Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Антонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Составитель: учитель русского языка и Яруллина Ф.Г. МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ
Класс: 5 (авторы учебника: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.).
Тема урока: Антонимы.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, использовать при описании изображённого на рисунке.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Учитель: Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
За окном сегодня солнце!
Улыбается всем нам.
Так давайте, все мы дружно
Пожелаем удачи нам!
Для начала давайте поделимся своим настроением в начале урока. У вас на партах лежат таблички со смайликами. Поднимите каждый тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите пословицу «Ученье – свет, а неученье – тьма». Как вы объясните её смысл? (В ней подчеркивается значение образования, польза знаний, а следовательно, необходимость учиться).
Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы открыли для себя много знаний (и не только сегодня), чтобы всегда вы открывали для себя какие-то знания. Пусть эта пословица сегодня будет нас сопровождать в течение урока, будет нашим девизом или лозунгом.
Давайте откроем свои тетради и запишем сегодняшнее число.
- Лексический диктант «Угадай слово» (3 мин.)
Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
- Раздел науки о языке, изучающий лексику.
- Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах.
- Сильная снежная вьюга, метель, снежная буря.
- Предложение с второстепенными членами.
- Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
- Слова, имеющие одно лексическое значение.
- Слова, имеющие несколько лексических значений.
Ответы: лексикология, жюри, пурга, распространённое, синонимы, однозначные, многозначные.
- Введение в тему (5 мин.)
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
Учащимся предлагается прочитать два текста, размещённых на слайде:
Антон серьёзно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроках был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен, правильно сделал все задания, поэтому получил пять. Антон был очень доволен, а родители – счастливы.
Антон легкомысленно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен, неправильно сделал все задания, поэтому получил два. Антон был очень недоволен, а родители – огорчены.
- Какой текст вам понравился больше?
- В каком из вариантов вам хотелось бы оказаться на месте главного героя?
- Можем ли мы сказать, что перед нами два абсолютно разных текста? (да)
- Какие слова делают их такими противоположными? Как называются эти слова? (антонимы)
Это антонимы (анти – против, онима – имя). В каких ещё словах встречается такая же приставка? Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.
А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите «Антонимы».
- Определение целей урока (1 мин.)
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Что мы должны сегодня сделать?(УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АНТОНИМОВ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ).
Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
- Работа с теоретическим материалом учебника (1 мин.)
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов. Чтение теоретического материала. Запись в тетрадь определения.
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.
- Усвоение новых знаний (5 мин.)
(Учитель у доски, а дополняет ученик).
Давайте попробуем подобрать антонимы к данным словам.
Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова! То есть, если у слова несколько значений, значит и антонимов будет несколько.
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов (письменно у доски).
1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).
(Чёрствый, старый, тёплый).
2. Лёгкий (труд, путь, ветер).
(Тяжёлый, трудный, сильный).
- Знакомство со «Словарём антонимов русского языка» (1 мин.)
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
“Словарь антонимов” М.Р.Львова.
Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.
ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
- Решение грамматических задач (3 мин.)
Раздаточный материал. Каждому учащемуся раздаются предложения, поделённые на 2 части. Нужно соединить 2 части этих предложений по смыслу.
Ребята, посмотрите на данные предложения, произведения какого жанра здесь даны и как они записаны? (здесь записаны пословицы). Запишите полученные пословицы себе в тетрадь.
2. Продолжите пословицы:
Любишь брать, люби отдавать.
Иди вперёд, а оглядывайся назад.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Мир строит, а война – разрушает.
Знай больше, говори – меньше.
По одёжке встречают – по уму провожают
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Легко сказать, да трудно сделать.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Мягко стелет, да жёстко спать.
В глаза не хвали, а за глаза не кори.
Сытый голодного не разумеет.
За маленьким погнался, а большое потерял.
Меньше говори, а больше делай.
Во всех этих пословицах мы что видим? (антонимы).
Объясните смысл данных пословиц
- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (почти все).
А в какой ещё пословице есть антонимическая пара, к которой мы уже сегодня в начале урока обращались? (это наш с вами девиз «Ученье – свет, а неученье – тьма»). Назовите в ней антонимы. (В ней две пары антонимов).
- Работа с иллюстрациями (5 мин.)
- Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях).
Упр. 371 (комментированное письмо).
Внимание на экран. Подбор антонимов. Коллективная работа.
(На слайдах иллюстрации с изображением молодой царевны и царицы (сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях) – добрая, злая; Лисы и Вороны из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - хитрая – простая; умная – глупая).
Что всегда побеждает в сказках? (добро). А назовите антоним к слову.
- Работа в группах (5 мин.)
А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания у доски.
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг - ………….. (злой враг)
Теплый день - ………….. (холодная ночь)
Хорошее начало - ………. (плохой конец)
Ясное утро - …………… (хмурый вечер)
Старая вражда - ………..(новая дружба)
Последнее поражение - ………… (первая победа)
Большая радость – маленькое горе
Холодная зима – жаркое лето
2. Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (письменно)
жаркий
холодный
быстрый
скорый
медленный
древний
старый
молодой
тяжёлый
лёгкий
- Самостоятельная работа (письменно) (4 мин.)
Нужно подобрать антонимы
близкий
злой
холодный
новый
узкий
известный
активный
густой
старый
горячий
широкий
- Игра перед физминуткой (0,5 мин.)
А сейчас продолжите строчки стихотворений. Я говорю начало, а вы заканчиваете словом-антонимом.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
- Физкультминутка "Игра - изобрази антоним " (1 мин.)
Я произношу фразу и выполняю действие, а вы, называя для него антоним, а вы называете антонимы и выполняете противоположное действие.
Уч.: Руки поднимаю(руки вверх)
Дети: -Руки опускаю.
Уч.: - Руки - вперед.
Дети: - Руки–назад.
Уч.: -Руки- вниз.
Дети: - Руки – вверх.
Уч. : - Хлопок влево.
Дети: - Хлопок вправо.
Уч.: - Открыть глаза.
Дети: – Закрыть глаза.
Уч.: - Встать у парты.
Дети: - Сесть за парту.
- Рефлексия. Подведение итогов (3 мин.)
Давайте подведём итоги. Скажите пожалуйста:
- Что такое антонимы?
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Что нужно учитывать при подборе антонимов?
- Для чего, зачем нужны антонимы? Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Ребята, продолжите предложения:
Сегодня на уроке мы говорили об…
Было интересно…
Вызвало затруднение….
А теперь давайте ещё раз посмотрим на ваше настроение. Изменился ли ваш смайлик к концу урока. Всего ли вы достигли на уроке? Всё ли у вас получилось? Поднимите каждый тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
- Домашнее задание
Упр. 372 (нужно подобрать антонимы к приведённым словам).
- Самооценка (0,5 мин.)
Оцените себя сами, поставив оценку за сегодняшний урок в своих тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...