"Обращение"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Юсупова Гульфина Гарифулловна

Урок русского языка в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Обращение»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

1)  углубить знания учащихся об обращении, познакомить  обучающихся  со  способами  выражения  обращения,  его стилистическими  особенностями;

2)  развивать  пунктуационные  навыки,  работать  над  соблюдением  правильной  интонации;    развивать  навыки  работы  с  дополнительной  литературой;

3)  воспитывать  доброжелательное отношение к окружающим.

ПЛАН УРОКА 

  1. Организационный момент:

       - приветствие;

       - проверка готовности класса к уроку.

-Дежурный, все ученики присутствуют на уроке?(Ответ дежурного)

-Амир, как я обратилась к тебе?

(Словом «дежурный»)

-Чем является слово «дежурный» в данном предложении?

(Обращением)

-Правильно. Какую тему мы сегодня продолжаем изучать?( тему «Обращение»).

Формулирование цели урока.

-Какие цели мы поставим перед собой?

Ученики формулируют цели к уроку.(на доске клише)

-хочу научиться…(находить обращения в предложениях и в текстах

-хочу понять …(как правильно ставить знаки препинания в предложениях)

-хочу узнать…(как правильно использовать обращения в своей речи)

2.Актуализация знаний.

Сейчас мы проведем работу по структуре «Эй Ар Гайд» Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения по теме «Обращение». В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Каждый работает самостоятельно.

-Проверим работу. Каждый ученик читает по 1 утверждению. Внимательно слушайте, при необходимости исправляйте ошибки.

3.Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса.

-Обращения  выражаются именами существительными в именительном падеже. Могут ли обращения выражаться другими частями речи? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно выполнить следующее задание. Работаем парами.

Перед вами карточки с заданиями. Выполните их.(Найти обращения, расставить знаки препинания при них, определить, какой частью речи выражено обращение?)

Карточка №1.

1)Повидайся со мной родимая появись легкой тенью на миг. 2)Отпусти меня родная на простор широкий. 3) Услышь меня хорошая услышь меня красивая.(прилагательное)

Карточка №2

1)-Провожающие просим вас освободить вагоны. 2)Жизнью пользуйся живущий. 3)Отдыхающие пройдите в спортивный зал.(причастие)

Проверка результатов. Сделайте вывод.

Слайд 1

-Посмотрите на экран. Прочитайте предложения, найдите обращения. Сделайте вывод.

1)-Прощай, с глазами синими, тебя я не виню»

2) –Эй, в гимнастерке, подойди сюда.

3)Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Вывод: Обращение может быть выражено существительным в косвенном падеже. когда  обращаются  к  какому-то   признаку лица:

Слайд 2. Найдите лишнее предложение. Объясните свой выбор. Прокомментируйте постановку знаков препинания.

1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.

2) Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова,  Крамского и Левитана, Серова и Шишкина - Россия.  

3) Тебя, как первую любовь, Россия, сердце не забудет.

4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.

Ответ: 3 (слово «Россия»-обращение, не является членом предложения)

-Какой  вывод можно сделать? Запишите в таблице.

Слайд 3. Составьте схемы предложений. 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.

1.Я вернусь к тебе, Россия.

 2.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

3.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

 4.«Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Схемы: 1)[ …, О].            2)[О, … ].          3)[ …, О, … ].     4) [ …, О, …,О ].    

Вывод: Обращение может находиться в начале, середине, в конце предложения. Части распространенного обращения могут отделяться друг от друга другими словами.

4.Закрепление изученного.

Упр.326. Читаем задание. Работа в парах.

-Какую функцию они выполняют?(Служат для привлечения внимания)

-В каком стиле речи чаще всего используются обращения? Могут ли обращения использоваться в других стилях речи? Ответом на этот вопрос являются индивидуальные задания, которые вы получили на дом.

Исследовательская работа.

1-ый ученик. Обращения в официально-деловом стиле речи.

2-ой ученик. Обращения в художественном стиле речи.

3-ий ученик. Обращения в публицистическом стиле речи.

Вывод.(Обращения могут использоваться  в разных стилях речи)

Физкультминутка.

-Предлагаю следующее задание. Выпишите обращения, которые вы услышите во время просмотра видеофильма «Морозко»

-Какие чувства выражаются через обращения? (уважение, доброжелательность, восхищение) Обращения выражают отношение говорящего к собеседнику.

-Послушайте другие примеры. «Что ты со мной сделала, ведьма проклятая?!» «Все- таки успела, змея подколодная?»

