Теоретический материал по русскому языку (7 класс/ВПР)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Подгтовка к ВПР.
Работа содержит разбор заданий по русскому языку (ВПР)
В схемах/таблицах размещены правила, необходимые для сдачи ВПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpr.7kl.rus_.podgotovka.docx | 53.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический материал для подготовки к ВПР
по русскому языку
7 класс
Составитель: О.С. Третьякова
Учитель русского языка и литературы
2020 г.
Правила для написания ВПР по русскому языку (7 класс)
Задание № 2
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Морфемный разбор – выделить приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Словообразовательный разбор – показать, как слово образовалось.
Морфологический разбор – разбор слова (часть речи и признаки).
Синтаксический разбор – разбор предложения (все подчеркнуть, все подписать, охарактеризовать).
Часть речи | Некоторые особенности | |
Имя существительное | Суффиксы: ин, ость, иц, еньк, онок, ик, ек, чик, щик, ушк, к, ник, н, ок, очк | |
Имя прилагательное | Суффиксы: ив, оньк, чив, лив, оват, к, ч, ист, ск, ен, ин, янн, енн, ан | |
Глагол | Суффиксы: в пр.вр. – л, ова, ева, ыва, ива, ва, ую, и, е СЯ, СЬ – выделили суффикс ТЬ, ТИ – выделили окончание | |
Приставки русские | Иноязычные приставки | |
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, кчерез- (черес-), чрез- | а-, анти-, архи-, интер-, контр- и т.д. а-моральный, архи-важный и т.д. |
Словообразовательный разбор
Способ образования слов | Пояснение, пример |
Суффиксальный | Основа+суффикс = новое слово Дом+ик=домик (основа дом+суффикс ик = получили новое слово домик) |
Приставочный | Основа+приставка = новое слово Бежать+при=прибежать (бежать+приставка при=новое слово) |
Приставочно-суффиксальный | Основа+суффикс+приставка=новое слово Как образовалось слово «заоблачный»? Взяли слово «облако»+приставку «за»+суффикс «н»=ЗаОблачНый |
Сложение слов | Слово+слово=новое слово Лес+степь=лесостепь |
Морфологический разбор
ПРИЧАСТИЕ
1.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2.Н.ф. (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: разряд причастия (действительное, страдательное); признаки глагола: вид, возвратность, время; признаки прилагательного: только для страдательных причастий – полная / краткая форма; для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
3.Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).
НАПРИМЕР
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун.
1. Подгоняемый (табун) - причастие, обозначает признак предмета по действию; Табун (какой?) подгоняемый
2. Н. ф. – подгоняемый (от глагола подгонять). Морфологические признаки: страдательное; несовершенный вид, невозвратное, настоящее время; употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.
3. Табун (какой?) подгоняемый
Разряды причастий
Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
Настоящее время | Прошедшее время | Настоящее время | Прошедшее время |
-УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ | -Ш-,-ВШ- | -ОМ-,-ЕМ-,-ИМ- | -ЕНН-,-НН-,-Т- |
Звать-зовУЩий Петь-поЮЩий Лететь-летЯЩий | Нес-несШий Гулял-гуляВШий | Ведать-неведОМый Презирать-презираЕМый Любить-любИМый | Склеить-склеЕННый Обидеть-обижЕННый Решить - решЁННый Колоть-колоТый |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2. Начальная форма. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный или несовершенный); возвратность (СЯ – возвратный, нет СЯ – невозвратный). Непостоянные морфологические признаки: неизменяемое слово.
3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).
НАПРИМЕР
Он ушибся, упав с лошади.
1. Упав - деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
2. Н. ф. – упав. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки:
совершенный вид; невозвратное. Непостоянные морфологические признаки: (неизменяемое слово).
3. Ушибся (когда?) упав с лошади
Наречие
1. Часть речи. Вопрос. Общее грамматическое значение и вопрос.
2. Морфологические признаки. Разряд по значению. Степень сравнения (если есть). Полная морфологическая неизменяемость.
3. Синтаксическая роль.
НАПРИМЕР
Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.
1. Сильно – наречие, т.к. обозначает признак действия. Пахнут (как?) сильно
2. Морф. признаки: разряд по значению - образа действия, в положительной форме сравнения, неизменяемое слово.
