ОБУЧНИЕ СЛОВЕСНОЙ ВЕЖЛИВОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку (5 класс)

Чебыкина Татьяна Петровна

Эта статья учит, как правильно включать элементы обучения в учебно-воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧНИЕ СЛОВЕСНОЙ ВЕЖЛИВОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

      Одним из важнейших аспектов работы учителя-словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи. Люди небезразличны к тому, кто и как их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения нарушаются, например, с нами перестают здороваться близкие люди, то мы испытываем настоящее потрясение. Вежливая речь предполагает умение отбирать языковые средства, помогающие наиболее деликатно, в приемлемой для собеседника форме выражать мысли в определенной ситуации общения. Если мы хотим сделать наших ребят вежливыми, нужно, чтобы вежливая речь учителя и учащихся постоянно звучала на уроках русского языка во всех классах. Необходимо, чтобы вопросы типа: «Можно ли выразить эту мысль более вежливо?», «Вежливо ли так говорить?», «Почему не совсем вежливо звучит это выражение?» - были постоянными спутниками общения учителя с детьми и детей между собой.

      В результате систематической и целенаправленной работы по анализу речи товарищей - одноклассников учащиеся смогут осознать некоторые средства выражения вежливости в русском языке и, главное, начнут более внимательно оценивать и строить свои собственные высказывания. Приведём конкретные примеры из опыта работы. При изучении темы «Местоимение» (в разделе «Повторение изученного в начальных классах») мы показывали неделикатность употребления личных местоимений «он, она» в присутствии лица, о котором идёт речь. С этой целью на одном из уроков двум ученикам, занимающимся в драматическом кружке, было предложено рассказать об успехах друг друга. Вот как примерно звучит рассказ Серёжи:

- Она в этом году занимается в драматическом кружке. Она не пропустила ещё ни одного занятия. Она будет играть роль девочки в сказке Маршака «Двенадцать месяцев». Всем нравится, как она её исполняет.

Обращаемся к классу с вопросом: «Был ли Серёжа вежлив по отношению к Тане?» Некоторые ученики заметили, что не только Тане, но и всем ребятам было неприятно слушать Серёжу, ведь он ни разу не назвал её по имени. Вместо имени (Таня) Серёжа всё время  говорил «она». В следующем высказывании эта ошибка уже не повторялась. На данном уроке был отработан и дугой момент речевого поведения, связанный с высказыванием собственного мнения по поводу чего-либо. Умение использовать в своей речи такие выражения, как «мне кажется»  (вместо резкого, категоричного «я считаю»); «я не могу с тобой согласиться» (вместо более резкого «ты не прав»). Для тренировки мы предложили следующее задание.

На доске помещен рисунок. Предупреждаю ребят, чтобы их высказывания о нем были не только обоснованными, но и деликатными. Их оценки не должны обидеть автора рисунка. Вот содержание одного из диалогов.

- Лена, тебе понравился рисунок Володи?

- Нет, я считаю, что он не умеет рисовать зверей. Заяц и лиса на себя не похожи.

- Мне кажется, ты не совсем права. Я думаю, не все уж так плохо. Например, у Володи хорошо получился березовый лес.

Во время обсуждения учащиеся делают вывод, что Лена была слишком категоричной. (Она резко ответила на вопрос словом  «нет», а могла бы сказать  «не совсем понравился».) Ей действительно не мог не понравиться рисунок, но высказывание о нем могло быть более деликатным. Например: «Этот рисунок Володи понравился мне меньше, чем его другие работы». Ребята отметили так же, что выражения с местоимением мне (мне кажется, мне думается) звучит мягче, чем выражения с местоимением я (я считаю, думаю, полагаю).

Важный момент повторения темы «Местоимение» - отработка умения употреблять в речи местоимение «вы» как форму вежливого обращения к одному лицу. Прежде всего нужно кратко рассказать детям об истории употребления в русском языке местоимения «вы» и «ты».

Местоимение  «вы» в обращении к одному лицу появилось в русской речи в XVIII в. и употреблялось  главным образом среди образованных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, слугам, крестьянам обращались только на  «ты», как бы подчеркивая этим социальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина) молодая царевна обращается к ней только на ты:

…Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу.

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обращается только на ты. Например:

- Скажи, пожалуйста, - начала она, как только тот [Гаврила], не без некоторого внутреннего трепетания, переступил порог ее кабинета, - что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!