-Какие чувства выражены в этих предложениях?( злоба, обида, ненависть и зависть)

Вывод: Используя обращения надо быть очень осторожными, потому что словом можно обидеть, вызвать чувство неприязни, злобы и т.д.)

-Тема «Обращение» есть и в заданиях ОГЭ по русскому языку. Посмотрим формулировку задания.

Задание 10 № 5198. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

– Смотри,(1) надо беречь руки! Вся твоя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах.

– 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите!

Ответ: 34

-Выполните тестовые задания.

ТЕСТ

Задание 1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

— Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь, (1) соня. На тетеревиный ток опоздаем! Я с трудом очнулся от дрёмы, (2) наскоро умылся, (3) выпил кружку молока, (4) и, (5) когда я был готов, (6) мы двинулись в путь. По рыхлому снегу ступали наугад, (7) то и дело проваливаясь в колдобины.

 Задание 2 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Например, (1) опишите вьющийся куст этих красных цветов, (2) которые тянутся через ограду, (3) хотят заглянуть в комнату, (4) посмотреть через стеклянную дверь, (5) что мы тут с вами делаем... — Наконец, (6) опишите воробья, (7) — сказал Бунин, (8) — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, (9) что всё уже сказано, (10) все стихи написаны до вас, (11) новых тем и новых чувств нет, (12) все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. В юности у меня тоже были подобные мысли, (13) доводившие меня до сумасшествия. Но это, (14) милостивый государь, (15) вздор.

Задание 3 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

— Костик, (1) съезди в магазин за хлебом,(2) дождь уже кончился, (3) — услышал он голос матери.

Магия книжных строк тотчас улетучилась. Он натянул кроссовки,(4) приладил на багажник старенького велосипеда пластмассовую корзинку и, (5) взяв список покупок, (6) покатил в магазин.

Задание 4 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Ихтиандр плыл быстро,(1) напрягая все свои силы,(2) только иногда делал короткие остановки и нежно шептал ей,(3) как рыбке,(4) попавшей в беду: «Потерпи,(5) бедная,(6) немного!» Он хотел,(7) чтобы девушка открыла глаза,(8) но боялся испугать её.

 Задание 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

О том,(1) что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием,(2) ребята детского дома знали заранее. Директор дома,(3) Мария Дмитриевна,(4) так и сказала:

– Сегодня,(5) ребята,(6) полный у нас обед: первое будет,(7) второе и третье.

Задание 6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

− Ладно,(1) друг,(2) кончай дурака валять. И давай топать в лагерь,(3) а то к обеду,(4) вероятно,(5) не поспеем. Да не бойся,(6) ничего тебе не будет,(7) это я тебе по секрету могу сказать.

Задание 7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите через запятую цифры, обозначающие запятые при обращении.

— Возьми,(1) дружок,(2) скушай,(3) — сказала продавщица и протянула пирожок,(4) аккуратно завёрнутый в бумажную салфетку.

— Да что вы,(5) не надо,(6) — торопливо произнёс Максим и,(7) кажется,(8) покраснел.

Задание 8.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающие запятую при обращении.

— Пап,(1) я вот что хотел спросить: как ты думаешь,(2) почему наша Ева Петровна такая? — обратился к отцу Кирилл.

— Какая «такая»? В общем-то,(3) обыкновенная,(4) — ответил отец. — Наверное,(5) ты слишком сурово на неё смотришь.

Задание 9.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

— Возьми его,(1) — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну,(2) отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно,(3) возьми.

Брат громко засмеялся,(4)потрепал мальчика по плечу,(5)взъерошил ему волосы:

— Эх ты,(6)путешественник! Ну ладно,(7)собирайся!

Задание 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

— Только,(1) народ,(2) чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.

Все двинулись к дверям,(3) в классе оставался только Петруха Васильев,(4) который спокойно,(5) ни на кого не обращая внимания,(6)что-то писáл в тетради.

— Василёк,(7) ты чего присох?! — крикнул Носков. — Времени,(8) понимаешь,(9) в обрез: весь класс когти рвёт...

Взаимопроверка. Критерии оценивания прилагаются. Ребята сами оценивают работу.

Рефлексия. Возьмите листочки Эй Ар Гайд. Прочитайте утверждения. Поставьте отметки в графе «после». Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание. 1гр- выполнить структуру «Модель Фрейер» по теме «Обращение»

                                    2 гр- выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

                                             обращения,  употребленные в письмах героев.

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.

Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....