесли цветы, запах которых невозможно забыть и сейчас.
(Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10).
Вариант 2.
1. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам.
2. Я знаю край, в котором всё обильем дышит.
3. Мы свернули на дорогу, которая вела к реке.
4. Дети подошли к сосне, которую трудно было не заметить среди елей.
5. Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.
6. Лесок, в котором долженствовало происходить побоище, находился в четверти мили от
Ганау.
7. Картины, которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены, стопками положили на стол.
8. Она мечтала о том, какая у неё будет интересная жизнь после замужества.
9. За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море.
10. В лесу, который темнел вдалеке, росли только сосны.
(Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9)
VII. Работа по культуре речи . Задание. Прочитайте предложения, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя. ( Слайд № 7.Демонстрация предложений сначала с ошибкой, затем без ошибок)
1. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. 2.Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. 3. По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку) |
VIII. Обобщение материала.
Работа с учебником. Упр.385. Выполните задание в формате В5: выпишите предложения с обособленными определениями, расставляя недостающие запятые.
6
IX. Рефлексия.
(Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Тетради сданы.)
- Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку. Предлагается небольшая анкета.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Материал урока мне был 6.С эпиграфом я | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен согласен/ не согласен |
X. Домашнее задание. Теоретический материал стр.289-290. Упр. 382.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"; 8 класс
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...
Тесты по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.
Тесты по теме "Обособленные определения" позваляют проверить степень освоения учащимися знаний по теме. Задания сформулированы также, как в ОГЭ и ЕГЭ....
Карточки по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.
Прасильно расставить знаки препинания. 2 варианта....
Разноуровневые задания по русскому языку по теме «Обособленные определения и приложения» (8 класс)
Разноуровневые задания по русскому языку по теме«Обособленные определения и приложения» (8 класс)...
Презентация по русскому языку. 11 класс. "Обособление определений. Трудные случаи" Подготовка к ЕГЭ.
Использование презентаций и коллективный разбор заданий по пунктуации помогает сконцентрировать внимание учащихся на изученной в 8 классе теме "Обособленные определения". Но в 11 классе мы у...
Контрольная работа по русскому языку по теме «Обособление определений, приложений ».8 класс.
Контрольная работа по учебнику Разумовской М.М.составлена в 4 вариантах...