Статья. Использование игровых технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Aлла Леонардовна Андреева

Данная статья может быть полезна учителям, ведущим русский язык в 5-11 классах. В ней даются классификации игр, правила их организации и проведения. Приведены примеры игр, которые можно использовать на уроках русского языка как в качестве формы организации целого урока, так и его значимого фрагмента. Применение данной методики делает уроки более интересными и продуктивными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Алла Леонардовна,

учитель русского языка и литературы

Автономной некоммерческой организации

 общеобразовательная «Санкт-Петербургская школа»

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Использование игровых технологий на уроках русского языка

Игра является естественной формой труда ребёнка,

присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Л.С. Выготский

Такой школьный предмет, как русский язык, является не самым лёгким для детского восприятия и готовит нашим ученикам немало трудностей в процессе его изучения. Каждому обучающемуся необходимо усвоить много теоретического материала, систематизировать полученную на уроке информацию и отработать алгоритмы её применения на практике, чтобы письменная и устная речь была правильной, грамотной и разнообразной. ХХI век ставит перед участниками учебного процесса новые вызовы: интенсификация труда обеих сторон, непрерывный рост конкуренции в обществе, стремление молодых людей занять достойное место в социуме требуют от них всё больших умений и навыков (компетенций, как сейчас говорят), а от их наставников – использования новых методов и технологий. Очевидно, что грамотная устная и письменная речь сегодня стала необходимым условием реализации жизненных планов человека, независимо от его профессии и сферы деятельности.

Игровые технологии – важная составная часть педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы и методологических основ, выявлением её значения для развития детей и юношества в российской педагогике занимались Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие. Из работ этих учёных следует, что в основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, способствующее включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутреннего интеллектуально-творческого потенциала.

Главная цель учителя, ведущего современный урок в соответствии с ФГОС, заключается в том, чтобы добиться знания своего предмета и любви к русскому языку, приобретения и закрепления конкретных предметных навыков, переведения знания в опыт благодаря максимальной включённости в учебный процесс каждого ребёнка, вовлечения его в исследовательскую деятельность, развития его самостоятельности и творческой активности. Это возможно тогда, когда каждый обучающийся мотивирован, а урок интересен и хорошо организован. На помощь учителю приходят многочисленные технологии (такие, как диалоговая, ТРКМ, творческая мастерская, проектная, кейс-технология, ИКТ), и прежде всего игровые, так как именно они наиболее привычны и милы современным школьникам, помогают сделать урок продуктивным, запоминающимся и неординарным. Необходимо помнить, что оригинальная, правильно выстроенная игра становится для учеников не только развлечением и отдыхом, но и способна перерасти в увлекательное обучение, исследование и творчество. Дидактические игры (а именно они как правило в приоритете на уроках русского языка) также мотивируют, развивают, способствуют социализации и самореализации школьников, повышению их самооценки.  

Проводя дидактические и развивающие игры, учитель-филолог должен ставить перед собой ряд задач, которые нужно выполнить, они таковы:

- избавление от трудностей, которые возникают у обучающихся, вызванных необходимостью запоминать и применять на практике теоретический материал;

- ведение изучения и закрепления материала с использованием эмоционального интеллекта, что способствует значительному росту познавательного интереса к русскому языку и родной речи;

-  обогащение словарного запаса, расширение кругозора;

- воспитание творческой личности, таких её качеств, как целеустремлённость, настойчивость, инициативность, смекалистость, спонтанность, изобретательность.

Нельзя забывать, что в отличие от обычных развлекательных игр, игре педагогической присущи чётко поставленная цель обучения и педагогические результаты, обусловленные учебно-педагогической направленностью. Эдьютеймент не исключён, но должен дозироваться, на него лучше тратить минимум времени, используя как разрядку, передышку для снятия стресса и напряжения или как награду (своего рода «конфетку») за успешно проделанную работу, пусть даже в игровой форме.

Обычные действия учителя при подготовке дидактической игры:

- составление плана;

- отбор учебного материала;

- продумывание обучающей цели;

- планирование деятельности своей и обучающихся, в том числе этапов игры (подготовительного, непосредственно игрового, заключительного и аналитического);

- прогнозирование результатов и подведение итогов, рефлексия.

На современном уроке русского языка, стремясь активизировать и интенсифицировать учебный процесс, игровые технологии используются в следующих случаях:

- как самостоятельные технологии для освоения раздела учебного предмета, темы или понятия;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, контроля);

- в качестве технологии внеклассной деятельности по предмету, в том числе исследовательской.

Игровые технологии нужно применять с учётом возрастной психологии детей и специфики классов (уровень подготовленности, интеллектуальный уровень, особенности увлечений и интересов подопечных, преобладание мальчиков или девочек и т.п.)

Создано множество классификаций игр, приведу лишь некоторые, полезные нам.

  • По характеру игровой методики: ролевые, имитационные, предметные и др.;
  • По характеру педагогического процесса:
  1. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  2. познавательные, развивающие, воспитательные;  
  3. обучающие, тренировочные, обобщающие и контролирующие;
  4. диагностические, коммуникативные, профориентационные и прочие.
  • По игровой среде: компьютерные, комнатные, с предметами, без предметов и т.д.