3. Пахнут (как?) сильно (обстоятельство образа действия)
Разряды наречий
Разряд | Вопросы | Примеры |
наречия образа и способа действия | как? каким образом? | хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно, вплотную, верхом, вереницей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утреннему, по-девичьи, по-русски, весело, безобразно, грустно, красиво, мелодично, медленно, так. |
меры и степени | в какой мере? в какой степени? насколько? сколько? | много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть-чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта; очень, слишком, много, гораздо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько, вдвое, едва, едва-едва, еле-еле, немного, несколько, капельку (разг.), крошечку (разг.) |
места | где? куда? откуда? | где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое-где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда, около, далеко, поблизости, рядом, спереди, дома, лесом, дорогой, вокруг, сверху, издали, тут, всюду, никуда, отсюда |
времени | когда? как долго? с каких пор? до каких пор? | когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала, потом, вчера, днем, ночью, утром, вечером, зимой, весной, давно, скоро, раньше, накануне, вовремя, всегда, иногда, сейчас, сегодня, тотчас, издавна, сперва, уже |
цели | зачем? для чего? с какой целью? | зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ, назло, взаем, взаймы, зазря, в отместку, в насмешку, в шутку |
причины | почему? отчего? | сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста, невзначай, нечаянно, понаслышке, сдуру, сглупу, спросонок, сгоряча |
ПРЕДЛОГ
I. Часть речи. Общее грамматическое значение
II. Морфологические признаки.
1. Разряд по составу (простой или составной).
2. Разряд по происхождению (непроизводный или производный).
3.Неизменяемость
III. Не является членом предложения.
СОЮЗ
I. Часть речи. Общее грамматическое значение
II. Морфологические признаки
1. Разряд по функции (сочинительный или подчинительный).
2. Разряд по составу (простой или составной).
3.Неизменяемость
III. Не является членом предложения, но входит в их состав.
Часть речи | Порядок разбора |
Существительное | -Выписываем сущ/сущ с предлогом – (вопрос?), обозначает предмет -Начальная форма (это И.п. едч.ч) -Постоянные признаки: одуш/неодуш, собственное/нарицательное, род, скл -Непостоянные признаки: падеж, число -Роль в предложении (подлеж/сказ/доп/обстоят) |
Прилагательное | -Выписываем прил+сущ – (вопрос?), обозначает признак предмета -Н.ф. (это И.п.ед.ч.м.р.) -Качественное/относительное/притяжательное -Степень сравнения (если есть) -Полная/краткая форма -Падеж, число, род -Роль в предложении (определение) |
Глагол | -Выписываем глагол – (вопрос?), обозначает действие предмета -Н.ф. (что делать? Что сделать?) -Возвратный/невозвратный -Вид, спряж, наклонение, число, лицо, время (в изъявит.накл.) -Роль в предложении (сказуемое) |
Местоимение | -Выписать местоимение – (вопро?), обозначает предмет/признак/количество -Н.ф. (это И.п. ед.ч.) -Разряд, лицо, число, падеж, род -Роль в предложении |
Вспоминаем!!
Имя существительное | ||
Одушевленное/ неодушевленное | У одушевленных: мн.ч.В.п.=Р.п. (покормил кроликов – нет кроликов) У неодушевленных: мн.ч.В.п.=И.п. (столы стоят – вытри столы) Неодушевленные существительные являются названиями неживых объектов: предметов, явлений действительности, растений, совокупностей живых существ, небесных светил. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – что? Например: торшер, лодка, море, ясень, ромашка, Марс, Юпитер, восторг, грусть, молодежь, человечество. | |
Собственное/нарицательное | Собственное – названия книг, журналов, кинофильмов и т.п.; имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек и т.п. | |
Род | Ж.р., м.р., ср.р. | |
Склонение | 1 скл – ж.р., м.р. с окончанием -а (мама, папа) 2 скл – ср.р., м.р. с окончанием -о, -е; с нулевым окончанием 3 скл – ж.р. с нулевым окончанием (на конце Ь) | |
