Методическая разработка "Акцентология"
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)

Чайковская Екатерина Викторовна

Методическая разработка "Акцентология" содержит материалы для  проверочных и контрольных работ по теме "Нормы современного русского лимтературного языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

  1. Правильно поставлено ударение в словах:

обеспечение

генезис

договоренность

  1. Правильно образованы словосочетания:

  1. занятый класс
  2. рефлекторное движение
  3. призывный крик

  1. ЧН  произносится как  ШН  в словах :

  1. скучно
  2. яичница
  3. подсвечник

  1. Укажите ряды слов с правильно расставленным ударением:

  1. баловать – баловал – баловала - баловали
  2. класть – клал – клала – клали
  3. создать – создал – создала – создали

5.  Безударный гласный О произносится  как А в словах :

1.  вето (факультативно о)

2.  дотация

3.  контроль

  1. реноме

ЛЕКСИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

6.   Укажите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением

       лексической сочетаемости.

1.   Матрена вынуждена сдать себя барыне, боясь за судьбу своих близких.

      Правильно: Матрена вынуждена во всем признаться барыне, боясь за судьбу      

      своих близких.

  1. Автор хочет показать безвыходное, дремучее положение большей части своего  

поколения.

      Правильно: Автор хочет показать безвыходное, беспросветное положение боль-

      шей части своего поколения.                          

  1. Пушкин говорит о  правлении Петра, называя его «властелином судьбы»,

поднявшим «Россию на … дыбы» и  пробурившим «в Европу … окно».

      Правильно : Пушкин говорит о славном правлении Петра, называя его

      «властелином судьбы», поднявшим «Россию на … дыбы» и прорубившим «в     

      Европу  окно».

  1. Обломов мечтал, что будет носить халат и мягкие тапочки, сидеть в  кресле-ка-

      талке.

      Правильно: Обломов мечтал, что будет носить халат и мягкие тапочки, сидеть в

      кресле-качалке.

  1. Перепишите предложения, выбрав из слов, данных в скобках, правильный пароним. Выбранные паронимы подчеркните.

  1. До сих пор я еще не терял надежды сыскать дорогу домой, но тут я окончательно удостоверился в том, что ( заблудился, заблуждался ) совершенно.
  2. Это было ( законодательное, законодательское ) учреждение.
  3. ( Злых, злостных ) людей везде много, а добрых не скоро найдешь.
  4. ( Игристые, игривые) вина – виноградные  столовые вина, насыщенные углекислым газом.
  5. ( Идеалистический, идеалистичный ) взгляд на сущность жизни лежит в основе всех религий.

  1. Перепешите предложения, заменив синонимами выделенные слова. При этом старайтесь усилить значение этих слов, придать высказыванию большую эмоциональность.

1.   Мы любим пряники.   -   Мы обожаем пряники.

2.   Девушки бывают только красивые.   -   Девушки бывают только прекрасные.

3.   Трудности не пугают героя.   -   Трудности не страшат героя.

4.   Все радовались празднику.   -   Все были в восторге от праздника.

5.   Он  заметил злую улыбку своего противника.   -   Он заметил злую улыбку    

      своего врага.

ОРФОГРАФИЯ

  1. Раздельно пишутся слова:

  1. по своему разумению
  2. не жаль ничего
  3. не надеющийся на успех
  4. часы в виде башни

  1.   Две буквы  «НН»  пишутся в словах:

  1. смотрел рассеянно
  2. ответы не обдуманны
  3. оборванные струны
  4. купленный товар    

  1.   Буква «И»  пишется в словах:

  1. мы пересмотрим
  2. прищурив глаза
  3. акционер
  4. не сказал ни слова

ПУНКТУАЦИЯ

 

  1.  Двоеточие ставится в предложениях:

  1. Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье.
  2. Радость жизни во всём я ловлю: в звездном небе, в цветах, в ароматах.
  3. Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют

Тире ставится в предложениях:

1.  Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света.

