Урок русского языка в 5 классе "Диалог, или Будьте вежливы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_ili_budte_vezhlivy.docx | 31.7 КБ |
dialog_ili_budte_vezhlivy.pptx | 812.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка в 5 классе «Диалог, или Будьте вежливы!»
Учитель: Лепаева Марина Владимировна
Урок русского языка в 5 классе: « ДИАЛОГ, ИЛИ БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ!»
ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.
- Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.
- Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать навыки работы в парах.
- Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.
- Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.
ОТРАБОТАТЬ УМЕНИЯ: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа-проектор, презентация, DVD - диск с мультфильмом, рабочие тетради, учебник, тетради-справочники, карточки-схемы, карточки с индивидуальным заданием.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Минутка приятных воспоминаний.
- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
- ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ
- Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)
- В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме «Прямая речь и косвенная речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков:
Слайд 2
- Что такое «прямая речь»?
(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)
- Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?
(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)
- Сравнение прямой и косвенной речи.
Слайд 3 - записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:
- «Русский язык - великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.
- И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.
Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.
- Работа с карточками-схемами (карточки изготовлены учащимися к предыдущим урокам и сейчас активно используются для оперативного контроля).
(Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. «читают» схему прямой речи.)
Рабочий материал:
- Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П!»
- «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,» - подумал я. «П,»-а.
- Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!»
- «Почему вы выбрали это место?» - поинтересовался Иван. «П?» - а.
- Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П».
- «Среди вас не должно быть белоручек,» - сказал Витин дедушка. «П,» - а.
- Народная мудрость гласит: «Доброе слово лучше всякой ласки». «П,»-а.
Дополнительным к этому является такое задание:
- Придумать предложения именно на морально-этическую тему по примеру последнего предложения.
- РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1. Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик. Фильм - «Подарок»
-Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.
-Сколько лиц участвовало в разговоре?
(Двое: Лунтик и Кузя)
- Какова была тема этого разговора?
(Подарок для близкого человека)
Основные понятия сегодняшнего урока:
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – слова каждого лица в диалоге.
2. Постановка проблемы.
- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока «Диалог». Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.
3. Словарная работа. Запись в словарики
Слайд 4 - Диалог - диа - два логос - слово (греч.)
4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103
5. Знаки препинания при диалоге.
- Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:
- отсутствуют кавычки;
- каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.
Слайд 5
- ФИЗМИНУТКА.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)
Слайд 6
- Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.
- В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
- Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
- Как это отразилось в пунктуации диалога?
- Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.
- Работа с учебником. Упр. 245 (письменно) - самостоятельно, с последующей
взаимопроверкой.
- Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.
- 1 группа Упр. 248
- 2 группа Упр. 246
- 3 группа Упр. 249
Рассуждение о необходимости использования в диалоге «слов вежливости».
(См. учебник с. 105, Упр. 249)
( Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)
- Решение речевых задач в игровой форме.
Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)
- Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
- Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
- Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
- Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
- Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.
Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.
- Работа с учебником ( Упр.274) – письменно.
Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.
- ИТОГИ УРОКА.
Слайд 7
- Продолжите фразу: «Сегодня я узнал(а), что…
- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )
- Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?
- Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?
Слайд 8
- Какие «волшебные» слова необходимо использовать в устном диалоге?
- В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?
(«Нужно быть вежливыми», «Будьте вежливы» и т.п.)
Слайд 9
- КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд 7
- группа - Выписать отрывки из сказок, где встречается диалог.
- группа - Упр. 245 (вторая часть задания)
Приложение 1
_______________________________________________________________________
Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.
Незнакомец спросил с .рдито Который час. Мальчик испуг..нно прош..птал Не знаю.
__________________________________________________________________
Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.
Смотрите, в неб . журавли закричал кто-то. Возвращайтесь к нам в..сной кр .чали вслед журавлям р..бята.
___________________________________________________________________
Приложение 3
- Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
_________________________________________________________________
- Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
_________________________________________________________________
- Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
_________________________________________________________________
- Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
_________________________________________________________________
- Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.
_________________________________________________________________
Приложение 2
АНАЛИЗ ТЕКСТА
- Прочитайте стихотворение.
- Определите его главную мысль.
- Рассмотрите особенности диалога.
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
- Как твои иголки? –
Ёж спросил у елки.
- Все целы. А как твой нос?
- Целый! - Ёжик произнес.
- Извини! - промолвил Ёж,
Еле сдерживая дрожь.
- Извини и ты, сосед, -
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке
Не сказали ни одной Колкости друг дружке.
- В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
- Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
- Как это отразилось в пунктуации диалога?
- Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы для повторения: Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Какое место в предложении могут занимать слова автора и прямая речь? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПЕРЕД словами автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора?
« Русский язык – великий дар великому народу,» – сказал Иван Сергеевич Тургенев. И.С. Тургенев сказал, что русский язык – великий дар великому народу .
Словарная работа ЗАПИШЕМ В СЛОВАРЬ: Диалог – « диа » - два, логос – «слово» (разговор двух или более лиц) Реплика
Знаки препинания при диалоге 1 . А: «П.» А: - П. 2. «П,» – а. - П,- а.
Вежливость… Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке. - Как твои иголки? Ёж спросил у ёлки. - Все целы. А как твой нос? - Целый! – ёжик произнёс. - Извини! – промолвил ёж, Еле сдерживая дрожь. - Извини и ты, сосед,- Ёлка скрипнула в ответ. Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке Не сказали ни одной Колкости друг дружке.
Чему я научился сегодня на уроке? Как можно определить вторую тему сегодняшнего занятия?
СЛОВАРЬ «ВОЛШЕБНЫХ» слов Пожалуйста Извините Будьте добры Спасибо До свидания Здравствуйте
БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера в обучении вежливому общению на уроках русского языка //Русский язык в школе. – 2017. - № 3. – с.8-13.
В статье рассматриваются возможности заданий коммуникативного характера в реализации одного из направлений развития устной речи школьников. Особое внимание уделено интерактивным заданиям, ...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
ОБУЧНИЕ СЛОВЕСНОЙ ВЕЖЛИВОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Эта статья учит, как правильно включать элементы обучения в учебно-воспитательный процесс....