Падеж | И.п. (есть) кто что Р.п. (нет) кого чего Д.п. (дать) кому чему В.п. (вижу) кого что Т.п. (творю) кем чем П.п. (думаю) о ком о чем | |
Число | Ед.ч. – один предмет (дом) Мн.ч. – множество предметов (дома) ТОЛЬКО ед.ч. – слово существует только в форме ед.ч. (молодежь, детвора, человечество, молоко и т.д.) ТОЛЬКО мн.ч. – слова, которые имеют форму мн.ч. (брюки, ворота, каникулы, очки и т.д.) | |
Глагол | ||
Начальная форма | Н.ф. глагола или инфинитив. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Например: (что делать?) играть, гулять. | |
Вид | Есть два вида: совершенный вид и несовершенный вид. Различить просто 1.Действие уже совершенно, вопрос – ЧТО СДЕЛАЛ?, то вид СОВЕРШЕННЫЙ. Он написал книгу. Он (что Сделал?) написал – совершенный вид 2.Если действие незакончено и глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, то вид – НЕСОВЕРШЕННЫЙ. Он пишет книгу. Он (что Делает?) пишет – несовершенный вид. Итак, ЧТО СДЕЛАЛ (сделать)=СОВЕРШЕННЫЙ ВИД ЧТО ДЕЛАЕТ (делать)=НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД | |
Спряжение | Спряжение глаголов – изменение глагола по лица, числам, временам. 1 спр: Все глаголы на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и т.д.+ Брить, стелить 2 спр: Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить)+ Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть | |
Лицо | 1л я-мы 2л ты-вы 3л он она оно-они | |
Время | Наст.вр. (что делает?) читает Пр.вр. (что делал? что сделал?) читал, смотрел Буд.вр. (что будет делать?) будет рисовать, посмотрит |
Синтаксический разбор | |
Простое предложение | Сложное предложение |
а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное) б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное) в) простое г) По наличию второстепенных членов (распространенное/нераспр) д) Осложнено ли: однородными членами, обращением, причастным/деепричастным оборотом |
а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное) б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное) в) сложное г) По наличию союза (союзное/бессоюзное) |
Задание № 3
Задание звучит так: «Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами».
Надо:
- Знать предлоги (уметь отличать от других ч.р.)
- Знать правильное написание
Производные предлоги – это предлоги, образованные переходом самостоятельных частей речи в служебные.
от сущ-го | РАЗДЕЛЬНО | В течениЕ урока (время: КОГДА?) В продолжениЕ дня (время: КОГДА?) В заключениЕ доклада (в итоге) По причине неудачи (причина: ПОЧЕМУ?) В виде исключения (причина: ПОЧЕМУ?) Со стороны друга (=от) | В целях улучшения работы (=для) В случае опасности По мере приближения По поводу поведения В силу обстоятельств В связи с переездом |
СЛИТНО | Вследствие (=из-за) урагана Насчёт (= о) квартиры Вместо алгебры (=за) | Наподобие шара (=как шар) Вроде звезды (= как звезда) Ввиду болезни (= из-за болезни) | |
от нареч. | Напротив окна Вдоль улицы Свыше километра Поперёк комнаты | Навстречу (кому?) гостям Согласно (чему?) приказу Вопреки (чему?) предупреждению Наперекор (чему?) трудностям | |
от дееприч. | СЛИТНО | Несмотря на проливной дождь (несмотря на что? вопреки чему?) Невзирая на боль (невзирая на что? = вопреки) Благодаря (чему?) поддержке друзей Спустя сутки (как долго?) Включая всех присутствующих (включая кого?) Исключая всех опоздавших (кого?) |
Предлог | Предложно-именное сочетание |
Вместо ответа | Положить в место, которое указано |
Стать чем-то вроде дневника | В роде нашем предателей не было |
Закричать вслед другу | В след медведя набралась вода |
Вследствие дождя | В следствие по делу о краже были внесены поправки |
Ввиду недостатка времени (=из-за) | Иметь в виду |
Идти ему навстречу | Идти на встречу с другом (сущ. в Т.п.) Идти навстречу (нет зависимого слова, поэтому данное слово – наречие) |
Говорить насчёт условий | Перевести деньги на счёт фирмы |
Различить что-то наподобие лодки | Решить задачу на подобие |
В течение часа В продолжение ужина (в значении времени) | В течении реки Автор внёс изменения в продолжение романа |
