Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Молчанова Светлана Александровна

 

Урок русского языка по теме «Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста. Стилистиче­ский анализ тек­стов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_i_ego_priznaki._stil_i_tip_rechi_teksta.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  КОНСПЕКТ УРОКА:

Тема урока: Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста.  

                                                                                            Стилистический анализ текста.

ЦЕЛЬ:  Восприятие и осмысление изучаемого материала  по теме «Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста. Стилистический анализ текстов»

Задачи:

- обучающие: углубить знания  о тексте, его признаках, функционально - смысловых стилях и типах речи; совершенствовать умение определять стилистическую принадлежность текста, тип речи, работать с текстом в формате ЕГЭ;

- развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать мыслительные процессы, память, внимание, творческие  способности учащихся; развивать современный компетентностный подход к процессу образования.

- воспитательные:  воспитывать  нравственные и эстетические качества  личности, любовь к родине.

                                                               ХОД  УРОКА:

1. ОРГ. МОМЕНТ.

2.Фронтальный  опрос с опорой на интерактивную таблицу

 -  Текст. Что это такое?

 - Всякий ли набор предложений является текстом?

 - Какие вы знаете признаки текста?

 - Как связываются предложения в тексте? 

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – ЗАДАНИЕ 2,3 из модуля СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

4.Стиль и тип речи текста.  

Слово учителя  (из аналитического отчёта  ФИПИ): «...Разграничение стилей речи не представляет трудности для выпускников. Чаще они ошибаются при определении типа речи, особенно рассуждения в тех случаях, когда в нём нет ярко выраженного тезиса и его доказательства, а речь идёт об объяснении чего-либо. Такой текст ученики обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, от широкого, но не терминологического, а бытового значения слова: повествовать — значит, рассказывать о чём-либо, вообще что-то говорить...».

 - Какие типы речи вы знаете? (ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ).

 А вот при определении типа речи можно воспользоваться приёмом «фотографирования»: можно «сфотографировать» весь текст одним кадром — описание, если можно сделать ряд кадров — повествование, нельзя «сфотографировать» — рассуждение. Нужно учитывать и тот факт, что тексты только одного типа речи в заданиях ЕГЭ практически не встречаются. 

Книжные (функциональные стили) — стили, характеризующиеся письменной формой выражения (поэтому называются «книжными»), у каждого из которых есть строго закрепленная цель, свои определенные жанры и языковые особенности. Также их называют «функциональными, т.к. они выделяются не только в связи со своей письменной формой выражения, но и в соответствии с их употреблением (функционированием) в определенных сферах человеческой деятельности и в соответствии с назначением языка. Выделяется три основных функциональных стиля: официально-деловой,  научный и публицистический.

 - По каким признакам можно определить стилистическую принадлежность речи? (В зависимости от сферы общения (Где и с кем мы говорим), с какой целью,  каком  жанре представлена наша речь, особенность речи, языковые средства).

 - Расскажите об особенностях официально- делового стиля речи,

 - научного,

 - художественного,

 - публицистического.

Публицистический стиль — один из функциональных стилей русского языка, служащий для передачи информации, воздействия на читателя и слушателя (призванный в чем-то его убедить, к чему-то призвать). Сферой употребления данного стиля являются средства массовой информации (пресса, телевидение, радиовещание) и ораторские выступления (например, речи политиков на встречах с избирателями), в связи с чем выделяются три основных публицистических подстиля: газетно-публицистический, радиотележурналистский и ораторский.

5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – ЗАДАНИЕ 1 -  4 из модуля СТИЛИ РЕЧИ ПРАКТИКА

6. ПРОВЕРКА Д. З.

На дом вам  был  дан текст. Вы должны были определить его стиль, тип речи и написать

сочинение в формате ЕГЭ.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ТЕКСТ,

УЧЕНИК ДЕЛАЕТ СООБЩЕНИЕ О КАРТИНЕ Леонардо-да- Винчи «Тайная вечеря»

Затем ПРОВЕРКА Д. З.

7. УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ УРОКА

На ЕГЭ исходные тексты, предложенные для анализа, в основном публицистические или художественные. Как определить их стилевую принадлежность?

На этот случай есть общее правило: чтобы определить стиль речи, следует внимательно прочитать предложенный текст, подумать о том, в какой речевой ситуации используется этот текст (где, с кем, зачем). Если он может быть использован в научной литературе, то это научный стиль,

в периодической печати — публицистический,

в художественной литературе — художественный.

Существует мнение, что в определении стилевой принадлежности текста помогают языковые средства выразительности. Это так, но полагаться только на них нельзя, так как и художественный, и публицистический тексты могут быть созданы с помощью одних и тех же средств.

Следующая таблица также поможет разобраться в этом вопросе.

Публицистический стиль

Художественный стиль

Публицистика отражает реальную жизнь.


Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир



Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому

— автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, оттого слово в публицистике эмоционально;

— автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них  читателя

Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;

-Автор страстно и открыто отстаивает  свою точку зрения;

- автор даёт прямые оценки явлениям и событиям;

- автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на разум читателей.

- автор рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы

а)дать возможность читателю представить описываемые события;

б)передать свои эмоции;

в)воздействуя на эмоции читателя, вызвать ответные чувства и переживания.

- автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;

- авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.

- функция убеждения в художественном стиле вторична.

В тексте публицистического стиля чёткая  структура:

Тезис – доказательства - вывод

8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – ЗАДАНИЕ 4 из модуля СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

9. ЗНАКОМСТВО  И РАБОТА С ТЕКСТОМ В ФОРМАТЕ ЕГЭ

10.РЕФЛЕКСИЯ. ОЦЕНКИ. ДОМ. ЗАД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистика. Функциональные стили и типы речи.Работа с текстом. Практическая работа

В работе подобраны тексты, относящиеся к разным функциональным стилям и типам речи с тем, чтобы учащиеся определили стиль и тип речи...

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...

Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...

Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.

Класс 11УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.Уровень обучения (базовый)...

Повторение изученного в 6 классе. Речь. Текст, стили речи.

Маршрутный лист дистанционного урока...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...