2.  Я был готов любить весь мир – меня никто не понял.

  1.  Запятые ставятся в предложениях:

  1. Вершины покоряются только смелым, отважным людям.
  2. И песнь его была ясна, как мысли девы простодушной.
  3. Сверкая и искрясь, осыпается иней с древесных вершин.
  4. Гляжу как безумный на черную шаль, и хладную душу терзает печаль.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

  1.  Выберите из парных словосочетаний правильный вариант:

  1. Правая бакенбарда  -  правый бакенбард (дополнительно)
  2. Болезненная заусеница  -  болезненный заусеснец (вариант)
  3. Стальная рельса  - стальной рельс
  4. Новая туфля  -  новый туфель
  5. Капроновая тюль  -  капроновый тюль
  6. Кожаная тапка  -  кожаный тапок.

  1.    Перепишите предложения, употребив слова, данные в скобках, в правильной

       форме .      

  1. Мать велела мне купить несколько простыней.
  2. В нашем городе много грузин, туркмен (туркменов), узбеков, цыган, осетин, башкир.
  3. На Черном море много песчаных побережий.
  4. В поход мы взяли две пары резиновых сапог, несколько пар шерстяных чулок и носок (носков).
  5. Сегодня мне нужно забрать ребенка из яслей.

  1.  Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные с нарушением

 грамматических норм

  1. Среди приглашенных были профессоры, банкиры, коммерсанты. (Неправильный выбор падежного окончания у существительного в именительном падеже, во множественном числе). Правильно: профессора.
  2. Самый сильнейший из штангистов далеко оторвался от своих соперников.         (Неправильное образование превосходной степени имени прилагательного) Правильно: сильнейший или самый сильный
  3. Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески. (Неправильное употребление деепричастного оборота)

       Правильно: Когда Цицерон был в Афинах, его попросили произнести речь по-

        -гречески.

  1. Сын решил стать врачом наперекор желания родителей. (Неправильный выбор                   падежной  формы  имени существительного). Правильно: наперекор (чему?) желанию.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

17.   Подберите к разговорно-просторечным и эмоционально окрашенным словам  

        стилистически нейтральные синонимы.

  1. Был задержан гражданин Курочкин, который болтался около аптеки  № 16 без определенного занятия.

       Был задержан гражданин Курочкин, который прохаживался около аптеки  № 16

       без определенного занятия.

  1. Заказы шли клёво, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку.

       Заказы шли хорошо, и мы работали на славу, чтобы оправдать поездку.

  1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.

       Эта история вполне подойдет для сюжета к фильму-боевику.

  1. Березько уворовал из магазина двое брюк.

       Березько украл из магазина двое брюк.

  1. Куприн – потрясающий писатель своего времени.

       Куприн – выдающийся  писатель своего времени.

Вариант 1

1. Перепишите, ставя ударение:

   Феномен, углубленный, верба, расклеить, звонишь, начата, запломбировать, ходатайство, завсегдатай, корысть, наверх, дремота, тигровый, завидно,  рассредоточение, свекла, сироты, силос, уведомить, мизерный, предложить, радушный, умерший, христианин, дипломатия, договоренность, задолго, блокировать, августовский, договор, средства, украинец, языковая (система), названый (брат), принять, статуя,  искра.

2. Отметьте случаи перехода «е» в «о» (на письме «ё»):

   

    Приобретенный, истекший, афера, оценен, углубленный, одновременный, упрощенный.

«е»

«ё»

одновременный

истекший

афера

приобретённый

оценён

углублённый

упрощённый

 3.  Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой «е» в словах иноязычного        

      происхождения:

        Термос, лотерея, пенсне, купе, индекс, шинель, бижутерия, свитер, диспансер, лейбл, терапевт, агрессия, рейс, нейрохирург, стратегия, компьютер, бассейн, менеджер.