Огромные возможности для применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы предоставляют Интернет и цифровая среда. Многое из того, что мы делали раньше, используя распечатки, теперь можно реализовать посредством электронных тренажёров, презентаций и разных хитроумных программ, позволяющих составить кроссворд, чайнворд, занимательный тест или квест по изучаемой или пройденной теме, при этом даже довольно быстро получить, оценить и визуализировать результаты деятельности детей.

У старшеклассников популярны «Нескучные ОГЭ и ЕГЭ», анимированные электронные тренажёры и презентации, сделанные с должным чувством юмора, что особенно ценится у подростков и юношества. Если готовить свой нескучный ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и т.п., можно сыграть, особенно со старшими детьми, в шуточную «Биржу», главное отнестись к игре с должным чувством юмора. Условия довольно просты: оценку можно «купить» только за условную валюту или модную «крипту», можно даже предложить ребятам самим придумать для неё название («русики», «рускоины», «егэшенки» - свободный полёт фантазии), как вы, вероятно, догадались, за всеми этими забавными названиями спрятаны баллы за правильно выполненные задания,  решили тесты – заработали, «намайнили», теперь можно и поторговаться, но только по прейскуранту (критерии оценок никто не отменял). Тут зашевелится самый ленивый, зная, что приятель-одноклассник непременно спросит: «Ну что, голубчик, сколько рускоинов намайнил»?

Наверно, многие из вас проводят игры на уроках русского языка и литературы по образцу популярных телевизионных «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Последний герой» и других, готовых презентаций в интернете много, при желании их можно использовать в качестве шаблонов для своей тематической «начинки».

Полезно и то, что на помощь учителю, желающему применить игровые приёмы и технологии на уроке русского языка, приходят не только многочисленные интернет-ресурсы, где можно создать, скачать или непосредственно использовать готовые игровые тренажёры и презентации, но и книжные издательства.  На данный момент выпущено множество печатных тетрадей и пособий, предлагающих изучение и закрепление пройденного материала в игровой форме. С удовольствием использую на уроках и в качестве домашних заданий игровые материалы из рабочих тетрадей С.М. Вовк: «Магический квадрат» (в него вписываются буквы ответов: н или нн в суффиксах причастий и прилагательных, а или о в корнях с чередующейся гласной, е или и в окончаниях существительных, глаголов или частиц, С - У – П при определении вида связи в словосочетании, т.е. согласование-управление-примыкание мы определяем веселее и быстрее, при этом объём и сложность задания от этого не страдают, а рутинная отработка применения правил превращается в азартное соревнование); «Исправь ошибку» - в небольших  надписях на картинках, где тренируются и вырабатываются орфографическая и пунктуационная зоркость; «Криптограмма» - правильный ответ -1, неправильный -0 или потрудитесь вписать буквы из расположенных ниже знаков в данные фигуры, составьте из них слово, найдите его значение в Интернете, выпишите в тетрадь и запомните; «Акрозадания» - из начальных букв выписанных предложений составляется слово, например «молодец»; «Верю-не верю»; «Третий лишний»; «В роли учителя» - проверьте работу, исправьте ошибки, напишите, что надо повторить нерадивому ученику и так далее. Тетради С.М.Вовк для тех, кто не ищет лёгких игровых заданий, а серия тетрадей Л.А Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом» давно известна и тоже содержит игровые задания, но попроще, а также занимательные шуточные тексты. Игровые упражнения можно найти в тетрадях Т.С. Ленской и Т.Ю. Угроватовой, С.В. Драбкиной и Д.И.Субботина и др.   В некоторых школьных учебниках они тоже есть, там вводятся и диалоги вымышленных персонажей, пытающихся вовлечь в игру обучающихся, так что в этом направлении, судя по всему, ещё будут двигаться разработчики новых УМК, по крайней мере для младшего и среднего школьного возраста.

Из собственного опыта работы ещё могу поделиться такими играми, как «Словесный мяч» (актуален в условиях пандемии, т.к. позволяет держать дистанцию): учитель или ведущий (обычно выбирается кто-то из сильных учеников) называет слово – как бы кидает его однокласснику- и просит назвать орфограмму и объяснить её правописание, если проверяются словарные слова, то правильно проговорить предложенное слово; позже можно обойтись без ведущего: ребята обмениваются словами спонтанно. Так проводится разминка перед словарным диктантом или закрепление изученной орфограммы в 5-7 классах.

В 5-6 классе в качестве подобной «разминки» в начале урока при прохождении темы «Фонетика и орфоэпия» можно сыграть в «Повтори скороговорку!» или дать решить ребус, в котором зашифровано слово «Фонетика», предложив отгадать тему занятия.

