Текст и его признаки
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Хазеева Лейсан Хайдаровна

Тема урока: Текст и его признаки.

Цели:

 Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

  Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

  Развивать внимание, мышление, речь учащихся.

  Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ: 

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и  диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА:  изучение   нового  материала

 Использованы педагогические технологии:

-     учебно-ролевая игра;

  •  технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование: проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_i_ego_priznaki.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Текст и его признаки.

Цели:

 Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

  Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

  Развивать внимание, мышление, речь учащихся.

  Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ: 

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и  диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА:  изучение   нового  материала

 Использованы педагогические технологии:

-     учебно-ролевая игра;

  •  технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование: проектор, экран.

.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте  улыбнёмся  друг  другу  и  настроимся  на  работу.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:  Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

На доске: словосочетание - слово –  звук – предложение.

Дети: звук – слово – словосочетание - предложение – ?

Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?

Дети: звук, - фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.

  1.  Мотивация обучающихся и целеполагание.

Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?

Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.

Учитель: Давайте найдем ее на схеме. Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст?

Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты).

Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.

  1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.

 Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.

 Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).

 Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.

 Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова, близкие по значению, к этому слову.

Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете? 

Дети:

-Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.

Учитель: Молодцы! Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.

Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)

 

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Учитель: Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

Учитель: Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.

-Там есть главный герой.

-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.

Учитель: Какой признак имеет текст?

Учитель: Что такое тема текста?

Дети: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Учитель: О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?

Дети:

-В тексте говорится о воде.

- Вода.

Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

 Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.

Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.

Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.

Дети: Вода, красота воды ….

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами.  Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте.

Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль. 

Учитель: Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?

Дети: Нельзя, смысл текста будет непонятным.

Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?

Дети: перечисляют.

Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)

Учитель: где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?

Дети: ответы.

Динамическая пауза

Учитель: Давайте мы немного отдохнем.

Несколько энергичных движений.

Вверх рука и вниз  рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Текст сегодня  изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножкой тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем  и писать  начнём!

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.

Учитель:  прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

Учитель: Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?

Дети: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Учитель: Правильно,

Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

  1. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.

Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Проверка друг у друга по ключам.        

Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.

  1. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.

  1. Домашнее задание. Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Зима». Давайте,  мы снова улыбнёмся  и подарим друг  другу  тепло и надежду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста.

Урок русского языка по теме «Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста. Стилистиче­ский анализ тек­стов»...

"Текст и его признаки (обобщение)".

Данная работа представляет собой конспект  урока русского языка в 9 классе "Текст и его признаки (обобщение)" по программе С.И.Львовой....

Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.

Класс 11УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.Уровень обучения (базовый)...

Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами,...

Текст и его признаки

В презентации представлен материал для изучения темы "Текст и его признаки", включающий теоретические сведения и их закрепление....

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...