В заключение хочется сказать | Попасть в заключение. Быть в заключении |
Надо РАЗЛИЧАТЬ…
Имя существительное | Наречие | Производный предлог |
На встречу с друзьями (Тв.п.) На встречу друзей (Р.п.) Министр на встречу не пришёл (контекст) | Шел (Куда? В каком направлении?) навстречу | Шёл (навстречу чему?) навстречу ветру |
Задание № 4
Задание № 5
А: аэропОрты Б: бАнты, баловАть, баловАться, избаловАть, разбаловАть, бАловень(судьбы), балОванный, балУясь, болтлИва, бОроду, бОроды, борОд, бородАм, брать – бралА, брАться – бралАсь, бухгАлтеров В: вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включИть – включИшь–включИм–включИт, включЁнный – вкдючЁн, влИться – влилАсь, вОвремя, водопровОд, ворвАться – ворвалАсь, воспринЯть – воспринялА, воссоздАть – воссоздалА, вручИть – вручИт Г: гнать – гналА, гнАться – гналАсь, граждАнство, газопровОд Д: дефИс, дешевИзна, диалОг, диспансЕр, добелА, добрАть – добралА, добрАться – добралАсь, добелА, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождАться – дождалАсь, дозвонИться – дозвонИтся, дозвонЯтся, дозИровать, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, доЯр Е: еретИк Ж: жалюзИ, ждать – ждалА, жИться – жилОсь З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорить, закУпорив, занЯть – зАнял, занялА, зАняло, зАняли, зАнятый – занятА, заперлА, заперлАсь, зАпертый – запертА, зАсветло, заселЁнный – заселенА, зАсветло–зАтемно, защемИть – защемИт, звать – звалА, звонИшь, звонИт, звонИм, знАчимость, знАчимый И: Иксы, исчЕрпать, избалОванный К: каталОг, квартАл, киоскЁр, клАсть – клАла, контролЁр, корЫсть, крАны, красИвее, красИвейший, крАсться – крАлась, кремЕнь, кремнЯ, кровоточИть – кровоточИла, кровоточАщий, кормЯщий, кУхонный Л: лгать – лгалА, лЕкторов, лить – лилА, лИться – лилАсь, ловкА М: мЕстностей, мозаИчный, монолОг, мусоропровОд, молЯщий Н: навЕрх, навралА, наделЁнный, наделИть – наделИт, надОлго, ненадОлго, надорвАться – надорвалАсь, нажИвший, нАжитый– нажитА, назвАться – назвалАсь, накренИться – накренИтся, налитА, налИть – налилА, налИвший, намЕрение, нанЯвшийся, нарвАть – нарвалА, нарОст, насорИть – насорИт, начАв, начАвший, начАвшись, начАть – нАчал, началА, нАчали, нАчатый – начатА, нЕдруг, недУг, некролОг, ненадОлго, неизведЁнный – неизведЁн, нефтепровОд, низведЁнный – низведЁн, новостЕй, нОвости, нОгтя, нормировАть | О: обзвонИть – обзвонИт, облегчИть – облегчИт, облИться – облилАсь, обнЯться – обнялАсь, обогнАть – обогналА, ободрАть – ободралА, ободрЁнный – ободрЁн – ободренА, ободрИть, ободрИться – ободрИшься, обострЁнный, обострИть - обострИт, одолжИть – одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИть – окружИт, опломбировАть, опОшлить, оптОвый, освЕдомиться – освЕдомишься, отбЫть – отбылА, отдАв, отдалА, отключЁнный, откУпорить – откУпорил, отозвАть – отозвалА, отозвАться – отозвалАсь, Отрок, Отрочество П: партЕр, перелИть – перелилА, перезвонИт, плодоносИть, плодонОсит, повторЁнный, повторИть – повторИт, поделЁнный, поднЯв, позвАть – позвалА, позвонИшь – позвонИт, полилА, понЯв, понЯвший, понЯть – понялА, портфЕль, пОручни, послАть – послАла, пОчестей, прибЫв, прибЫть – прИбыл – прибылА – прИбыло, придАное, принЯть – прИнял – прИняли –принялА, прИнятый - прИнят – принятА, принУдить, приручЁнный, прожИвший, прожОрлива, прозорлИва Р: рвать – рвалА С: сверлИть – сверлИшь – сверлИт, свЁкла, сирОты, слИвовый (слИва), смазлИва, снять – снялА, снЯтый – снятА, сОгнутый, создАв, создАть – создалА, созЫв, сорвАть – сорвалА, сортировАть, сорИть – сорИт, срЕдства, стАтуя, столЯр, суетлИва Т: тамОжня, тОртов, тОрты У: убрАть – убралА, убыстрИть, углубИть, углубИт, укрепИть – укрепИт Ф: формировАть Ц: цепОчка Ч: чЕлюстей, чЕрпать Ш: шАрфы, шофЁр, школЯр Щ: щемИть – щемИт, щЁлкать Э: экспЕрт |
Задание № 6
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Посмотреть (вспомнить) правило
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1.При полной форме имени прилагательного, употреблённого в И.п. в роли сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой – могут.
