II. Основной этап урока (занятия) |
Посмотрите на доску. Поставьте вопрос и допишите окончания Рассказать (О) зим.. Утеплиться для зим.. На улице зим.. Рассказать о, задай вопрос, (о чем)? Почему окончание е? -Составь предложение «рассказать о зиме». Утеплиться для (чего?) Почему окончание Ы? Составь предложение «утеплиться для зимы»? На улице что? Почему ты поставил окончание А?
-придумай предложение с «на улице зима»
-Что мы повторили в этой разминке?
Ребята, посмотрите, у каждого на парте лежат таблички. Переверните их. -что нарисовано у тебя на табличке? -Спроси у одноклассницы, что изображено на её карточке? -Что у тебя на карточке? Суффикс, окончание, приставка, корень – это всё что? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите тему урока в тетрадь: Части слова.
Пока отложите тетради. Давайте прочитаем слова на слайде: Дом, домик, домище, домовой, домашний -какие это слова? -Докажите, что слова однокоренные. -почему? На слайде даны шаблоны: Я считаю, что эти слова …, потому что они …по значению, и у них …корень. Я думаю, что слова являются …, потому что они имеют …корень и …лексическое значение Я рассуждаю так: если эти слова обладают …лексическим значением, и имеют…корень, то слова …. После ответа детей на слайде появляется поле со вставленными словами. -Прочитай, что у нас получилось? -Ребята, а домик- это что? -А какой антоним у слова домик? -Валера, что такое домище? Большой или как сказать по-другому?
А теперь, давайте же узнаем, что такое корень. Корень – это… вместе прочитаем правило на слайде: Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение. -повтори, что такое корень? -зачем нужен корень в слове?
На слайде представлены картинки с подписями: На стуле спит кот На крыше сидят кот… Мальчик дает корм кот… Собака догоняет кот... Девочка играет с кот… Заполните пропуски в предложениях. -На крыше сидят (кто? ).. -Алиса, мальчик даёт корм (кому? ).. -Валера, собака догоняет (кого?) … -Анжелика, девочка играет (с кем?)…
Посмотрите, кот-кот-кот-кот. Что разное? -а это однокоренные слова? -а что это?
Посмотрите на слайд.
Верно. Если выделить слово кот, то получится следующая цепочка: прочитаем вместе: Кот, коты, коту, кота, котом.
Закрепим эту мысль в правиле. -Прочитай правило на слайде, Валера?
Проверим, как вы запомнили разницу. Выполним задание на карточках в тетради. Откройте тетрадь. У вас на карточках таблица. Перерисуйте таблицу в тетрадь. В одной колонке подберите однокоренные слова, а в другой – напишите формы слова.
-назови цепочку однокоренных слов?
-расскажи ребятам, какие формы от слова труд ты образовал? -Итак, еще раз повтори одноклассникам. Что такое однокоренные слова? -Зачем нужен корень в слове? -что такое окончание?
Переходим к следующему заданию. Отложите тетради. У вас на столах карточки с заданием. Прочитай, что нужно сделать? Повтори, что нужно сделать? Делаем на карточке самостоятельно. Время пошло. Проверьте себя. На слайде правильные ответы. Прочитаем по цепочке, что должно получится. -Ребята, название второй колонки, где собрались вторые половинки слов, пропущено. Как называется вторая часть слова? Запишите название: суффикс, как на слайде. (Учитель достает шляпу с бумажками)
Поиграем со словами, которые получились. У меня в шляпе, перемешаны бумажки со словами. Вытягивайте одну бумажку, только не подсматривая. (Учитель сначала просит прочитать вслух слово на бумажке, а потом задает вопрос) - составь предложение со словом чайник? -составь предложение со словом грузчик? -тебе достается слово холодок -составь предложение со словом работник. -тебе досталось слово цветок -подумай, какое предложение можно составить со словом скворечник?
Мы с вами выяснили, что вторая часть слова называется суффиксом. Что такое суффикс? (Учитель открывает доску, на ней написано предложение) Заполните пропуски в предложении на доске: Суффикс – это _, которая находится после _ и _ для образования новых _
часть слова, корня служит слов.
Учитель по ходу ответов детей, добавляет в пропуски карточки со словами. -прочитаем вместе, что получилось
Отлично! Сделаем физическую разминку. Встаньте. Послушайте внимательно, что нужно делать. Если я говорю пару антонимов, то вы прыгаете, если вы услышите пару синонимов, то вы приседаете, если это слова-омонимы, то крутитесь на месте. Всем понятно? Попробуем сначала вместе. (учитель говорит несколько раз за экраном, при затруднении повторяет уже слухозрительно) Белый-чёрный –антонимы. Значит, прыгаем; Дальше, коса-коса. Омонимы, значит кружимся на месте; пурга, метель – синонимы, значит, приседаем. Теперь попробуйте сами, слушайте внимательно. Ключ-ключ; добрый-злой; красный-алый. Молодцы! Вы внимательно слушали и не ошиблись. Садитесь пожалуйста.
