Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"
статья по русскому языку

Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках русского языка

(из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы: Ерёмина С.А.

       Во все времена учитель, который стремился к тому, чтобы его ученики хорошо знали предмет, применял элементы игры в процессе обучения. Ведь принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике,  а это так важно при обучении  детей с ОВЗ (ЗПР).  К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Их задачи будут заключаться в следующем: сделать уроки русского языка интересными, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.  Использовать игровые технологии можно не только в 5 – 6 -ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети. Мои задачи как педагога, работающего уже много лет в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), следующие: раскрыть особенности педагогических игр, показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий, определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе. В современной школе,  делающей ставку на активизацию и творчество учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля),  как технологии внеклассной работы.

         В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дидактическая цель ставится перед  обучающимися  в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Педагогические игры имеют следующие классификации: по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные   и   психологические.По характеру педагогического процесса: 1 группа – обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2 группа – познавательные, воспитательные, развивающие; 3 группа – репродуктивные, продуктивные, творческие; 4 группа – коммуникативные, диагностические.

По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные.

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные (классные) и на природе.Игра состоит из следующих основных этапов: ориентировочный (для учителя),  подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов (рефлексия).Требования к подбору игр следующие:

1.        Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2.        Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.

3.        Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.  Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2.   Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность обучающихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3.   Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Обучающиеся соревнуются,  разделившись на команды.

Игры на уроке русского языка – это  преодоление познавательного эгоцентризма и расширение  коммуникативных способностей  обучающихся. Правильно организованная  с учётом специфики материала игра  тренирует память, помогает  обучающимся с ОВЗ (ЗПР)  выработать речевые умения и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. В играх, используемых  мною на  уроках русского языка, всегда стараюсь задействовать собственную активность ученика. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что школьнику просто сообщают, может пройти мимо его сознания: но то, до чего он додумался сам – это  собственное  «открытие» - остается    навсегда. Чтобы открытие состоялось, я стараюсь направить активность обучающихся на  анализ учебного материала. Их мыслительная работа на уроке должна проходить в наиболее естественной форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет понимание и верное использование правил игры, ведь правило – это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Главная цель игры на уроке русского языка – показать  красоту и богатство  русского языка, преодолеть представление  о нём  как о формальном и скучном предмете, пробудить интерес у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) к самому главному и прекрасному учебному предмету, изучаемому в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...