твердое произношение согласных перед буквой «е»

мягкое произношение согласных перед буквой «е»

вариант

термос

лотерея (доп. те)

пенсне

купе

индекс

бижутерия

свитер

диспансер

лейбл

агрессия

компьютер

менеджер

шинель

рейс (доп. рэ)

стратегия (доп. тэ)

терапевт

нейрохирург

бассейн

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

4.  Употребите формы родительного падежа множественного числа существительных,         раскрывая скобки и дописывая, где требуется, окончания:

        Пара (носки, чулки),  полк (гусары),  пара (серьги),  5 килограмм…,  несколько (якуты, армяне, башкиры, турки, цыгане),  пара (клипсы),  400 грамм…,  8 ом…,  9 ампер…,  несколько (капли),  много (апельсины, помидоры, яблоки, баклажаны),  нет трех (кочерга).

        Пара носк-ов (доп. носок -◙), пара чулок -;  полк гусар -(доп. гусар -ов);  пара серёг -; 5 килограмм-ов;  несколько якут-ов, несколько армян-, несколько башкир-, несколько турок -; несколько цыган-;  пара клипс-ов;  400 грамм-ов;  8 ом-; 9 ампер-; несколько капель-;  много апельсин-ов, много помидор-ов, много яблок -; много баклажан-ов (доп. баклажан-◙ ).                                                                 

5.  Определите род имен существительных:

Вуаль, досье, варьете, иваси, травести, жюри, альфа-излучение, Тбилиси, ГАК, идальго, кабальеро, рефери, импресарио, царь-пушка, монастырь-крепость, экю, кофе.

мужской род

женский род

средний род

Тбилиси

идальго

кабальеро

рефери

импресарио

монастырь-крепость

кофе (доп. ср.р)

вуаль

иваси

травести

ГАК

царь-пушка

досье

варьете

жюри

альфа-излучение

экю (доп. м.р.)

6.  Спишите, записывая числительные прописью:

1)  Принятый 549 предприятиями план.   2)  Более 897684 единиц хранения.  3) Около 1,5 (тысяча) метров.

1) Принятый пятьюстами сорока девятью предприятиями план.

2) Более восьмисот девяноста семи тысяч шестисот восьмидесяти четырёх   

    единиц  хранения.

3) Около полутора тысяч метров.

7.  Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1) Ряд студентов нашей группы получил… направление на практику в Германию.  2) В аудитории наход…тся  преподаватель и студенты.  3)  Кресло-кровать отодвинут…  к стене. 4) К уборке зерновых культур уже приступил…  ряд хозяйств. 5) В конгрессе принимал… участие тридцать одна страна.

1)  Ряд студентов нашей группы получил  направление на практику в Германию.

2) В аудитории наход-ится  преподаватель и студенты.

3)  Кресло-кровать отодвинут  к стене.

4) К уборке зерновых культур уже приступил   ряд хозяйств.

5) В конгрессе принимал  участие тридцать одна страна.

8.  Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.

1) Для нас стало очевидным разрушительное действие человека на природу.  2) Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.  3) Полковник был предан делам своего полка, заботлив о людях и офицерах. 4)  Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 5)  Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.  6) Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.  7) Успехами мы не блестим. 8) Девушка купила карие чулки.  9) Она приготовила сытый завтрак.  10) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

1) Для нас стало очевидным разрушительное действие человека на природу. – Для нас стало очевидным разрушительное воздействие человека на природу.  Смешение в речи паронимов.

2) Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. -  Прошедшие в мае обильные дожди вызвали хороший рост трав.  Нарушение порядка слов в предложении.

3) Полковник был предан делам своего полка, заботлив о людях и офицерах. - Полковник был предан делам своего полка, заботился о людях и офицерах.

Неуместное употребление краткой формы имени прилагательного.

4)  Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.  -  Отец всегда удивлялся (чему?) трудолюбию сына./  Отец всегда восхищался (чем?) трудолюбием сына.  Нарушение норм управления.                      

5)  Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. - Спонсоры внесли свою скромную лепту в организацию праздника./ Спонсоры внесли значительный вклад в организацию праздника. Нарушение лексической сочетаемости.

6) Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение. – Мой брат отнюдь не меломан. Он не выносит ни музыку, ни пение.  Непонимание значения слова. Употребление слова в несвойственном ему значении.  

7) Успехами мы не блестим. – Успехами мы не блещем. Смешение в речи паронимов.

8) Девушка купила карие чулки. -  Девушка с карими глазами купила коричневые чулки.  Нарушение лексической сочетаемости.

9) Она приготовила сытый завтрак. - Она приготовила сытный завтрак.  Смешение в речи паронимов.

10) Впереди лидирует гонщик под номером 5. -  Лидирует гонщик под номером 5./ Впереди - гонщик под номером 5.    Плеоназм.

9.  Напишите аннотацию и составьте тезисы предлагаемой статьи.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ.

        Сегодня в научно-популярной литературе выделяются три ветви: литература, предназначенная для специалистов других областей знания; литература для широкого круга читателей; научно-популярные произведения для школьников. В настоящее время всемирная сеть Интернет хранит более миллиарда информационных объектов, таких как Web-документы, файловые архивы, доступные через FTP, архивы телекоммуникаций и т.п. Естественно, что у любого человека, который только начинает своё знакомство с Сетью, может возникнуть вопрос: как ориентироваться в таком море информации, как находить необходимые ему материалы?

        В настоящее время для этих целей существуют так называемые информационно-поисковые системы или, как принято выражаться на языке Интернет, поисковые  службы. Принцип работы таких систем прост: пользователь должен объяснить системе, что ему необходимо получить, а задача поисковой службы состоит в том, чтобы найти и выдать список соответствующих материалов. На первый взгляд может показаться, что работать с такими системами довольно просто. Действительно, если возникает задача, для которой необходимо получить вполне конкретный результат, например, найти расписание движения поездов «Москва  -  Мурманск», то критерий её решения очевиден. Однако если задача является более сложной, например, требуется найти учебно-методические материалы по биологии для 8 класса средней школы, то совершенно неясно, решит ли пользователь задачу, найдя сотню документов, или же за пределами его внимания останется ещё не один десяток документов, по своему методическому уровню существенно превосходящих полученные в результате поиска. В таком случае «качество» результата зависит от того, насколько пользователь владеет инструментами поиска, насколько он знаком с технологиями и проблемами, которые могут оказать значительное воздействие на эти результаты, а также от его личного опыта работы. Поэтому вопрос о том, что такое поиск  -  наука или искусство, является довольно спорным. Но, безусловно, существует ряд технических аспектов, о которых необходимо знать, приступая к организации и проведению поисковых работ.

Аннотация.

        В своей статье автор поднимает вопрос об организации поиска информации в мировой Сети Интернет и   обращает  внимание читателя на существование поисковых задач различного уровня сложности.

         Цель статьи  -   дать начинающему пользователю Сети представление о количестве и типах  информационных объектов, существующих в информационной системе Интернет на сегодняшний день. Статья даёт  читателю представление о системе организации Интернет; о способах поиска информации в этой глобальной информационной сети; о типах поисковых систем, помогающих пользователю сориентироваться в огромном количестве информации, хранящейся в настоящее время в сети Интернет.  

Тезисы:

  • Всемирная сеть интернет в настоящее время хранит более миллиарда информационных объектов;
  • Поиск информации во всемирной сети интернет осуществляется с помощью поисковых служб;
  • Существуют разные уровни сложности поисковых задач;
  • Результат поиска зависит:

         - от качества владения пользователя инструментами поиска;

         - от знания пользователем ряда технических аспектов, необходимых для  

            проведения  поисковых работ;

         - от личного опыта работы пользователя в Сети.

Вариант 1.

 1. Перепишите, ставя ударение:

  Феномен, углубленный, верба, расклеить, звонишь, начата, запломбировать, ходатайство, завсегдатай, корысть, наверх, дремота, тигровый, завидно,  рассредоточение, свекла, сироты, силос, уведомить, мизерный, предложить, радушный, умерший, христианин, дипломатия, договоренность, задолго, блокировать, августовский, договор, средства, украинец, языковая (система), названый (брат), принять, статуя,  искра.