Прочитаем слова вместе: Прадед, полоса, неудача, недруг, роза. Давайте разберем первое слово прадед. -Сережа, подбери однокоренные слова к слову прадед? -какой корень у этих слов? -А что стоит перед корнем, ты помнишь? (на слайде в слове выделяются корень и приставка) -следующее слово, пожалуйста? -а что после корня? Образуй формы от существительного полоса? -какая часть слова изменяется? -Разбери слово неудача? -а что стоит после корня? Нет чего? -что осталось перед корнем?
-следующее слово: недруг
-последнее слово – роза.
-Ребята, какие слова лишние? Речевые шаблоны на слайде: Мне кажется, что лишние слова … Я думаю, что лишними будут …. Я склонна не согласиться, на мой взгляд лишние здесь … Мы услышали много вариантов, но верный только один. Давайте проголосуем: (Учитель проговаривает за экраном) -поднимите руку те, кто считает, что лишние слова роза и полоса -поднимите руку те, кто думает, что лишние слова неудача и недруг. Действительно, лишними оказались слова полоса и роза. -повтори еще раз почему роза и полоса лишние? Речевой шаблон на слайде: Слова … здесь лишние, потому что в них нет … В остальных словах перед корнем стоят …
Как мы можем сформулировать правило. Валера, что такое приставка? Проверьте себя, прочитаем вместе на слайде.
Прочитай схему на доске.
- объясни схему на доске товарищу
Внизу под схемой речевой шаблон: Схема означает, что…- это морфемы.
Что за морфемы такие, ребята? Разве мы говорили с вами до этого о морфемах? Если не морфемы, то как сказать иначе? Приставка, корень, суффикс, окончание — это всё что? Учитель дописывает в пропуск: части слова.
Откройте тетради, на следующей строчке по центру перерисуйте схему с доски.
-Отложите тетради. Откройте учебник на странице 4. Найдите внизу станицы определение, что такое морфема. -кто нашёл, поднимите руку. -прочитай нам определение морфемы.
Ответьте устно на вопросы по определению: -какие виды морфем ты знаешь. Назови?
-как называется наука, которая изучает части слова? -повтори: как называется наука, которая изучает морфемы?
На странице 5, найдите упражнение 376. -Что нужно сделать, прочитай..
-Мы с вами в классе разберем 2 слова, а остальные слова вы доделаете дома. -Откройте тетрадь и запишите: упражнение 376. Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу. У вас на столах лежат памятки. Прочитаем памятку вместе.
Один ученик выполняет задание у доски, а остальные пишут в тетрадях.
-выходи к доске и разбери первое слово. Возьми памятку с собой, чтобы подсматривать в неё. -что значит уборка? что нужно сделать дальше? Выдели корень – это общее у всех слов. Подбери однокоренные слова. (учитель помогает)
-а вот тут ты неправа. Корень БОР- уборка образовано от глагола убирать, а он образован от глагола брать, дословно убирать – это брать пыль, грязь, мусор. Поэтому корень Бор-исправляй.
-просклоняй существительное по падежам. Выдели окончание. -Сразу выделяй основу слова- это всё кроме окончания. -Правильно, какая часть слова стоит перед окончанием? Верно. -и последняя часть слова, которая стоит перед корнем, что это?
-Составь словосочетание с существительным уборка. Придумай предложение со словосочетанием уборка хлеба. -Молодец. Садись, спасибо. -следующее слово идёт разбирать, Сережа. -Составь словосочетание с прилагательным хлебный. Придумай предложение со словами хлебный квас.
|
Опираясь на таблицу склонений имен существительных, ученики задают вопрос.
-О зиме -потому что это сущ. 1 склонения, ед. числа, в П. падеже -Учитель рассказывал о зиме -для зимы -потому что это сущ. 1 склонения, ед. числа в Р. падеже. -Папа велел утеплиться для зимы. -на улице зима -потому что это сущ.1 склонения, ед. числа в И. падеже. -За окном падает снег, на улице зима.
-мы повторили склонения имён существительных.
Смотрят на карточки, отвечают на вопросы: -у меня на табличке нарисована приставка. читают слова на слайде -что у тебя на карточке? -у меня на карточке суффикс -у меня на карточке окончание -У меня на карточке корень -Это всё части слова.
-сегодня мы будем говорить о частях слова.
Записывают число, классная работа и тему урока в тетрадь.
Смотрят на слайд в презентации
-это однокоренные слова
-Я считаю, что эти слова однокоренные, потому что они близкие по значению, и у них общий корень. -Я думаю, что слова являются однокоренными, потому что они имеют общий корень и близкое лексическое значение. -я рассуждаю так: если эти слова обладают близким лексическим значением, и имеют общий корень, то слова однокоренные.
