Теоретический материал по русскому языку в таблицах (синтаксис и пунктуация)
консультация по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Синтаксис
Члены предложения | Части речи |
Подлежащее - кто? что? Сказуемое - что делает предмет? ========= что с ним происходит? каков (какой) он? что он такое? кто он такой? Дополнение – вопросы косвенных - - - - - - - - - - падежей (Р.п кого? чего? Д.п.кому?чему?; В.п. кого?что? Т.п. кем?чем? П.п. о ком? О чем?) Определение – какой? какая? какое? ~~~~~~~~~~~ какие? какие? чей? чья? чьё? чьи? Обстоятельство - где? куда? зачем? -.- .- .-. -. -. - .- откуда? почему? как? когда? отчего? как долго? Приложение – опр - е, выпаженное сущ. (второе название) | Самостоятельные части речи. Существительное – кто? что? (правда) Прилагательное- какой? чей? (добрый) Глагол - что делать? что сделать? (рисует) Числительное - сколько?который?какой?(семь, седьмой, семеро) Местоимение – кто? что? какой? чей?(я, он, мой, каждый, несколько) Наречие – где? куда? зачем? откуда? почему? как? когда? (завтра, плохо, назло, вскачь) Причастие – какой? (думающий, нарисованный, решаемый); деепричастие –что делая? что сделав?(думая, нарисовав) Служебные части речи. Предлог – из, на, перед, между, об, над, в, за, до, через, около, о Союз – сочинительные: а, и .но, да, зато, однако, также, тоже, или, либо, то..то, не только…но и, как…так и… подчинительные: что, когда, потому что, если, хотя, как, будто, словно, точно, чтобы, пока, лишь, раз, … Частица – не, ни, бы(б), ли(ль), же(ж), разве, даже, ведь, только, неужели, вот, и, что за, именно, как, да, давай, пусть, пускай.. |
Теория | примеры |
1.Типы связей в словосочетании. Согласование – зависимое слово (ЗС) – прилаг., прич. в полной форме, порядковое числит, м.-прилагательное. Управление – ЗС – сущ, колич. числит, м.-сущ. Примыкание – ЗС – (неизм. слова) –наречие, деепри – ча стие, инфинитив, сравн. степень прил. и наречия | Доброго дня, летящему шару, шестой дом, каждый человек. Недалеко от дома, иду к нему, прибавить к трем Чтение вслух, шли разговаривая, попросил остаться, летящий выше. |
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания); распространенные [~ -- = ] // нераспростр. [ -- = ]; Двусоставные [ -- =] // односотавн. [-- ] или [ == ] ; Простые [--= ] // сложные [--= ], и [--= ] | Вчера шел снег. Шел снег. Нступила зима. Зима. Тихо и пустынно. |
Односоставные: [ -- ] – назывное; [ = ] определенно-личное (глагол в 1,2 лице ед.,мн.ч. наст. и буд. Вр,); [ = ] неопределенно-личное (глагол в 3 лице мн.ч, в Прош. Вр. Мн.ч.); [ = ] безличное (действие происходит само по себе, без действ. лица) | Какая тишина! Вот и зима. Смотрю в сторону. Уже уходишь? Молчим. За стеной стучат. Нам прислали документы. Уже светает. Нездоровится мне. Нам было грустно. Уехать бы отсюда. Нет причин грустить. |
Тире мtежду – и ==: сущ – сущ.; сущ. – инф.; инф. – сущ.; Инф. – инф.; числ. – числ.; сущ. – числ.; сущ. – это, вот сущ Не ставится: сущ как, будто, словно, что сущ,; сущ не сущ | Наша задача – учиться. Жить – Родине служить. Дважды два – четыре. Река как зеркало. Бедность не порок. |
Простые могут быть осложнены: обращением, вводными словами, однородными чл. предл. и обособленными чл пр. | |
Обращение называет. того, к кому обращаются с речью, выражено сущ. в И.п, не явл-ся членом предложения. Может быть распространенным. [ О, ] . [ ,О, ] [ ,О ]. [О! ]. | Ты, солнце святое, гори. Теперь куда меня ты вынес, океан? Андрей Иванович! Вернитесь на место! |
Вводные слова –выражают степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей, оценка происходящего и т.д. Не явл-ся чл. предложения. [++, ] [ ,+++, ] [ ,+++ ] | Вы, значит, простили его? Понять – значит простить. Он, может быть, остановится? Он может быть жестоким. Им, фактически, не помогали. Фактически это возможно. |
Однородные члены предложения (ОЧП)– отвечают на один вопрос, относятся к одному и тому же слову, произносятся с интонацией перечисления. Знаки препинания: [ О, О, О ], [ О, а О ], [ О, и О, и О ]. [ О, а О ], [ как О, так и О ] [не только О, но и О ] НО! [ О и О ]; [ О или О ] ; [ О да(=и) О ] При ОЧП могут быть обобщающие слова.: [ О: О, О ], [ О, О - О]; [О: О, О - …] | Мал, да удал. Поеду в Крым или на Кавказ. Поеду или в Крым, или на Кавказ. Представлены как картины, так и скульптуры. Не то досада, не то страх были на лице. Цветы: розы, гладиолусы, тюльпаны - росли в саду. В лесу, в поле - всюду было тихо. |
Всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, существительным с предлогом несмотря на Не обособляются одиночные наречия, образованные от деепричастия и фразеологические обороты. | Месяц, золотясь, спускался вниз. Дубов, сидя на скамейке, разбирал свой наган. Несмотря на ранний час, улицы были полны народу. Шутя справился с задачей. Работал не покладая рук. |
