Статья. Использование игровых технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная статья может быть полезна учителям, ведущим русский язык в 5-11 классах. В ней даются классификации игр, правила их организации и проведения. Приведены примеры игр, которые можно использовать на уроках русского языка как в качестве формы организации целого урока, так и его значимого фрагмента. Применение данной методики делает уроки более интересными и продуктивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая статья. игровые технологии. русский язык в средней школе. | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Алла Леонардовна,
учитель русского языка и литературы
Автономной некоммерческой организации
общеобразовательная «Санкт-Петербургская школа»
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Использование игровых технологий на уроках русского языка
Игра является естественной формой труда ребёнка,
присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
Л.С. Выготский
Такой школьный предмет, как русский язык, является не самым лёгким для детского восприятия и готовит нашим ученикам немало трудностей в процессе его изучения. Каждому обучающемуся необходимо усвоить много теоретического материала, систематизировать полученную на уроке информацию и отработать алгоритмы её применения на практике, чтобы письменная и устная речь была правильной, грамотной и разнообразной. ХХI век ставит перед участниками учебного процесса новые вызовы: интенсификация труда обеих сторон, непрерывный рост конкуренции в обществе, стремление молодых людей занять достойное место в социуме требуют от них всё больших умений и навыков (компетенций, как сейчас говорят), а от их наставников – использования новых методов и технологий. Очевидно, что грамотная устная и письменная речь сегодня стала необходимым условием реализации жизненных планов человека, независимо от его профессии и сферы деятельности.
Игровые технологии – важная составная часть педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы и методологических основ, выявлением её значения для развития детей и юношества в российской педагогике занимались Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие. Из работ этих учёных следует, что в основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, способствующее включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутреннего интеллектуально-творческого потенциала.
Главная цель учителя, ведущего современный урок в соответствии с ФГОС, заключается в том, чтобы добиться знания своего предмета и любви к русскому языку, приобретения и закрепления конкретных предметных навыков, переведения знания в опыт благодаря максимальной включённости в учебный процесс каждого ребёнка, вовлечения его в исследовательскую деятельность, развития его самостоятельности и творческой активности. Это возможно тогда, когда каждый обучающийся мотивирован, а урок интересен и хорошо организован. На помощь учителю приходят многочисленные технологии (такие, как диалоговая, ТРКМ, творческая мастерская, проектная, кейс-технология, ИКТ), и прежде всего игровые, так как именно они наиболее привычны и милы современным школьникам, помогают сделать урок продуктивным, запоминающимся и неординарным. Необходимо помнить, что оригинальная, правильно выстроенная игра становится для учеников не только развлечением и отдыхом, но и способна перерасти в увлекательное обучение, исследование и творчество. Дидактические игры (а именно они как правило в приоритете на уроках русского языка) также мотивируют, развивают, способствуют социализации и самореализации школьников, повышению их самооценки.
Проводя дидактические и развивающие игры, учитель-филолог должен ставить перед собой ряд задач, которые нужно выполнить, они таковы:
- избавление от трудностей, которые возникают у обучающихся, вызванных необходимостью запоминать и применять на практике теоретический материал;
- ведение изучения и закрепления материала с использованием эмоционального интеллекта, что способствует значительному росту познавательного интереса к русскому языку и родной речи;
- обогащение словарного запаса, расширение кругозора;
- воспитание творческой личности, таких её качеств, как целеустремлённость, настойчивость, инициативность, смекалистость, спонтанность, изобретательность.
Нельзя забывать, что в отличие от обычных развлекательных игр, игре педагогической присущи чётко поставленная цель обучения и педагогические результаты, обусловленные учебно-педагогической направленностью. Эдьютеймент не исключён, но должен дозироваться, на него лучше тратить минимум времени, используя как разрядку, передышку для снятия стресса и напряжения или как награду (своего рода «конфетку») за успешно проделанную работу, пусть даже в игровой форме.
Обычные действия учителя при подготовке дидактической игры:
- составление плана;
- отбор учебного материала;
- продумывание обучающей цели;
- планирование деятельности своей и обучающихся, в том числе этапов игры (подготовительного, непосредственно игрового, заключительного и аналитического);
- прогнозирование результатов и подведение итогов, рефлексия.
На современном уроке русского языка, стремясь активизировать и интенсифицировать учебный процесс, игровые технологии используются в следующих случаях:
- как самостоятельные технологии для освоения раздела учебного предмета, темы или понятия;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, контроля);
- в качестве технологии внеклассной деятельности по предмету, в том числе исследовательской.
Игровые технологии нужно применять с учётом возрастной психологии детей и специфики классов (уровень подготовленности, интеллектуальный уровень, особенности увлечений и интересов подопечных, преобладание мальчиков или девочек и т.п.)
Создано множество классификаций игр, приведу лишь некоторые, полезные нам.
- По характеру игровой методики: ролевые, имитационные, предметные и др.;
- По характеру педагогического процесса:
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- познавательные, развивающие, воспитательные;
- обучающие, тренировочные, обобщающие и контролирующие;
- диагностические, коммуникативные, профориентационные и прочие.