Сравните: он болен ангиной. – Неверно: Он больной ангиной.
2.Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы прилагательного. Сравните: Он умён и богатый. – Правильно: Он умён и богат.
3.Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имен прилагательных.
правило | пример с ошибкой | исправленный вариант |
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. | Она более умнее, чем он. | Она умнее, чем он. |
Это самая высочайшая в городе башня. | Это самая высокая башня в городе. |
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
1.у сложных количественных имён числительных склоняются обе части
Падежи | от 50 - 80 | 200, 300, 400 | от 500 – 900 |
И. | пятьдесят | двести | пятьсот |
Р. | пятидесяти | двухсот | пятисот |
Д. | пятидесяти | двумстам | пятистам |
В. | пятьдесят | двести | пятьсот |
Т. | пятьюдесятью | двумястами | пятьюстами |
П. | о пятидесяти | о двухстах | о пятистах |
2.числительное ОБА употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, а ОБЕ – женского рода
падежи | М., ср. род | Ж.р. |
И. | оба | обе |
Р. | обоих | обеих |
Д. | обоим | обеим |
В. | оба | обе |
Т. | обоими | обеими |
П. | об обоих | об обеих |
3.Числительные ПОЛТОРА (ПОЛУТОРЫ - ж.р.) и ПОЛТОРАСТА, СОРОК, СТО, ДЕВЯНОСТО имеют две формы
И.п., В.п. | Р.п., Д.п., Т.п., П.п. |
полтора | полУтора |
полторы | полУторы |
полтораста | полУтораста |
сорок | сорокА |
сто | стА |
девяносто | девяностА |
ГЛАГОЛ
1. В русском языке не употребляются формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени
от глаголов ПОБЕДИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ, ОЩУТИТЬ и др.
Правильно: БУДУ ПЫЛЕСОСИТЬ;
2. В современном русском языке нет форм ЛОЖИТ, ЕЗДИЕТ, только – КЛАДЁТ, ПОЛОЖИТ, ЕЗДИТ;
3. В парах ВИДЕТЬ - ВИДАТЬ, СЛЫШАТЬ - СЛЫХАТЬ, МУЧИТЬ - МУЧАТЬ,
ЛАЗИТЬ - ЛАЗАТЬ первые глаголы – книжные, вторые – разговорные
4. Рекомендуются формы ПОЛОЩЕТ, МАШЕТ, КОЛЫШЕТ, КЛИЧЕТ, КУДАХЧЕТ,
МУРЛЫЧЕТ, МЯУКАЕТ, СЫПЛЕТ, ЩИПЛЕТ (а не: полоскает, махает, колыхает, кликает,
кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет).
5.Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
- лазить - я лажу, он лазит (неправильно я лазию, он лазиет);
- жечь (зажечь, поджечь, разжечь) - я жгу, ты жжешь, он жжет, мы, вы жжете, они жгут;
- печь (испечь, запечь) - я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут;
- беречь (сберечь) - берегу, бережешь, бережет, бережём, бережете, берегут;
- стеречь - стерегу, стережешь, стережет, стережем, стережете, и стерегут.
6. Не следует путать глаголы надеть и одеть:
Слово «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чье-либо тело одеждой».
Одеть можно кого-нибудь другого, но не себя: например, одеть ребенка, одеть куклу.
Слово «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя».
Надеть можно что-нибудь на себя:
например, надеть пальто, платье, шапку.
Надеть можно что-нибудь на другого человека (надеть на кого? что? - надеть на ребенка).
7.Нормативное употребление глаголов закончить - окончить:
ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; НО окончить школу, университет.
НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».
8.Нормативное употребление глаголов оплатить – заплатить. Глагол «оплатить» употребляется без предлога.
ЗАПОМНИ: оплатить проезд, оплатить мобильный телефон, НО за платить за проезд.
МЕСТОИМЕНИЕ
1. Правильными являются формы У НЕЁ, ОТ НЕЁ.
Формы У НЕЙ, ОТ НЕЙ носят разговорный или устаревший характер.
2. Местоимения ихний в русском языке НЕТ!
