Исследовательская работа по теме "Междометие"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Теоретический материал по теме "Междометие". Задания для работы в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст

Междометие – особая  часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их. Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Междометия  не связаны грамматически с другими словами; не отвечают на вопросы; не изменяются; не являются членами предложения. В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы. К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь); б) существительных (батюшки, караул, господи); в) наречий (довольно, полно); г) местоимений (то-то же). К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут).

Междометие является одним из средств обогащения словарного запаса русского языка.         Постоянно возникают новые междометия. Новыми словами, как правило, пополняется класс производных междометий. В разговорной речи нередко появляется новое «модное» восклицание и так же быстро забывается. Новые междометия, как и слова, могут заимствоваться из других языков — так, сейчас в среде подростков часто можно услышать английские восклицания «Wow!» (вау) и «Yeah!» (ях, заменяет «Yes!» — «да», иногда «Ok!» — «окей»). 

Класс междометий продолжает пополняться.

По структуре междометия могут быть простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы); сложными, т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы); составными, то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз).

Виды междометий по значению: эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.; побудительные междометия, которые  выражают побуждение к действию, команды, приказыну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау; этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук, но длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) – все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении).

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.), а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц  (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.). Это звукоподражательные слова.

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Междометия не являются членом предложения, но могут выступать в качестве самостоятельного восклицательного высказывания. Особенностью таких высказываний является отсутствие особой синтаксической оформленности, особой структуры. Возможны междометия и в составе предложения. По лесу разнеслось ау! (междометие в роли подлежащего). Вдруг я услышал  ау!  (междометие в роли дополнения). Он трах меня по голове! (междометие в роли сказуемого).



Предварительный просмотр:

Группа «Вопросы»

Задание: Изучить текст. Составить 8 вопросов по теме «Междометие как часть речи»

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Группа «Понятие»

Задание: Изучить текст. Определить основные понятия данного текста.

  1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Группа «Поэты» (задание для обучающихся с низкими учебными возможностями)

Задание: Изучить текст. Вставить в стихотворение подходящие по смыслу слова.

…– не слово, …– восторг.

Или радость, или горе,

или то, что между строк…

 

Междометие – страданье, иногда тупая боль.

Еле слышно губы шепчут

многократно: …! …! …!

 

Междометие, как лозунг, междометие –…:

Эй! Ай  да! Давайте, с богом!

Порождает позитив.

 

Иногда срывает крышу или отступает страх,

с облегчением мы слышим

вдох и выдох, с ними:…!

 

Междометие – работа и, лаская нежно слух,

с завершением проекта

вырвалось на волю:!

 

Междометие –…, двухсторонний договор.

Здесь ага! подходит очень –

лучше мир худой, чем спор.

 

Междометие утрата, много маленьких потерь.

…!В былое нет возврата,

Что поделаешь теперь!

 

Междометие –…, накопилась день за днем.

О-о-о-х! протяжное раздалось,

Лучший отдых – это сон.

 

Междометие – молчанье, гробовая тишина.

Тс…и пальцем замечанье.

Ночь уже, взошла луна.

 

Междометие – прогулка. И в загадочном лесу

…часто повторяет

Чье-то громкое: Ау!

Слова для справок: междометие, ой, призыв,  ах,  ух,  согласье, ох, усталость,  эхо

Группа «Поэты» (задание – игра «Буриме» для обучающихся с учебными возможностями выше средних)

Задание: Изучить текст. Создать стихотворение на заданные рифмы, которые нельзя ни
переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.


……………………………….Междометие,

……………………………………….свете!
………………………….….......поощренье,
………………………………. ….....запрет,

………………………………..восхищенье,
……………………………………..привет.
……………………………………….страх

.……………………………………….. .Ах!
………………………………………вздох,

…………………………………………Ох!

……………………………………с  бедой,

…………………………………………Ой!
…………………………………….друзей,
……………………………………….. 
Эй!

………………………………………..дух,
………………………………………..
Ух!

……………………………………...свете,
……………………………..Междометие!



Предварительный просмотр:

Группа «Схема»

Задание: Изучить текст. Представить текст в виде схемы, отразив смысловые связи.

Междометие

Группа «Схема»

Выполненное задание

сложные

Междометие

производные

простые

непроизводные

составные



Предварительный просмотр:

Приложение №  1

Рабочий лист учени (ка, цы) 7 класса _________________________________

__________________________________________________________________   

                                                           число                                                        _________________________________________________________________

тема урока

Задание № 1. Изучить текст, выполнить задание с точки зрения «позиционной» роли своей группы на планшете, пройдя по ссылке.

Оценка руководителя групп при условии, что группа справилась с работой:

«5» - активность высокая; «4» - активность выше средней; «3» - активность средняя;       -        активность низкая

Задание № 2. «Предложение – эстафета».  Произнести предложение с междометием, называть его.

Самооценка: справился; не справился

Задание № 3. Составить обобщенную характеристику междометия по определенному плану, то есть заполнить паспорт междометия.

Паспорт

1.

Название части речи

2.

Значение

3.

Отвечает на вопрос

4.

Принадлежность к группе частей речи

5.

Грамматические признаки

6.

Разряды по значению

7.

Разряды происхождению

8.

Виды по структуре

9.

Наличие многозначности

10.

Синтаксическая роль

11.

Сфера употребления

Взаимопроверка и взаимооценка: «5» - нет ошибок; «4» - 1, 2, 3 ошибки;

«3» - 4, 5 ошибок; «-» не справился



Предварительный просмотр:

МЕЖДОМЕТИЕ

Паспорт

1.

Название части речи

Междометие

2.

Значение

Выражает чувства, настроения и побуждения, но не называет их

3.

Отвечает на вопрос

-

4.

Принадлежность к группе частей речи

Не принадлежит

-

5.

Грамматические признаки

Отсутствуют

-

6.

Разряды по значению

Эмоциональные, побудительные, этикетные

7.

Разряды происхождению

Производные, непроизводные

8.

Виды по структуре

Простые, сложные,  составные

9.

Наличие многозначности

Являются многозначными при выражении разных чувств

10.

Синтаксическая роль

Не является членом предложения

-



Предварительный просмотр:

Таблица контроля

№ п.п

Задание

Оценка

1.

Задание № 1. Оценка руководителя группы

2.

Задание № 2.

3.

Задание № 3.

4.

Задание № 4.

Оценка за урок (средняя арифметическая)

Итоговая оценка учителя

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...