- По игровой среде: компьютерные, комнатные, с предметами, без предметов и т.д.
Огромные возможности для применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы предоставляют Интернет и цифровая среда. Многое из того, что мы делали раньше, используя распечатки, теперь можно реализовать посредством электронных тренажёров, презентаций и разных хитроумных программ, позволяющих составить кроссворд, чайнворд, занимательный тест или квест по изучаемой или пройденной теме, при этом даже довольно быстро получить, оценить и визуализировать результаты деятельности детей.
У старшеклассников популярны «Нескучные ОГЭ и ЕГЭ», анимированные электронные тренажёры и презентации, сделанные с должным чувством юмора, что особенно ценится у подростков и юношества. Если готовить свой нескучный ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и т.п., можно сыграть, особенно со старшими детьми, в шуточную «Биржу», главное отнестись к игре с должным чувством юмора. Условия довольно просты: оценку можно «купить» только за условную валюту или модную «крипту», можно даже предложить ребятам самим придумать для неё название («русики», «рускоины», «егэшенки» - свободный полёт фантазии), как вы, вероятно, догадались, за всеми этими забавными названиями спрятаны баллы за правильно выполненные задания, решили тесты – заработали, «намайнили», теперь можно и поторговаться, но только по прейскуранту (критерии оценок никто не отменял). Тут зашевелится самый ленивый, зная, что приятель-одноклассник непременно спросит: «Ну что, голубчик, сколько рускоинов намайнил»?
Наверно, многие из вас проводят игры на уроках русского языка и литературы по образцу популярных телевизионных «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Последний герой» и других, готовых презентаций в интернете много, при желании их можно использовать в качестве шаблонов для своей тематической «начинки».
Полезно и то, что на помощь учителю, желающему применить игровые приёмы и технологии на уроке русского языка, приходят не только многочисленные интернет-ресурсы, где можно создать, скачать или непосредственно использовать готовые игровые тренажёры и презентации, но и книжные издательства. На данный момент выпущено множество печатных тетрадей и пособий, предлагающих изучение и закрепление пройденного материала в игровой форме. С удовольствием использую на уроках и в качестве домашних заданий игровые материалы из рабочих тетрадей С.М. Вовк: «Магический квадрат» (в него вписываются буквы ответов: н или нн в суффиксах причастий и прилагательных, а или о в корнях с чередующейся гласной, е или и в окончаниях существительных, глаголов или частиц, С - У – П при определении вида связи в словосочетании, т.е. согласование-управление-примыкание мы определяем веселее и быстрее, при этом объём и сложность задания от этого не страдают, а рутинная отработка применения правил превращается в азартное соревнование); «Исправь ошибку» - в небольших надписях на картинках, где тренируются и вырабатываются орфографическая и пунктуационная зоркость; «Криптограмма» - правильный ответ -1, неправильный -0 или потрудитесь вписать буквы из расположенных ниже знаков в данные фигуры, составьте из них слово, найдите его значение в Интернете, выпишите в тетрадь и запомните; «Акрозадания» - из начальных букв выписанных предложений составляется слово, например «молодец»; «Верю-не верю»; «Третий лишний»; «В роли учителя» - проверьте работу, исправьте ошибки, напишите, что надо повторить нерадивому ученику и так далее. Тетради С.М.Вовк для тех, кто не ищет лёгких игровых заданий, а серия тетрадей Л.А Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом» давно известна и тоже содержит игровые задания, но попроще, а также занимательные шуточные тексты. Игровые упражнения можно найти в тетрадях Т.С. Ленской и Т.Ю. Угроватовой, С.В. Драбкиной и Д.И.Субботина и др. В некоторых школьных учебниках они тоже есть, там вводятся и диалоги вымышленных персонажей, пытающихся вовлечь в игру обучающихся, так что в этом направлении, судя по всему, ещё будут двигаться разработчики новых УМК, по крайней мере для младшего и среднего школьного возраста.
Из собственного опыта работы ещё могу поделиться такими играми, как «Словесный мяч» (актуален в условиях пандемии, т.к. позволяет держать дистанцию): учитель или ведущий (обычно выбирается кто-то из сильных учеников) называет слово – как бы кидает его однокласснику- и просит назвать орфограмму и объяснить её правописание, если проверяются словарные слова, то правильно проговорить предложенное слово; позже можно обойтись без ведущего: ребята обмениваются словами спонтанно. Так проводится разминка перед словарным диктантом или закрепление изученной орфограммы в 5-7 классах.
В 5-6 классе в качестве подобной «разминки» в начале урока при прохождении темы «Фонетика и орфоэпия» можно сыграть в «Повтори скороговорку!» или дать решить ребус, в котором зашифровано слово «Фонетика», предложив отгадать тему занятия.
«Интеллектуал» - игра-проверка теоретических знаний обучающихся: учитель проговаривает формулировку термина (раздел науки, часть речи, член предложения и т.п), а класс пишет через запятую или под номерами термины. Аналогично провожу и диктанты на знание лексических значений слов и фразеологизмов, «Аукционы» синонимов, антонимов, омонимов и паронимов, игры «Найди пару», «Собери фразеологизм», «Воскреси афоризм» из набора слов или фрагментов высказывания, «Доктор» («вылечи» слово, исправив ошибку) и др.