Читает текст на слайде -это маленький дом -антоним к слову домик –домище -Домище- это большой дом. -Огромный дом.
Читают правило на слайде: Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение.
-
корень –это главная значимая часть слова… -корень показывает лексическое значение слова.
Смотрят на картинки
1.На стуле спит кот
2. На крыше сидят коты 3. Мальчик даёт корм коту 4. Собака догоняет кота 5. Девочка играет с котом
-разное окончание. -нет. -это формы слова
Читает правило на слайде Окончание- это значимая часть слова, которая образует формы слова.
Однокоренные слова | Формы слова | труд | труд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-труд, трудный, трудовик, трудоголик, трудолюбивый, трудиться.
-Ребята, от слова труд я образовал формы: труд, труда, труду, труд, трудом, о труде. -однокоренные слова – это слова с близким лексическим значением и общим корнем. -корень в слове показывает лексическое значение. -окончание – это значимая часть слова, которая нужна для изменения формы слова.
Читает инструкцию к заданию на карточке: Образуйте новые слова, соединив части слова вместе.
-Скворечник, печник, грузчик, птенчик, холодок, работник, чайник, цветок.
-вторая часть слова называется суффикс
Заполняют карточку
Вытягивают бумажки и отвечают на вопрос:
-Мама поставила чайник на плиту.
-Грузчик нёс рояль на пятый этаж.
-У меня по спине пробежал легкий холодок.
-Я хороший работник. -Бабушка вырастила на окне цветок. -Ребята с папой построили красивый скворечник.
Заполняют пропуски в предложении по смыслу.
Читают получившейся текст: -Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Слушают инструкцию.
Воспринимают на слух
Выполняют с учителем
Выполняют самостоятельно
Читают слова Прадед, полоса, неудача, недруг, роза.
-прадед, дед, дедушка, дедуля.
-корень дед. -перед корнем стоит приставка пра.
-полоса, полосатый, полоска. -корень полос -полоса, полосе, полосу, полосой -окончание А. -неудача, неудачник, удача, удачливый. -корень удач. -неудача, неудачи – окончание А -приставка не.
-недруг, друг, друзья. Корень друг -приставка не - роза, розовый, розоветь. Корень роз -роза, розе, розой. Окончание А Дают ответ по шаблонам:
-Мне кажется, что лишние слова полоса и роза, потому что у них нет приставки. -Я думаю, что лишними будут недруг и неудача, потому что у них приставки не. -Я склонна не согласиться, на мой взгляд лишние здесь роза и полоса.
Воспринимают на слух и голосуют
Воспринимают слухозрительно
Отвечает на вопрос:
-Слова роза и полоса здесь лишние, потому что в них нет приставки. В остальных словах перед корнем стоят приставки.
-Приставка – это часть слова перед корнем. Читают вместе на слайде. Приставка – это значимая часть слова перед корнем.
Читают схему на доске: Схема на доске: Морфемы …
Приставка Корень Суффикс Окончание
-Сережа, схема означает, что приставка, корень, суффикс и окончание – это морфемы.
-Это части слова
Переписывают схему с доски.
Ищут определение в учебнике.
Читает определение: -Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами, то есть приставками, корнями, суффиксами и окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке –морфемике. Отвечают на вопросы учителя:
-я знаю приставки, корни, суффиксы, окончания, основа.
-Наука, которая изучает части слова называется морфемика
-Морфемика
Открывают учебник, находят упражнение. Читает инструкцию к упражнению: Разделите слова на морфемы. Спишите, обозначьте их соответствующими знаками.
Смотрят и читают памятки Читает памятку «Разбор слова по составу» Чтобы правильно разобрать слово нужно: - Определить лексическое значение слова;
- Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
- Изменить слово по числам и падежам. Обозначить окончание (если есть)
- Выделить основу слова (часть слова без окончания)
- Найти суффикс, обозначить его в слове;
- Найти приставку. Выделить её графически.
Записывает первое слово: уборка
-убираться, приводить в порядок, наводить чистоту -Найти корень, подобрав однокоренные. Уборка, убирать, уборщик. Корень УБОР.
Смотрят на слайд с толкованием.
Исправляет ошибку. Корень БОР.
-уборка, уборки, уборке, уборку, уборкой, уборке. Окончание А.
Выделяет основу слова.
- суффикс К.
-приставка У. У-приставка; БОР- корень, К-суффикс; А-окончание.
-Уборка хлеба
-Я занималась уборкой хлеба.
По аналогии с первым:
-Хлебный: ХЛЕБ-корень, Н-суффикс, ЫЙ-окончание. -Хлебный квас. -Бабушка приготовила вкусный хлебный квас.
|