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
№ ошибки | толкование ошибки | пример ошибки |
Ошибка 1 | ошибка в согласовании определения с определяемым словом (в окончании) | Голос, звучащая вдалеке… |
Ошибка 2 | нарушен порядок слов в построении причастного оборота | Не подкреплённые слова фактами (какие?) |
Ошибка 3 | неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени | Вчера состоящиеся (н.вр.) соревнования (правильно: состоявшиеся) |
Ошибка 4 | с причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений. | дело, прославившее бы |
Ошибка 5 | причастный оборот стоит не после определяемого слова, от чего теряется смысл. | Мы видели луга и леса, покрытые цветами. |
Ошибка 6 | употребление страдательного причастия вместо действительного и наоборот | реферат, написавшийся учеником в нынешнем учебном году… |
Ошибка 7 | при определяемом слове не должно стоять указательное (тот, этот и др.) местоимение | Я учусь в той школе, стоящей на улице Мира. |
Ошибка 8 | причастия не могут употребляться в будущем времени | Надо готовиться к олимпиаде, проходящей в следующее воскресенье. |
Ошибка 9 | отбрасывание суффикса -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов | Улыбающие лица |
2. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
1. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий | Нельзя: Читая (несов. в.) статью и отметив (сов.в.) нужный материал, я делаю выписки. Надо: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки. или Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки. |
2. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. | Нельзя: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа. Надо: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа. Подъезжая к станции, я почувствовал, что у меня слетела шляпа. |
3. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено. | Нельзя: Подходя к лесу, мне стало холодно. Надо: Подходя к лесу, я почувствовал, что мне стало холодно. |
4. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого. | Нельзя: Я набирала номер, положА трубку на стол. Надо: Я набирала номер, положиВ трубку на стол. |
5. Частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов | Нельзя: Я бросился вон очертиВ голову. Надо: Я бросился вон очертЯ голову. |
Задание № 7-8
Задание 7 – найти предложение, в котором надо поставить 1 запятую
Задание 8 – найти предложение, в котором надо поставить 2 запятых
Обращение | Если обращение в середине предложения, то ставим ДВЕ запятые. ПРИМЕР: Мария, как ваш день? Как ваш день, Мария? Сколько раз, Мария, мы будем это обсуждать? |
Причастный оборот | Если причаст.оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми ПРИМЕР: Голубое небо, потемневшее от пыли, мутно. |
Деепричастный оборот | В начале предложения – 1 запятая. В конце предложения – 1 запятая. В середине – 2 запятых. Сердито воя, дует холодный ветер. Дует, сердито воя, холодный ветер. Холодный ветер дует, сердито воя. |
Однородные члены предложения | 1, 2 и более запятых (зависит от кол-ва однородных членов) ПРИМЕР: Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошел дальше. |
Сложное предложение | 1, 2 и более запятых (зависит от кол-ва грамматических основ) ПРИМЕР: Но небо быстро проясняется, и уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. |
Сравнительный оборот | Сравнительный оборот выделяется запятыми ПРИМЕР: Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют |
Задание № 9
«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».
ТЕМА (о чем?) – автор говорит про букварь;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (что хотел сказать автор? к чему подводил?) - Букварь – важная и нужная книга.
Задание № 10
ПРИМЕЧАНИЕ: тип речи может быть смешанный. Например, повествование с элементами описания; описание с элементами повествования, рассуждение с элементами повествования ли описания и т.п.
Задание № 11
Здесь главное понимать текст. Задача – внимательно прочитать текст, внимательно прочитать вопрос, на который надо ответить, найти в тексте слова из вопроса.
Задание № 13
Стилистически окрашенные слова – это слова, которые имеют добавочное значение, точнее, они называют предмет и передают его соответствующую оценку (пренебрежение, одобрение, иронию и т. п.), а также определенные эмоции по отношению к нему.
Например, слово “идти” стилистически нейтрально, а “ковылять” – нет. Оно ограничено разговорным стилем, к тому же негативно маркировано (то есть оно обидное или неприятное).
Задача:
-найти слово
-подобрать синоним (за это дают отдельный балл!)
