Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".
статья (русский язык, 5 класс) по теме

Царева Лариса Васильевна

В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и речевой культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_dok.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках русского языка.

Возникновение интереса к русскому языку у значительного  числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо  позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны русского языка.

Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм на уроках русского языка - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому формы знаний чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке  навыков, формировании умений.  В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учебе.

   Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения?

 Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднее звено, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.  Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Фрагменты уроков, описание игр, дидактические материалы.

Тема. Диалог. §39    Фрагмент урока.

 Цель. Познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика;

Выработать навык постановки знаков препинания при диалоге.

Развитие речи. Выразительное чтение по ролям.

Ход урока.

На  слайде определение слова диалог.

На доске записана тема урока.

Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, вы прочитали, а чтобы было

понятнее, ваши товарищи сейчас покажут сценку.

(Здесь можно,  например,  разыграть отрывок из басен  Крылова, которые инсценировали на

литературе.)

Учитель. Ребята, сколько человек принимали участие в разговоре?

Ученики. ...

Учитель. Как называется такая беседа?

Ученики. Диалог.

Учитель объясняет, что если к участникам беседы присоединится третий, четвёртый и т.д.

говорящий, то эта беседа тоже будет называться диалогом.

Конец года. Контрольные работы написаны, а впереди ещё несколько учебных дней. Как

наиболее эффективно можно использовать оставшееся учебное время?

Тема. Повторение и систематизация изученного.

§§ 76,77,78.

Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение года.

Ход урока.

На слайде слова: «Отправляемся в путешествие», карта страны Лингвинии.

После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большим конвертом в руках.

Ученик. Вам письмо.

Учитель. -Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.

(Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из сказочной страны

Лингвиния! Слушайте:

  «Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и законами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи?

Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты Лингвинию?

Победители получат звание «Лучший знаток Лингвинии - 2014» и приз. С уважением, король Русский Язык».

  -Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласны принять предложение короля?

Ученики. - Да!

Учитель. -Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии.

Делит класс на команды (по 4.5 человек), выбирает капитанов. Можно выбрать жюри.

На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разным разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать?

Морфология        Синтаксис       Словообразование

Фонетика        Орфоэпия        Лексика

Орфография

На доске висит подобного вида плакат:

Морфология

Синтаксис

Словообразование

Фонетика Орфография

Орфоэпия

Лексика

Каждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицы или цветка.

Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на выбор. Характер задания будет соответствовать названию раздела.

После открытия окошка команды должны расшифровать название города королевства

Лингвинии (раздела). Очко присуждается за быстроту и правильность ответа.

Каждое задание - 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Задания.

Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой. Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мой взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.

1. Карточка - тест.

Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов. Данные сочетания слов являются словосочетаниями:

осенний день;

урок начался;

купить книгу;

в лесу.

Ответ: 1); 3).

2. Карточка - тест

Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.

К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:

Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)

Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)

Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)

Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.

 Ответ: 3).

(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

3. Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный                    з...лёный          ст...лбовая

дес...ть                    цв…тной          ш...рстяной

бе...заботный         ра...свет          бе...цветный

рису...шь                    пиш...шь          чита...шь

к... пуста                    т...атр           ап...льсин

4. Карточка. Игра «Справочное бюро»
Использовать словарь.

Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

Колорит, компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).

При изучении второстепенных членов предложения дети с удовольствием воспринимают "веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление. Дополнение.

Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их без промедления, тут же отыщутся дополнения.

(Рисую книгу (что? вин.пад.). Спорю с товарищем (с кем? тв.пад.).

Дети быстро и с удовольствием запоминают вполне доступные для них строчки и используют это при синтаксическом разборе предложений.

Определение. Обстоятельство.

Признак предмета или явления         На вопросы: где? когда?

Обозначает определение.                     Как? откуда? и куда?

Чей и какой? - ответы просты,          Обстоятельства всегда

Лишь не хватает волнистой черты.  Дадут ответ вам, да-да-да.

При изучении знаков препинания при однородных членах предложения хороши такие строчки:

 Если стоят однородные члены,

 Их запятой раздели непременно:

 Дети рисуют, играют, сидят,

 Спорят, смеются, поют, говорят.

Для лучшего запоминания главных членов предложения можно также использовать "веселые" рифмы.

Когда перед вами задача - найти         Потом от него мы вопросы кто? что?

Главные члены предложения,         К другим словам направляем

Прежде всего, отыщи глагол,         И подлежащее, как на крючок

Глагол в любом наклонении.         На эти вопросы поймаем.

Когда обнаружишь этот глагол         Тут мы его одною чертой

Между другими словами,                     Вмиг подчеркнем без сомнения,

То подчеркни его поскорее                     И полюбуйся - перед тобой

Сразу двумя чертами.                     Главные члены предложения.