Обособляются определения (согласованные), выраженные причастным оборотом, одиночным прилагательным, прилагательным с зависимыми словами, если * относятся к личному местоимению, [л.м., ~~~~, ] * стоят после определяемого слова, [сущ, ,~~~~~~,] * перед определяемым словом, но со значением причины. * отделены от определяемого слова другими словами | Убаюканный надеждами, он крепко спал. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. Привлеченные светом, бабочки прилетели к фонарю. [ ~~~~~~, сущ] |
Приложения (определения, выраженные сущ., которое дает ему второе название). (Одиночное приложение часто пишется через дефис – чайки-рыболовы, Москва-река). Условия обособления приложений такие же, как и определений (см.выше).Кроме того, обособл-ся приложения * [сущ, по имени, по фамилии ~~~, ] * [сущ, как (причина)~~~~, ] , НО [ сущ как ( в качестве) ~~ ] * [ сущ -- ~~~~~~ ] ( в конце предложения) | Он, упрямец, ничего не хочет слышать. Его тетушка,. болтливая старушка,. любила пить чай. Упрямец во всем, Илья был упрямцем и в учении Его приятель, по прозвищу Жук, был очень силен. Ответ рассматривался как согласие. Андрей, как человек осторожный, никому на говорил о планах. |
Сложные предложения делятся на СС, СП, БС. Сложносочиненные (простые связаны сочинительными союзами, равноправны по смыслу): [ ], и ,да, или.. [ ], [--= ], [тоже, также--= ] ; то, (ни) [--= ], то, (ни) [--= ] ; [--= ] -- [ быстрая смена событий, неожиданные результат] [Общие член предлож. или вводное слово, ] и [--= ] | Нас зовут. и мы идем ужинать. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. Треск разрываемой рубахи – и Гаврила лежал на песке. По улицам шли прохожие и проносились машины. |
Сложноподчиненные (простые связаны подчинительными союзами, союзными словами; одно предл-е подчиняется по смыслу другому: [главное], (придаточное). Союзные слова – это относительные местоимения и вопросительные наречия (явл-ся членами предложения в отличие от союзов). Виды придаточных: определительные (какой? Чей?) Изъяснительные (вопросы всех падежей). Обстоятельственные (где? когда? :куда? зачем? откуда? как? почему? и др.) Типы подчинения: последовательное [ -= ], (когда ), (где) Параллельное ( когда ), [ -= ], ( что ) Однородное [ - = ], (куда ), ( что ) Знаки препинания: * [ ], ( ); * ( ), [ ]; * [ , ( ), ] * при однородном подчинении [ ], (что ) и ( ) * [ ], (что, (если ), ), НО [ ], (что (если ), то , так, но) | [Мне показалось], (что рядом кто-то плачет). [Книгу, (которую ты мне дал), я прочел ]. (Если сестра еще не спала), [я обязательно заходил к ней]. [Была ночь ], (когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ). (Когда шлюпка направилась к берегу), [мы увидели],(что из деревни бросились бежать люди). [Мы сидим сиротливо и не знаем], (куда поплывем) и (что нас ожидает в будущем). [Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать) [Старик предупредил], (что (если погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать) |
Бессоюзные(простые связаны интонаци- ей и по смыслу. Знаки препинания: [ ], [ ] перечисление (и) | Улицы пусты, тиха Москва, город просыпается едва-едва. |
[ ]; [ ] перечисление (и) | Утро было славное, свежее;со всего неба сыпались песни жаворонков |
*[ ]: [причина] (потому что) | Всю дорогу молчали: говорить мешала тряская езда. |
[ ]: [ дополнение] ( и увидел, и услышал + что) | Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь |
[ ]: [ пояснение] (а именно) | Лошади сильно истомились: они еле передвигали ноги и шатались |
*[ ] -[ противопоставление] (а, но) | Дождь перестал – небо по-прежнему было сумрачное |
[условие, время]-[ ](когда, если) | Вы улыбнетесь – мне отрада. |
[ ] - [следствие] (так что) | Замела метель дорожки – пробираться нелегко. |
[ ] -[быстрая смена событий] | Дунул ветер–все дрогнуло, ожило, засмеялось. |
[ ]-[сравнение ](словно, будто) | Посмотрит – рублём подарит |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»
Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...
Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока в 5классе...
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Контрольная работа № 2 по русскому языку по теме "Синтаксис и пунктуация ". 6 класс.
Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме "Синтаксис и пунктуация". УМК под редакцией С.И. Львовой....
Теоретический материал по русскому языку в таблицах (орфография)
Русский язык в таблицах...
Презентация по русскому языку 5 класс "Синтаксис и пунктуация"
Презентация содержит теоретический материал, позволяющий легко и доступно объяснить тему....