"Обращение"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение" | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обращение»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока:
1) углубить знания учащихся об обращении, познакомить обучающихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями;
2) развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации; развивать навыки работы с дополнительной литературой;
3) воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент:
- приветствие;
- проверка готовности класса к уроку.
-Дежурный, все ученики присутствуют на уроке?(Ответ дежурного)
-Амир, как я обратилась к тебе?
(Словом «дежурный»)
-Чем является слово «дежурный» в данном предложении?
(Обращением)
-Правильно. Какую тему мы сегодня продолжаем изучать?( тему «Обращение»).
Формулирование цели урока.
-Какие цели мы поставим перед собой?
Ученики формулируют цели к уроку.(на доске клише)
-хочу научиться…(находить обращения в предложениях и в текстах
-хочу понять …(как правильно ставить знаки препинания в предложениях)
-хочу узнать…(как правильно использовать обращения в своей речи)
2.Актуализация знаний.
Сейчас мы проведем работу по структуре «Эй Ар Гайд» Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения по теме «Обращение». В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Каждый работает самостоятельно.
-Проверим работу. Каждый ученик читает по 1 утверждению. Внимательно слушайте, при необходимости исправляйте ошибки.
3.Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса.
-Обращения выражаются именами существительными в именительном падеже. Могут ли обращения выражаться другими частями речи? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно выполнить следующее задание. Работаем парами.
Перед вами карточки с заданиями. Выполните их.(Найти обращения, расставить знаки препинания при них, определить, какой частью речи выражено обращение?)
Карточка №1.
1)Повидайся со мной родимая появись легкой тенью на миг. 2)Отпусти меня родная на простор широкий. 3) Услышь меня хорошая услышь меня красивая.(прилагательное)
Карточка №2
1)-Провожающие просим вас освободить вагоны. 2)Жизнью пользуйся живущий. 3)Отдыхающие пройдите в спортивный зал.(причастие)
Проверка результатов. Сделайте вывод.
Слайд 1
-Посмотрите на экран. Прочитайте предложения, найдите обращения. Сделайте вывод.
1)-Прощай, с глазами синими, тебя я не виню»
2) –Эй, в гимнастерке, подойди сюда.
3)Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
Вывод: Обращение может быть выражено существительным в косвенном падеже. когда обращаются к какому-то признаку лица:
Слайд 2. Найдите лишнее предложение. Объясните свой выбор. Прокомментируйте постановку знаков препинания.
1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.
2) Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина - Россия.
3) Тебя, как первую любовь, Россия, сердце не забудет.
4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.
Ответ: 3 (слово «Россия»-обращение, не является членом предложения)
-Какой вывод можно сделать? Запишите в таблице.
Слайд 3. Составьте схемы предложений. 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.
1.Я вернусь к тебе, Россия.
2.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
3.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
4.«Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Схемы: 1)[ …, О]. 2)[О, … ]. 3)[ …, О, … ]. 4) [ …, О, …,О ].
Вывод: Обращение может находиться в начале, середине, в конце предложения. Части распространенного обращения могут отделяться друг от друга другими словами.
4.Закрепление изученного.
Упр.326. Читаем задание. Работа в парах.
-Какую функцию они выполняют?(Служат для привлечения внимания)
-В каком стиле речи чаще всего используются обращения? Могут ли обращения использоваться в других стилях речи? Ответом на этот вопрос являются индивидуальные задания, которые вы получили на дом.
Исследовательская работа.
1-ый ученик. Обращения в официально-деловом стиле речи.
2-ой ученик. Обращения в художественном стиле речи.
3-ий ученик. Обращения в публицистическом стиле речи.
Вывод.(Обращения могут использоваться в разных стилях речи)
Физкультминутка.
-Предлагаю следующее задание. Выпишите обращения, которые вы услышите во время просмотра видеофильма «Морозко»
-Какие чувства выражаются через обращения? (уважение, доброжелательность, восхищение) Обращения выражают отношение говорящего к собеседнику.
-Послушайте другие примеры. «Что ты со мной сделала, ведьма проклятая?!» «Все- таки успела, змея подколодная?»
-Какие чувства выражены в этих предложениях?( злоба, обида, ненависть и зависть)
Вывод: Используя обращения надо быть очень осторожными, потому что словом можно обидеть, вызвать чувство неприязни, злобы и т.д.)