- Собака-с… какая-с… может быть, у немого собака-с, - произнес он не совсем твердым голосом…

- Чтоб ее сегодня же здесь не было… слышишь!

- Слушаю-с.

- Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

Сейчас таких различий в употреблении данных местоимений нет. Но все же есть определенные правила употребления местоимений «ты» и «вы», и можно обидеть человека, если нарушить эти правила и неоправданно использовать в речи местоимение «ты» вместо местоимения «вы». В итоге обсуждаем вопрос, к кому же из взрослых можно обращаться на «ты»? (К родным: маме, папе, бабушке, сестре и т.д.). При обращении к незнакомому взрослому человеку следует употреблять только местоимение «вы» и глагольную форму второго лица множественного числа (скажите, пройдите, садитесь и т.д.). Затем предлагаем детям ситуацию: вы приехали в незнакомый город и не знаете, где находится Дворец  пионеров. Как вы обратитесь к незнакомому прохожему, чтобы узнать, как пройти во Дворец пионеров?   Ученики предлагают различные типы вопросов:

-Скажите. Как пройти к Дворцу пионеров?  (Глагол  в форме 2-го л. мн.ч.)

-Не скажете ли Вы, где находится Дворец пионеров, как можно к нему пройти?  ( Вторая просьба выражена более деликатно, так как употреблен не такой  «приказной»  глагол.)

-Скажите, пожалуйста, где находится Дворец пионеров, как можно к нему пройти?  (Здесь слово «пожалуйста» смягчает выражение просьбы.)

     При изучении темы «Восклицательные предложения»  подчеркиваю, что восклицательные  предложения помогают выразить разные чувства: восторг, удивление, радость, ненависть, зависть, недоброжелательность и т.д. Предлагаю ученикам прочитать отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, герои которой выражают очень разные чувства. Например, царица (говорит грубо, сердито, зло):

 Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела…

Чувство восхищения выражено в словах богатырях:

Что за диво!

Все так чисто и красиво.

В отличие от царицы, царевна обращается ко всем с благодарностью и уважением:

Я не сержуся,

Тихо молвила она,-

И отказ мой не вина

Делаем вывод: от того, каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздраженного тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Очень важно следить за звучанием своей речи: чувства не обязательно выражать громко. В конце урока слушаем  «Правила хорошего тона»  (слова А. Хайта,  муз. А. Пляцковского).

     В какое бы общественное место Судьба сегодня нас ни привела, Учтите, никому не интересно Все знать про ваши личные дела, Про то, что к вам приехал дядя Коля, Что кошка утащила пять котлет. Что вы немножко пошалили в школе, А маму вызывает педсовет. Пожалуйста, потише! Совсем не обязательно кричать, Ведь вас и так услышат. Попробуйте все тихо рассказать. В музее, кинотеатре и трамвае. О том, о сем друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, что, как в лесу дремучем, мы кричим.

     При изучении темы «Диалог» обращаем внимание учащихся на то, что во время общения собеседники обращаются друг к другу с вопросами, советами, просьбами. При этом очень часто раскрываются отношения между людьми. Они могут быть дружескими, добрыми или враждебными, равными или неравными. Очень часто нам приходится разговаривать  с незнакомыми людьми: с продавцом в магазине, пассажирами в транспорте, с работниками библиотек, музеев, кинотеатров и т.д.

Разыгрываем речевые ситуации по теме «В транспорте».

- Вам надо выйти на следующей остановке, а перед вами стоит несколько пассажиров. Как вы обратитесь к одному из них? Возможные диалоги:

I. – Вы будете выходить на следующей остановке? ( Употребление глагола сходить здесь неуместно.)

-Да

-Спасибо. Я за вами.

II. – Скажите, пожалуйста, Вы выходите на следующей остановке?

- Нет.

- Будьте добры, разрешите пройти: я выхожу.

 Обращаю внимание учащихся на то, что за вежливыми словами всегда должны стоять добрые поступки. Например: Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Как следует предложить ему место? («Садитесь, пожалуйста; «Вы можете сесть на мое место». и т .д.)

На этом же уроке учу  вежливо разговаривать с библиотекарем. Предлагаю послушать  записанный на магнитофон разговор ученика VI класса с библиотекарем  Ольгой Алексеевной:

- Дайте мне книгу Гоголя «Тарас Бульба ».

-Возьми, пожалуйста, Андрюша. Обращайся с ней аккуратно и вовремя её верни.

-Хорошо. Постараюсь.