При изучении словосочетания дети нередко путают понятия грамматическая основа предложения и словосочетание. Устранить это могут помочь строчки

Внимание! Внимание!        А кто тут главный - без труда

Вот словосочетание.                    Вопрос определяет.

В нем ходят парою слова.        Вопрос от главного идет

Но не равны у них права.        К зависимому слову,

В нем слово главное всегда         И никогда - наоборот,

С зависимым шагает.         Запомни как основу.

Все эти рифмы дают хороший материал и для повторения различных разделов грамматики. При изучении написания ЪиЬ знаков дети с удовольствием выполняют замену словами –отгадками

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

Полоса земли вдоль берега моря, озера (побережье).

Вход в здание (подъезд).

Снежная буря, метель (вьюга).

Служащий, разносящий почту (почтальон).

Мясной отвар (бульон).

Идущий в пищу, пригодный для еды (съедобный).

Разобрать слова - отгадки по составу, сделать фонетический разбор слов: вьюга, подъезд. При изучении чередования гласных в корнях слов уместны рифмованные строчки.

Если после корня - А. В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: "Ноги вытер? Вытирай!"

При изучении написания приставок ПРЕ- и ПРИ- полезно использование "веселых" рифм.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - Приставка,

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

Приставка ПРИ-

1.        Приближение.                                            3. Нахождение.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,                     На пригорке придорожном

Космонавт прилетел из Вселенной -                     В пригороде приморском

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет         На пришкольном участке пригожем

Пишется ПРИ-, несомненно.                                 Даже привередливому - приволье.

2.        Присоединение.                                            4. Неполнота действия.

Винт привинтил, прикрутил колесо.                     Язык прикусил - не совсем откусил.

Приклеил, пришил умело -                                             Пригорела - не значит горит.

Помни, что ПРИ- говорят обо всем.                     Помни, что сделано, но не совсем.

Что добрые руки приделали.                                 Пишут с приставкой ПРИ-.

Приставка ПРЕ-

1. В значении "очень".                                            2. Сходна с ПЕРЕ-.

Предлинный достанет до крыши рукой,                     Дожди непрерывные льют в октябре,

Прежадный не даст вам конфету.                                 Но грамотным дождь - не преграда.

Кто очень такой или очень сякой -                                 Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-.

ПРЕ- мы пишем при этом.                                             Там только ПРЕ- ставить надо...

(исключения: прискорбный, причудливый)

Трудно объяснить правописание. Пренебрегать, преследовать, презрение. Запомни их - разумное решение.

При изучении имени существительного  провожу дидактические игры "Четвертый лишний". Из каждой группы предложенных слов исключить лишнее.

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Врач, "Скорая помощь", лекарства, троллейбус.

Портрет, акварель, кисть, портьера.

Шкаф, ковер, диван, полки.

конверт, телеграмма, деньги, марка.

Аудитория, студенты, знамена, преподаватель.

С записанными словами далее возможны различные варианты работы.

«Выбери три слова» (ЛОТО) (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор:  рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор:  подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

п

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас. Развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород        парк        море        школа        столовая        зоопарк

гря-ки                доро-ки         пло-цы        кни-ки         хле-цы                    кле-ка

кали-ка        бере-ки         фла-ки        обло-ки        пиро-ки        марты-ка

реди-ка         ду-ки         ло-ки                    тетра-ка         сли-ки        тра-ка

морко-ка      ли-ки         остро-ки        промока-ка         голу-цы        реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил        ански        кьоинк

лыжи        санки        коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат. здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

         Словом, дидактические игры, я считаю, заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

  Список литературы:

П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык». 2004 г.

Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 2001 г.

В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 2000 г.

Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва. «Просвещение», 2000

«Русский язык в школе». 2002 г.. №4

«Русский язык в школе», 2003 г.. №5

«Русский язык в школе». 2004 г., №3

http://www.rusedu.info

http://www.ukazka.ru

http://festival. 1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Практическое использование игровых технологий на уроках русского языка"

Статья рассказывает о том, как сделать уроки русского языка больее интересными и увлекательными благодаря использованию игровых технологий...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Статья:Использование игровых технологий на уроке французского языка

В статье рассматривается возможность использования игр на уроках французского  языка как повышение эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету....

Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Использование игровых технологий на уроках английского языка....

Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"

Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР)....

Статья. Использование игровых технологий на уроках русского языка

Данная статья может быть полезна учителям, ведущим русский язык в 5-11 классах. В ней даются классификации игр, правила их организации и проведения. Приведены примеры игр, которые можно использовать н...