Задание № 14
Значение фразеологизма/пословицы/поговорки
пословица | толкование |
«Без беды друга не узнаешь» | Данная пословица обозначает: узнать, настоящий у тебя друг или нет, можно, когда окажешься в трудной ситуации: настоящий друг в беде не оставит, всегда поможет и поддержит. |
«Без муки нет науки» | Данная пословица обозначает: ученье не даётся легко, нужно немало усилий приложить, чтобы стать образованным человеком. |
«Без корня и полынь не растет» | Данная пословица обозначает: каждый человек, подобно растению имеет свои корни, и корни эти — его семья, дом, Родина. Как растению нельзя жить без корней, так и человеку нельзя без дома, без Родины. |
«Ветры горы разрушают — слово народы поднимает» | Данная пословица означает: вовремя сказанное, правильно найденное слово помогает добиться успехов, ведёт за собой людей. |
«Всюду хорошо, а дома лучше» | Данная пословица обозначает: как бы не было хорошо на чужбине, а дом роднее, на своей земле и дышится легче. |
«Вся семья вместе, так и душа на месте» | Данная пословица обозначает: в настоящей семье каждый друг за друга переживает, беспокоится, поэтому, когда вся семья в сборе, всем спокойнее. |
«Всякому мила своя сторона» | Данная пословица обозначает: родина для каждого человека — это святыня, лучше её нет уголка на всём свете. |
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят» | Данная пословица обозначает: когда ты приходишь куда-то, нужно уважать заведённый там порядок, а не пытаться сразу навязать что-то своё. |
«Глаза страшатся, а руки делают» | Данная пословица обозначает: с любым делом, как бы не было трудно, можно справиться, если за него взяться и если терпеливо добиваться своей цели. |
«Дело мастера боится» | Если человек мастерски владеет своим делом, то он справится с любыми возникающими трудностями, тогда ему любое дело по плечу. |
«Дерево держится корнями, а человек — друзьями» | Данная пословица означает: как корни питают дерево, дают ему жизненные соки, так и друзья дарят человеку силы, помогают ему в беде и разделяют его радость. |
«Доброе братство милее богатства» | Хорошо, когда у человека есть друзья, они помогут справиться с невзгодами; с друзьями можно всё сделать, даже то, чего с деньгами не сделать. |
«Доброе дело два века живет» | Данная пословица обозначает: добро помнится долго, ведь от добра мир вокруг становится лучше. |
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» | Данная пословица означает: настоящий друг честно скажет тебе правду, даже если она неприятна, и не станет хвалить тебя незаслуженно. |
«За морем теплее, а у нас светлее» | Данная пословица обозначает: Родина для каждого человека — это святыня, нигде лучше, чем на Родине, не может быть. |
«Как аукнется, так и откликнется» | Все наши поступки к нам же и возвращаются. / Как сам поступишь по отношению к другому человеку, так и с тобой будут поступать. |
«Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно» | Данная пословица означает: умение читать книгу внимательно, понимать суть прочитанного помогает человеку очень многое узнать об окружающем его мире. |
«Корень учения горек, да плод его сладок» | Учение всегда связано с преодолением определённых трудностей, но результат, который оно приносит, помогает человеку достигнуть успеха в жизни. |
«Лихо помнится, а добро век не забудется» | Данная пословица обозначает: о плохом помнят недолго, а добро остаётся в памяти. |
«Маленькое дело лучше большого безделья» | Данная пословица обозначает: не надо мечтать о большом деле и при этом ничего не делать, лучше взяться и сделать мало, но не бездельничать. |
«Мал золотник да дорог» | Нельзя судить по внешнему виду о характере и ценности объекта, даже маленькая деталь может влиять на работу большого механизма. |
«На языке — мёд, а на сердце — лёд» | Данная пословица означает: не всегда ласковые или приятные слова бывают искренними, идущими от сердца, это могут быть слова лицемерного человека. |
«Не в бровь, а в глаз» | Данная пословица обозначает: очень метко, точно. |
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Данная пословица означает: дружба дороже богатства; верные друзья важнее материального благополучия. |
«Не красна изба углами, а красна пирогами» | Данная пословица означает: гостеприимство хозяев, их хлебосольство, радушие ценятся людьми больше, чем внешнее и внутреннее убранство дома. |
«Не на пользу читать, коли вершки хватать.» | Чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного. |
«Нет друга — ищи, нашёл — береги» | Данная пословица обозначает: без друзей плохо и одиноко, если у тебя есть друг, научись беречь его, не обижать, чтобы сохранить дружбу. |
