Деловая игра Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку

Марценюк Елена Александровна

     В этой игре соревнуются между собой не команды, а все ученики. Каждый выступает сам за себя. Работы выполняются на выданных листах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_odnosostavnye_predlozheniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

по теме

«Односоставные предложения»

Тип урока: обобщение изученного

Форма урока: Деловая игра

Участники: ученики.

Оборудование: распечатки листов с заданиями на каждого участника.

     В этой игре соревнуются между собой не команды, а все ученики. Каждый выступает сам за себя. Работы выполняются на выданных листах.

1. Оформите ответ в форме цифровой записи. Образец: 1-, 2+, ... .

1 .   Определенно-личные предложения - это односоставные предложения.

2.    Определенно-личные предложения - это двусоставные предложения.

3.    Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым.

4.    Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению с подлежащим.

5. Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения.

(1+, 2- 3+, 4-,5+)

2. Определите типы простых предложений:

1. По радио передавали «Последние известия».

2. Смеркается.

3. Ночью мне долго не спится.

4. Докажите теорему самым простым способом.

5. Ночь. Тишина. Нежные запахи леса.

(Определенно-личное - 4, неопределенно-личное - 1, безличные -2, 3, назывные - 5.)

3. Оформите ответ в форме цифровой записи. Образец: 1-, 2+, ... .

1 .   Неопределенно-личные предложения - это двусоставные предложения.

2.    Это односоставные предложения.

3.    В них можно восстановить подлежащее.

4.    В них можно вводить подлежащее - местоимение 3 лица.

5.    В них можно вводить подлежащее - местоимение 1, 2 лица.

(1-, 2+, 3+, 4+, 5 -)

4. Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.

2. Ночь.

3. Тревожные гудки.

4. В школе готовятся к празднику.

5. В лесу шумело.

6. Темнота. Грохот разрывов.

7. Лес. Поляна. Безлюдье.

8. В деревне убирают урожай.

9. В доме ожидают гостей. Работу выбирают по способностям.

10. В трубе свистело, гудело, ухало.

5. Оформите ответ в форме цифровой записи. Образец: 1-, 2+, ....

1.    Безличные глаголы изменяются по лицам и числам.

2.    В предложениях с безличными глаголами есть подлежащее.

3.    Понятия «безличные глаголы» и «безличные предложения» связаны.

4.    Безличное предложение - односоставное.

5.   В безличных предложениях можно восстановить подлежащее.

 (1- 2-, 3+, 4+, 5-)

6. Переделайте, где это возможно, двусоставные предложения в односоставные. Какие типы односоставных предложений представлены в тексте?

   Утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать еще, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по математике. Вчера я имел мало времени для занятий, но математику я люблю и знаю.

(В отредактированном тексте будут представлены все типы односоставных предложений.)

7. Оформите ответ в форме цифровой записи. Образец: 1-, 2+, ....

1.    Назывные предложения - это односоставные предложения.

2.    Назывные предложения - это двусоставные предложения.

3.    Назывные предложения могут быть распространенными.

4.    В конце этих предложений может стоять только восклицательный знак

5.    Назывные предложения не могут быть распространенными.

(7+, 2- 3+, 4- 5-)

II.       Викторина «Безличные предложения в литературе» 

1.     Вспомните безличное предложение в сказке Пушкина - знаменитый вопрос рыбки.

(Ответ: «Чего тебе надобно ...?»)

2.    Кто из русских писателей мог употребить безличное предложение: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней!»

(Ответ: Лев Толстой)

3.     Какая героиня Пушкина сказала: «Не спится, няня ... Здесь так душно ...»

(Ответ: Татьяна Ларина)

4.     Кто из русских поэтов написал строчки: «Вам не видать

таких сражений!»?

(Ответ: М.Ю. Лермонтов)

5.     Кто из русских поэтов начала XX века написал: «Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется- на душе светло».

(Ответ: Сергей Есенин)

6.     «Вот что, Теркин, в одиночку не резон тебе идти». Как называется поэма А.Твардовского, в которой есть эти

строчки?

(Ответ: «Василий Теркин»)

III.     Следующее задание: на доске записаны пословицы с пропуском одного слова.

Все пословицы построены как безличные предложения. Учащиеся должны восстановить пропущенное слово.

1.    Ив раю жить ... одному.

2.    Делано наспех, ... на смех.

3.    И друга и врага можно ... в трех обстоятельствах: в пути, в горе и в болезни.

4.    Где добра ..., там не ищи правды.

5.    Каково живется, таково и ....

6.    Надо всем знать, как врага ....

7.    Уважение трудно заработать, но легко ....

8.    Упавшему в воду нечего ... дождя.

9.    Нерешительному не ... удачи.

10.   Глупому не ... и с ума сойти.

11.   ... болезни тяжелее, чем глупость.

12.  Честность легко ..., но трудно опорочить.

Ответы: 1) тошно, 2)сделано; 3) испытать; 4) нет; 5) спится; 6) распознавать; 7) потерять; 8) бояться; 9) знать (или видеть); 10) страшно; 11) нет; 12) высмеять.

  1. Подведение итогов
  2. Д/З  Выписать из произведений художественной литературы 5 односоставных предложений.

Определите типы простых предложений:

1. По радио передавали «Последние известия».

2. Смеркается.

3. Ночью мне долго не спится.

4. Докажите теорему самым простым способом.

5. Ночь. Тишина. Нежные запахи леса.

4. Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.

2. Ночь.

3. Тревожные гудки.

4. В школе готовятся к празднику.

5. В лесу шумело.

6. Темнота. Грохот разрывов.

7. Лес. Поляна. Безлюдье.

8. В деревне убирают урожай.

9. В доме ожидают гостей. Работу выбирают по способностям.

10. В трубе свистело, гудело, ухало.

6. Переделайте, где это возможно, двусоставные предложения в односоставные. Какие типы односоставных предложений представлены в тексте?

   Утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать еще, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по математике. Вчера я имел мало времени для занятий, но математику я люблю и знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....