-Тема «Обращение» есть и в заданиях ОГЭ по русскому языку. Посмотрим формулировку задания.
Задание 10 № 5198. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– Смотри,(1) надо беречь руки! Вся твоя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах.
– 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите!
Ответ: 34
-Выполните тестовые задания.
ТЕСТ
Задание 1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
— Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь, (1) соня. На тетеревиный ток опоздаем! Я с трудом очнулся от дрёмы, (2) наскоро умылся, (3) выпил кружку молока, (4) и, (5) когда я был готов, (6) мы двинулись в путь. По рыхлому снегу ступали наугад, (7) то и дело проваливаясь в колдобины.
Задание 2 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Например, (1) опишите вьющийся куст этих красных цветов, (2) которые тянутся через ограду, (3) хотят заглянуть в комнату, (4) посмотреть через стеклянную дверь, (5) что мы тут с вами делаем... — Наконец, (6) опишите воробья, (7) — сказал Бунин, (8) — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, (9) что всё уже сказано, (10) все стихи написаны до вас, (11) новых тем и новых чувств нет, (12) все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. В юности у меня тоже были подобные мысли, (13) доводившие меня до сумасшествия. Но это, (14) милостивый государь, (15) вздор.
Задание 3 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
— Костик, (1) съезди в магазин за хлебом,(2) дождь уже кончился, (3) — услышал он голос матери.
Магия книжных строк тотчас улетучилась. Он натянул кроссовки,(4) приладил на багажник старенького велосипеда пластмассовую корзинку и, (5) взяв список покупок, (6) покатил в магазин.
Задание 4 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Ихтиандр плыл быстро,(1) напрягая все свои силы,(2) только иногда делал короткие остановки и нежно шептал ей,(3) как рыбке,(4) попавшей в беду: «Потерпи,(5) бедная,(6) немного!» Он хотел,(7) чтобы девушка открыла глаза,(8) но боялся испугать её.
Задание 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
О том,(1) что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием,(2) ребята детского дома знали заранее. Директор дома,(3) Мария Дмитриевна,(4) так и сказала:
– Сегодня,(5) ребята,(6) полный у нас обед: первое будет,(7) второе и третье.
Задание 6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
− Ладно,(1) друг,(2) кончай дурака валять. И давай топать в лагерь,(3) а то к обеду,(4) вероятно,(5) не поспеем. Да не бойся,(6) ничего тебе не будет,(7) это я тебе по секрету могу сказать.
Задание 7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите через запятую цифры, обозначающие запятые при обращении.
— Возьми,(1) дружок,(2) скушай,(3) — сказала продавщица и протянула пирожок,(4) аккуратно завёрнутый в бумажную салфетку.
— Да что вы,(5) не надо,(6) — торопливо произнёс Максим и,(7) кажется,(8) покраснел.
Задание 8.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающие запятую при обращении.
— Пап,(1) я вот что хотел спросить: как ты думаешь,(2) почему наша Ева Петровна такая? — обратился к отцу Кирилл.
— Какая «такая»? В общем-то,(3) обыкновенная,(4) — ответил отец. — Наверное,(5) ты слишком сурово на неё смотришь.
Задание 9.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
— Возьми его,(1) — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну,(2) отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно,(3) возьми.
Брат громко засмеялся,(4)потрепал мальчика по плечу,(5)взъерошил ему волосы:
— Эх ты,(6)путешественник! Ну ладно,(7)собирайся!
Задание 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
— Только,(1) народ,(2) чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.
Все двинулись к дверям,(3) в классе оставался только Петруха Васильев,(4) который спокойно,(5) ни на кого не обращая внимания,(6)что-то писáл в тетради.
— Василёк,(7) ты чего присох?! — крикнул Носков. — Времени,(8) понимаешь,(9) в обрез: весь класс когти рвёт...
Взаимопроверка. Критерии оценивания прилагаются. Ребята сами оценивают работу.
Рефлексия. Возьмите листочки Эй Ар Гайд. Прочитайте утверждения. Поставьте отметки в графе «после». Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание. 1гр- выполнить структуру «Модель Фрейер» по теме «Обращение»
2 гр- выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
обращения, употребленные в письмах героев.
Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...
Обращение. Знаки препинания при обращении
Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71 ОТКРЫТЫЙ...
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.
Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....
ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.
Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...
Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....