«Нечистая совесть спать не даёт» | Данная пословица означает: если человек совершил дурной поступок, чувство стыда не даст ему покоя. |
«От доброго слова язык не усохнет» | Данная пословица означает: человек не должен скупиться на хорошие, приятные слова окружающим; не надо стесняться произносить искренние слова благодарности, поддержки другим людям. |
«При солнышке тепло, при матери добро» | Мама для каждого из нас, как солнышко для земли: всегда согреет; с мамой чувствуешь себя защищённым, так как она всегда готова прийти на помощь. |
«Пустые слова что орехи без ядра» | Данная пословица означает: слова, не подкреплённые делами, не имеют никакого значения, не приносят пользы, как и расколотый пустой орех. |
«Родина — мать, умей за нее постоять» | Данная пословица обозначает: Родина для каждого человека — это святыня, нужно её беречь и защищать. |
«Сам погибай, а товарища выручай» | Данная пословица обозначает: нужно оставаться верным другу даже в самой трудной ситуации, если понадобится, жертвовать собой ради друга. |
«Сказанное слово серебряное, а несказанное — золотое» | Данная пословица обозначает: иногда бывает лучше промолчать, чем сказать что-то невпопад, вот почему молчание порой ценится больше слов. |
«Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь» | Данная пословица означает: человек должен внимательно относиться к тому, что он говорит и пишет; слово обладает огромной силой, необходимо отвечать за свои слова, сказанные и написанные. |
«С книгой жить — век не тужить» | Данная пословица обозначает: в книгах заключены знания, которые нужны для жизни, если будешь читать книги, то жить будет легче. |
«Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь» | Данная пословица обозначает: прежде чем говорить, подумай, как твоё слово отзовётся, сказанное слово уже нельзя воротить. |
«Слово — серебро, а молчание — золото» | Данная пословица означает: лучше промолчать, чем сказать что-то, не обдумав как следует свои слова. |
«Счастье у каждого под мозолями лежит» | Данная пословица означает: счастье не даётся даром, его надо заслужить трудом, заработать. |
«Терпение и труд всё перетрут» | Данная пословица обозначает: только труд и усердие помогут преодолеть любое препятствие и справиться с любым делом. |
«Торопись на доброе дело, а худое само приспеет» | Нужно спешить делать добрые дела, а на плохие поступки готовиться особо не надо, их совершать гораздо легче, чем хорошие. |
«Уговор дороже денег» | Данная пословица обозначает: слово своё нужно держать, если договорился с кем-то, то нужно выполнять условия этого договора. |
«Умел дитя родить, умей и научить» | Данная пословица обозначает: родители должны не только родить ребёнка, но и воспитать его, чтобы он вырос достойным человеком. |
«Человек без друзей, что сокол без крыльев» | Без друзей человеку плохо: трудно справляться с невзгодами, преодолевать препятствия; как птице нельзя без крыльев, так и человеку нельзя друзей. |
«Чему Ванечка не научился, того Иван не выучит» | Данная пословица означает: если в детстве человек не приобретёт полезные навыки, не усвоит общепринятые нормы поведения, то, будучи взрослым, не следует этим нормам, многого не умеет делать. |
«Что посеешь, то и пожнёшь» | Человек своими поступками сам определяет своё будущее. |
«Цыплят по осени считают» | Не стоит торопиться с выводами или подведением итогов; надо немного подождать, ведь только спустя какое-то время становится ясным, что из задуманного получилось, а что нет. |
«Яблоко от яблоньки недалеко падает» | Данная пословица обозначает: дети похожи на своих родителей. |
Материал собран на основе
- Русский язык. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. 5-9 кл.
- Суязова И.А. Справочник. Подготовка к ВПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)
Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...
Занимательный материал по русскому языку( 7 класс) "Страдательное причастие"
Материал поможет в доступной и интересной форме изучить сложную тему, он способствует развитию интереса к урокам русского языка....
Примерное планирование учебного материала по русскому языку 7 класс
Тема : "Причастие" с использованием ИКТ...
Теоретический материал по русскому языку в таблицах (орфография)
Русский язык в таблицах...
Теоретический материал по русскому языку в таблицах (синтаксис и пунктуация)
Русский язык в таблицах...
Теоретический материал по русскому языку
Теоретический материал по теме«Необособленные и обособленные определения и приложения»...
Теоретический материал по русскому языку для подготовки к ВПР (5 класс)
Основные правила по русскому языку в схемах и табличках....