«Фараон». Стань владыкой пирамиды, правильно заполнив её ярусы блоками-терминами или понятиями. Это форма, а заполняется она, например так: сначала учитель рисует на доске (на слайде презентации) большой равнобедренный треугольник – вот вам межпредметные связи – и делит его надвое вертикальной линией, а дальше нужно вписать напротив друг друга разделы русского языка и единицы, которые в них изучаются (так, как вы уже поняли, мы повторяем или обобщаем тему «Разделы русского языка»). Наверху, например, у нас будет «Фонетика» - напротив «звук», внизу – «Синтаксис» и «предложение» соответственно, а в основании – «текст». Для постройки пирамид нужны точные знания, иначе пирамида рухнет. Вы можете предложить заполнить пирамиду синонимами, антонимами, паронимами или другими лингвистическими терминами и понятиями. На слайде презентации можно добавить антураж: фараона, пески, пирамиду. Эмоциональный интеллект ваших детей сработает непременно.
Нравятся ребятам уроки-путешествия «В страну Морфологию», в «Глаголию» (в подготовке к нему поможет книга «Его величество Глагол» Лобановской З.Д., Горбатенковой Л.А., Зиминой М.С.), «К истокам слова» и др., естественно с использованием презентации и ресурсов Интернета. Игры «Подиум частей речи», «Интервью со звездой», в ходе которых нужно представить во всей красе ту или иную часть речи: нарисовать, составить от её лица монолог – своего рода лингвистическую сказку, соорудить «костюм» с лингвистической начинкой. В данном случае задействованы уже приёмы ролевых игр.
Одна из удачных и полезных игр с элементами ролевой давно и с успехом проводится мной при изучении темы «Н и НН в причастиях и прилагательных» и называется «Чем угостят меня на НН-ом берегу?» На доске (теперь на слайде презентации) рисуются две деревеньки Н-ая и НН-ая, разделённые рекой, в одной все предметы охарактеризованы словами с пропусками Н и НН, в сильных классах самостоятельно придумываются (можно по вариантам или по группам, а можно просто разделить класс на две части), а дальше – дело творческих личностей: сходить в гости и описать, используя причастия и отглагольные прилагательные дом, двор, огород и обед у соседей, составить и оформить меню в харчевне, придорожном кафе или ресторанчике (солёные грузди под сметанным соусом, жареные пирожки, топлёное молоко, вяленая рыба – на одном берегу, на другом – придумаете сами). Могут быть не деревни, а города, тогда мэры зачитают местные законы или конституции, составленные на основе правил написания Н и НН. Дальше жители двух поселений могут устроить турнир и сражаться, задавая друг другу каверзные вопросы, например такие: к какому берегу прибьёт броше…ую лодку или слома…ое дерево? Попутно рисуем и записываем словосочетания в тетрадь, выделяем и объясняем написание орфограмм. Игра заканчивается подписанием мирного договора и (или) совместной трапезой, плавно перетекающей в подведение итогов игры и обеденную перемену.
Как мы видим, игровые технологии весьма полезны и разнообразны. Парадоксально, но факт: будучи самыми древними, в нашем отечественном образовании они по-прежнему умудряются оставаться инновационными. В любом случае умелое их применение делает наши уроки более продуктивными, разнообразными и нескучными, а в условиях пандемии добавляет и прекрасный терапевтический эффект в жизнь современной школы.
Источники:
- Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/
- Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: (Педагогика как практическая режиссура).— Москва-Воронеж : МПСИ, МОДЕК, 1995.— 269 с.
- Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: ХРЕСТОМАТИЯ игровых приемов обучения: Книга для учителя.— М.: Первое сентября., 2000.— 221с.
- Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.ISBN 978-5-406-00229-2
- Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / Модульно-кодовое учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. — 258 с.
- Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. — М.: Детская литература, 1979. — 176 с.
- Фрига С.В., Букатов В.М. Слагаемые современного подхода к повышению уровня педагогической компетентности среди пользователей социальных сетей // Общее и особенное в культурах и традициях народов: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 2017).— М., Изд. МПСУ.— С. 55-62.
- Дьяконова О.О., Букатов В.М. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // European Social Science Journal.— 2014. № 11-1 (50).— С. 279-288.
- Колточихина Н.А. Игровые технологии. 2015. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-vidi-igrovih-tehnologiy-576076.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"
Статья "Игровые технологии" ...
Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".
В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и рече...
статья "Практическое использование игровых технологий на уроках русского языка"
Статья рассказывает о том, как сделать уроки русского языка больее интересными и увлекательными благодаря использованию игровых технологий...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".
Статья посвящена использованию модульно-блочной технологии на уроке русского языка....
Статья:Использование игровых технологий на уроке французского языка
В статье рассматривается возможность использования игр на уроках французского языка как повышение эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету....
Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"
Использование игровых технологий на уроках английского языка....
Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"
Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР)....