Игровые технологии на уроках русского языка.
статья по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_rolevoy_igre.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках русского языка.
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно-урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников. Нормальным считается учиться «через не хочу», естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Возможность изменить сложившуюся в учебном процессе ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является объектом развлечения, а игра ради ученья.
Целью предпринятого исследования является определение научно-методических основ использования игровых технологий на уроке русского языка для повышения активности учащихся и развития познавательного интереса школьников. Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования предлагаемых игровых приемов на уроках русского языка в 5-7 классах, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
В настоящее время особое внимание стало уделяться развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Как видим, принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
На уроках русского языка игровые технологии используются в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы. [1]
Игровые технологии используются в основном в 5-7-ых классах. По данным анкетирования, проведенного среди учителей русского языка, в 70% из 100 игровые технологии применяются в 5 классах, 27% педагогов использовали игровые методики в 6 классах и лишь 2% в 7 классах.
Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю русского языка приходится решать такую задачу почти каждый день. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки – путешествия в страну Русского языка. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Мы рассмотрим применение игровых методик в качестве урока-ролевой игры. Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма обучения. Это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.[2]
Ролевая игра под названием «В редакции газеты» была проведена нами в 7 классе в целях обобщения изученного материала по теме «Наречие». На уроке мы стремились выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, познакомить учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты, а также воспитывать коммуникативную культуру учащихся. За два дня до проведения ролевой игры ученики получили задания поработать с толковым словарём, найти и выписать значение слов: корректор, редактор, журналист, репортаж, корреспондент, интервью. Урок был построен в ходе путешествия по отделам редакции газеты. Рассмотрим подробнее задания с применением ролевой игры.
На этапе обобщения и систематизации изученного ученики выполняли задание «Интервью со звездой». Учитель обрисовывает следующую ситуацию: «В редакторском отделе лежит черновой вариант интервью со звездой. Ваша задача отредактировать текст и подготовить его к публикации. Наречия, заключённые в скобки, нужно употребить в правильной степени сравнения».
- Какие книги вы обычно читаете?
- Я люблю (большие) детективы, а (рано) я с удовольствием читал фантастику.
-А у вас много друзей?
- Да. Я считаю, что (легче) друга потерять, чем найти.
- Вы (часто) стали посещать театры, выставки?
- К сожалению, у меня в этом году стало (много) соревнований, а свободного времени (мало). Но все, же я посещаю театры, выставки, галереи.
На данном же этапе урока ученики отправились в отдел объявлений и рекламы. Учитель объявляет учащимся: «Вы должны составить объявление, но в нём должно быть как можно больше наречий. Приведу пример: в нашей газете в разделе «Продажа» было помещено следующее объявление:
Снова в втридорога продам дачу на отшибе. По совести скажу, издали вид изумительный: налево течёт ручей, направо дом стоит ничей, вдали наперегонки бегают зверьки, спросонок поутру петух по-сибирски поёт «Кукареку».
Учащиеся на данном уроке составляли рекламное объявление для магазина одежды с использованием опорных слов.
Заключительным заданием на нашем уроке была творческая работа.
Задача учащихся заключалась в завершении работы, начатой юным корреспондентом, который прислал репортаж о выставке картин в Третьяковской галерее. Ученики вставляли наречия в текст – описание картины Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка».
Алёнушка сидит на берегу и … смотрит в воду. Её тёмные мечтательные глаза … падают на плечи.
Взгляд Алёнушки прикован к лесному озеру, по которому … плавают осенние листья. За спиной Алёнушки …. стоит лес. Ели … тянутся вверх. Лучи солнца … освещают верхушки деревьев. Природа охраняет Алёнушку, разделяя с ней горе.
После выполненного задания был сделан вывод о том, что употребив наречия в тексте, мы сделали его красивым, образным, выразительным. То же самое касается и нашей речи. Употребление наречий украшает нашу речь, делает ее неповторимой и изящной.
Урок прошел на «ура». Дети были очень активны, работали с интересом. Оценки были только положительные. Все это говорит о целесообразности и эффективности применения данной формы занятий на уроках. По данным нашего анкетирования средняя оценка на обычном уроке русского языка равна 3,7, а на уроках с использованием игр 4,8.
Эти цифры еще раз подтверждают эффективность использования игровых технологий на уроке. Таким образом, при систематическом использовании на уроках игровых технологий формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности. У детей вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике, создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся. Также повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся, развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знаком вещах.[3]
Используя игровые технологии на уроках русского языка, можно убедиться, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы – успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно не только в 5-7-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.
[1] Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
[2] Дмитриева Т.В. Игра как средство повышения интереса учащихся к урокам русского языка и литературы. Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу, 2001.
[3] Р. И. Жуковская. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975. – 263 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...
Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"
Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...
Игровые технологии на уроках русского языка
Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...