Исследовательская работа по теме "Междометие"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Теоретический материал по теме "Междометие". Задания для работы в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст для исследовательской работы | 16.01 КБ |
Задание для группы "Вопросы" | 12.34 КБ |
Задание для группы "Понятие" | 12.4 КБ |
Задание для группы "Поэты" | 13.79 КБ |
Задание для группы "Схема" | 15.45 КБ |
Рабочий лист обучающегося | 14.43 КБ |
Паспорт части речи междометие | 13.49 КБ |
Лист контроля | 12.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст
Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их. Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.
Междометия не связаны грамматически с другими словами; не отвечают на вопросы; не изменяются; не являются членами предложения. В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.
По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные
Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы. К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.
Производные междометия образованы от слов других частей речи:
а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь); б) существительных (батюшки, караул, господи); в) наречий (довольно, полно); г) местоимений (то-то же). К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут).
Междометие является одним из средств обогащения словарного запаса русского языка. Постоянно возникают новые междометия. Новыми словами, как правило, пополняется класс производных междометий. В разговорной речи нередко появляется новое «модное» восклицание и так же быстро забывается. Новые междометия, как и слова, могут заимствоваться из других языков — так, сейчас в среде подростков часто можно услышать английские восклицания «Wow!» (вау) и «Yeah!» (ях, заменяет «Yes!» — «да», иногда «Ok!» — «окей»).
Класс междометий продолжает пополняться.
По структуре междометия могут быть простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы); сложными, т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы); составными, то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз).
Виды междометий по значению: эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.; побудительные междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау; этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.
Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук, но длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) – все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении).
К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.), а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.). Это звукоподражательные слова.
Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.
Междометия не являются членом предложения, но могут выступать в качестве самостоятельного восклицательного высказывания. Особенностью таких высказываний является отсутствие особой синтаксической оформленности, особой структуры. Возможны междометия и в составе предложения. По лесу разнеслось ау! (междометие в роли подлежащего). Вдруг я услышал ау! (междометие в роли дополнения). Он трах меня по голове! (междометие в роли сказуемого).
Предварительный просмотр:
Группа «Вопросы»
Задание: Изучить текст. Составить 8 вопросов по теме «Междометие как часть речи»
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Группа «Понятие»
Задание: Изучить текст. Определить основные понятия данного текста.
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Группа «Поэты» (задание для обучающихся с низкими учебными возможностями)
Задание: Изучить текст. Вставить в стихотворение подходящие по смыслу слова.
…– не слово, …– восторг.
Или радость, или горе,
или то, что между строк…
Междометие – страданье, иногда тупая боль.
Еле слышно губы шепчут
многократно: …! …! …!
Междометие, как лозунг, междометие –…:
Эй! Ай да! Давайте, с богом!
Порождает позитив.
Иногда срывает крышу или отступает страх,
с облегчением мы слышим
вдох и выдох, с ними:…!
Междометие – работа и, лаская нежно слух,
с завершением проекта
вырвалось на волю:!
Междометие –…, двухсторонний договор.
Здесь ага! подходит очень –
лучше мир худой, чем спор.
Междометие утрата, много маленьких потерь.
…!В былое нет возврата,
Что поделаешь теперь!
Междометие –…, накопилась день за днем.
О-о-о-х! протяжное раздалось,
Лучший отдых – это сон.
Междометие – молчанье, гробовая тишина.
Тс…и пальцем замечанье.
Ночь уже, взошла луна.
Междометие – прогулка. И в загадочном лесу
…часто повторяет
Чье-то громкое: Ау!
Слова для справок: междометие, ой, призыв, ах, ух, согласье, ох, усталость, эхо
Группа «Поэты» (задание – игра «Буриме» для обучающихся с учебными возможностями выше средних)
Задание: Изучить текст. Создать стихотворение на заданные рифмы, которые нельзя ни
переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
……………………………….Междометие,
……………………………………….свете!
………………………….….......поощренье,
………………………………. ….....запрет,
………………………………..восхищенье,
……………………………………..привет.
……………………………………….страх
.……………………………………….. .Ах!
………………………………………вздох,
…………………………………………Ох!
……………………………………с бедой,
…………………………………………Ой!
…………………………………….друзей,
……………………………………….. Эй!
………………………………………..дух,
………………………………………..Ух!
……………………………………...свете,
……………………………..Междометие!
Предварительный просмотр:
Группа «Схема»
Задание: Изучить текст. Представить текст в виде схемы, отразив смысловые связи.
Междометие
Группа «Схема»
Выполненное задание
сложные
Междометие
производные
простые
непроизводные
составные
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Рабочий лист учени (ка, цы) 7 класса _________________________________
__________________________________________________________________
число _________________________________________________________________
тема урока
Задание № 1. Изучить текст, выполнить задание с точки зрения «позиционной» роли своей группы на планшете, пройдя по ссылке.
Оценка руководителя групп при условии, что группа справилась с работой:
«5» - активность высокая; «4» - активность выше средней; «3» - активность средняя; - активность низкая
Задание № 2. «Предложение – эстафета». Произнести предложение с междометием, называть его.
Самооценка: справился; не справился
Задание № 3. Составить обобщенную характеристику междометия по определенному плану, то есть заполнить паспорт междометия.
Паспорт | ||
1. | Название части речи | |
2. | Значение | |
3. | Отвечает на вопрос | |
4. | Принадлежность к группе частей речи | |
5. | Грамматические признаки | |
6. | Разряды по значению | |
7. | Разряды происхождению | |
8. | Виды по структуре | |
9. | Наличие многозначности | |
10. | Синтаксическая роль | |
11. | Сфера употребления |
Взаимопроверка и взаимооценка: «5» - нет ошибок; «4» - 1, 2, 3 ошибки;
«3» - 4, 5 ошибок; «-» не справился
Предварительный просмотр:
МЕЖДОМЕТИЕ
Паспорт | ||
1. | Название части речи | Междометие |
2. | Значение | Выражает чувства, настроения и побуждения, но не называет их |
3. | Отвечает на вопрос | - |
4. | Принадлежность к группе частей речи | Не принадлежит - |
5. | Грамматические признаки | Отсутствуют - |
6. | Разряды по значению | Эмоциональные, побудительные, этикетные |
7. | Разряды происхождению | Производные, непроизводные |
8. | Виды по структуре | Простые, сложные, составные |
9. | Наличие многозначности | Являются многозначными при выражении разных чувств |
10. | Синтаксическая роль | Не является членом предложения - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....