«Интеллектуал» - игра-проверка теоретических знаний обучающихся: учитель проговаривает формулировку термина (раздел науки, часть речи, член предложения и т.п), а класс пишет через запятую или под номерами термины. Аналогично провожу и диктанты на знание лексических значений слов и фразеологизмов, «Аукционы» синонимов, антонимов, омонимов и паронимов, игры «Найди пару», «Собери фразеологизм», «Воскреси афоризм» из набора слов или фрагментов высказывания, «Доктор» («вылечи» слово, исправив ошибку) и др.

«Фараон». Стань владыкой пирамиды, правильно заполнив её ярусы блоками-терминами или понятиями. Это форма, а заполняется она, например так: сначала учитель рисует на доске (на слайде презентации) большой равнобедренный треугольник – вот вам межпредметные связи – и делит его надвое вертикальной линией, а дальше нужно вписать напротив друг друга разделы русского языка и единицы, которые в них изучаются (так, как вы уже поняли, мы повторяем или обобщаем тему «Разделы русского языка»). Наверху, например, у нас будет «Фонетика» - напротив «звук», внизу – «Синтаксис» и «предложение» соответственно, а в основании – «текст». Для постройки пирамид нужны точные знания, иначе пирамида рухнет. Вы можете предложить заполнить пирамиду синонимами, антонимами, паронимами или другими лингвистическими терминами и понятиями. На слайде презентации можно добавить антураж: фараона, пески, пирамиду. Эмоциональный интеллект ваших детей сработает непременно.

Нравятся ребятам уроки-путешествия «В страну Морфологию», в «Глаголию» (в подготовке к нему поможет книга «Его величество Глагол» Лобановской З.Д., Горбатенковой Л.А., Зиминой М.С.), «К истокам слова» и др., естественно с использованием презентации и ресурсов Интернета. Игры «Подиум частей речи», «Интервью со звездой», в ходе которых нужно представить во всей красе ту или иную часть речи: нарисовать, составить от её лица монолог – своего рода лингвистическую сказку, соорудить «костюм» с лингвистической начинкой. В данном случае задействованы уже приёмы ролевых игр.

Одна из удачных и полезных игр с элементами ролевой давно и с успехом проводится мной при изучении темы «Н и НН в причастиях и прилагательных» и называется «Чем угостят меня на НН-ом берегу?» На доске (теперь на слайде презентации) рисуются две деревеньки Н-ая и НН-ая, разделённые рекой, в одной все предметы охарактеризованы словами с пропусками Н и НН, в сильных классах самостоятельно придумываются (можно по вариантам или по группам, а можно просто разделить класс на две части), а дальше – дело творческих личностей: сходить в гости и описать, используя причастия и отглагольные прилагательные дом, двор, огород и обед у соседей, составить и оформить меню в харчевне, придорожном кафе или ресторанчике (солёные грузди под сметанным соусом, жареные пирожки, топлёное молоко, вяленая рыба – на одном берегу, на другом – придумаете сами). Могут быть не деревни, а города, тогда мэры зачитают местные законы или конституции, составленные на основе правил написания Н и НН. Дальше жители двух поселений могут устроить турнир и сражаться, задавая друг другу каверзные вопросы, например такие: к какому берегу прибьёт броше…ую лодку или слома…ое дерево? Попутно рисуем и записываем словосочетания в тетрадь, выделяем и объясняем написание орфограмм. Игра заканчивается подписанием мирного договора и (или) совместной трапезой, плавно перетекающей в подведение итогов игры и обеденную перемену.

Как мы видим, игровые технологии весьма полезны и разнообразны. Парадоксально, но факт: будучи самыми древними, в нашем отечественном образовании они по-прежнему умудряются оставаться инновационными. В любом случае умелое их применение делает наши уроки более продуктивными, разнообразными и нескучными, а в условиях пандемии добавляет и прекрасный терапевтический эффект в жизнь современной школы.

Источники:

  • Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ 
  • Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: (Педагогика как практическая режиссура).— Москва-Воронеж : МПСИ, МОДЕК, 1995.— 269 с.
  • Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: ХРЕСТОМАТИЯ игровых приемов обучения: Книга для учителя.— М.: Первое сентября., 2000.— 221с.
  • Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.ISBN 978-5-406-00229-2
  • Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / Модульно-кодовое учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. — 258 с.
  • Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. — М.: Детская литература, 1979. — 176 с.
  • Фрига С.В., Букатов В.М. Слагаемые современного подхода к повышению уровня педагогической компетентности среди пользователей социальных сетей // Общее и особенное в культурах и традициях народов: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 2017).— М., Изд. МПСУ.— С. 55-62.
  • Дьяконова О.О., Букатов В.М. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // European Social Science Journal.— 2014. № 11-1 (50).— С. 279-288.
  • Колточихина Н.А. Игровые технологии. 2015. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-vidi-igrovih-tehnologiy-576076.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".

В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и рече...

статья "Практическое использование игровых технологий на уроках русского языка"

Статья рассказывает о том, как сделать уроки русского языка больее интересными и увлекательными благодаря использованию игровых технологий...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Статья:Использование игровых технологий на уроке французского языка

В статье рассматривается возможность использования игр на уроках французского  языка как повышение эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету....

Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Использование игровых технологий на уроках английского языка....

Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"

Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР)....