Как можно охарактеризовать речевое поведение Андрея? Андрей не поздоровался с Ольгой Алексеевной, ни разу не назвал её по имени и отчеству. Андрей не сказал Ольге Алексеевне ни спасибо, не попрощался.

Предлагаю учащимся составить другой диалог на эту же тему. Приводим один из них.

- Здравствуйте, Ольга Алексеевна!

- Здравствуйте, Лена!

- Ольга Алексеевна! Нет ли в нашей библиотеке «Сказок» Андерсена?

- Пожалуйста, Леночка. Только обращайся с ней аккуратно.

- Хорошо. Большое спасибо.

- Пожалуйста.

- До свидания. Ольга Алексеевна.

_ До свидания, Леночка.

На уроке были разыграны и такие ситуации, как: «Я в гостях», «У меня гости». Предлагаем учащимся проанализировать два диалога.

I. В дверь позвонили. Дверь отворила мама Серёжи.

- Серёжа дома? – спросил ее Юра.

- Дома.

- Позовите его. Разрешите ему пойти со мной погулять.

II. У Серёжи был день рождения. Он пригласил гостей. Первой пришла Лена Иванова.

- Здравствуйте,- сказала Лена,- я, кажется, пришла первой.

- Очень хорошо, Лена, раздевайся, пожалуйста.

- Спасибо.

- А теперь Леночка, проходи в большую комнату. Если хочешь, можешь посмотреть эти книги.

Учащиеся отмечают, что Юра вел себя невежливо в разговоре с мамой Серёжи. Он не поздоровался  с ней. Выражая просьбу, не употребил слово «пожалуйста». В отличие от Юры, Лена умеет вести себя в гостях.

На этом же уроке обсуждаем вопрос, как следует поблагодарить хозяев дома за угощение. Хорошо ли ограничиться при этом одним словом «спасибо»? Ребята предлагают следующие варианты выражения благодарности:

- Спасибо. Было очень вкусно.

- Спасибо. Нам очень понравилось.

-Большое спасибо за угощение.

-Нина Петровна, Вы очень вкусно все приготовили. Большое спасибо.

  При обсуждении диалогов подвожу учащихся к следящим выводам:

1. Когда ты говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы твоего собеседника.

2. Во время разговора терпеливо до конца выслушивай собеседника, не перебивай его.

3. Не привлекай к своему разговору внимание посторонних.

4. Старайся, чтобы тон твоего разговора был доброжелательным, уважительным.  

Тема «Диалог» в классе позволяет провести работу с учащимися  и по воспитанию словесной вежливости во время разговора по телефону.

Предлагаю послушать два диалога, записанных на магнитофон.

I. –  Алло. Позовите Мишу.

- Сейчас.

- Слушаю.

- Пойдём гулять.

- Нет, я ещё не сделал уроки.

- Жаль. Пока.

II. – Алло. Здравствуйте.  Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.

- Сейчас.

- Алло. Я слушаю.

- Лена, ты сегодня не была в школе. Как ты себя чувствуешь?

- Я заболела. Спасибо. Сейчас мне уже лучше.

- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это можно сделать?

- Очень рада, но доктор пока не разрешает.

- Выздоравливай. До свидания.

        Анализируя диалоги, ребята делают следующие выводы.

1. Начинаю разговор по телефону, не забудь поздороваться.

2. Обращаясь к кому-то с просьбой, вспоминай почаще слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.

3. По окончании разговора не забудь попрощаться.

В нашем классном уголке на самом видном месте помещены замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Вы живете среди людей… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». Здесь же, в уголке ребята могут прочитать стихотворение В. Солоухина «Слово о словах»:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком льётся.

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит  иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Вся работа учителя-словесника должна быть направлена на то, чтобы ежедневно, ежечасно всеми средствами воспитывать в учащихся культуру речевого общения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ на уроках русского языка и словесности

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера в обучении вежливому общению на уроках русского языка //Русский язык в школе. – 2017. - № 3. – с.8-13.

В  статье рассматриваются возможности  заданий коммуникативного характера в реализации одного из направлений развития устной речи школьников. Особое внимание уделено интерактивным заданиям, ...

Словесные игры на уроках русского языка.

Данный материал подготовлен для выступления в рамках единой методической недели по русскому языку. Содержит описание словесных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности....

Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности

Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности Урок в современной школе: каким он должен быть? Современная жизнь вносит свои коррект...