2. Отметьте случаи перехода «е» в «о» (на письме «ё»):

   

    Приобретенный, истекший, афера, оценен, углубленный, одновременный, упрощенный.

 

     3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой «е» в словах              

        иноязычного   происхождения:

        Термос, лотерея, пенсне, купе, индекс, шинель, бижутерия, свитер, диспансер, лейбл, терапевт, агрессия, рейс, нейрохирург, стратегия, компьютер, бассейн, менеджер.

    4.  Употребите формы родительного падежа множественного числа

            существительных, раскрывая скобки и дописывая, где требуется,    

           окончания:

        Пара (носки, чулки),  полк (гусары),  пара (серьги),  5 килограмм…,  несколько (якуты, армяне, башкиры, турки, цыгане),  пара (клипсы),  400 грамм…,  8 ом…,  9 ампер…,  несколько (капли),  много (апельсины, помидоры, яблоки, баклажаны),  нет трех (кочерга).

5.  Определите род имен существительных:

Вуаль, досье, варьете, иваси, травести, жюри, альфа-излучение, Тбилиси, ГАК, идальго, кабальеро, рефери, импресарио, царь-пушка, монастырь-крепость, экю, кофе.

6.  Спишите, записывая числительные прописью:

1)  Принятый 549 предприятиями план.   2)  Более 897684 единиц хранения.  3) Около 1,5 (тысяча) метров.

7.  Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1) Ряд студентов нашей группы получил… направление на практику в Германию.  2) В аудитории наход…тся  преподаватель и студенты.  3)  Кресло-кровать отодвинут…  к стене. 4) К уборке зерновых культур уже приступил…  ряд хозяйств. 5) В конгрессе принимал… участие тридцать одна страна.

8.  Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.

1) Для нас стало очевидным разрушительное действие человека на природу.  

2) Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.  

3) Полковник был предан делам своего полка, заботлив о людях и офицерах.

4)  Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

5)  Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

 6) Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.  

7) Успехами мы не блестим.

8) Девушка купила карие чулки.  

9) Она приготовила сытый завтрак.  

10) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

9.  Напишите аннотацию и составьте тезисы предлагаемой статьи.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ.

        Сегодня в научно-популярной литературе выделяются три ветви: литература, предназначенная для специалистов других областей знания; литература для широкого круга читателей; научно-популярные произведения для школьников. В настоящее время всемирная сеть Интернет хранит более миллиарда информационных объектов, таких как Web-документы, файловые архивы, доступные через FTP, архивы телекоммуникаций и т.п. Естественно, что у любого человека, который только начинает своё знакомство с Сетью, может возникнуть вопрос: как ориентироваться в таком море информации, как находить необходимые ему материалы?

        В настоящее время для этих целей существуют так называемые информационно-поисковые системы или, как принято выражаться на языке Интернет, поисковые  службы. Принцип работы таких систем прост: пользователь должен объяснить системе, что ему необходимо получить, а задача поисковой службы состоит в том, чтобы найти и выдать список соответствующих материалов. На первый взгляд может показаться, что работать с такими системами довольно просто. Действительно, если возникает задача, для которой необходимо получить вполне конкретный результат, например, найти расписание движения поездов «Москва  -  Мурманск», то критерий её решения очевиден. Однако если задача является более сложной, например, требуется найти учебно-методические материалы по биологии для 8 класса средней школы, то совершенно неясно, решит ли пользователь задачу, найдя сотню документов, или же за пределами его внимания останется ещё не один десяток документов, по своему методическому уровню существенно превосходящих полученные в результате поиска. В таком случае «качество» результата зависит от того, насколько пользователь владеет инструментами поиска, насколько он знаком с технологиями и проблемами, которые могут оказать значительное воздействие на эти результаты, а также от его личного опыта работы. Поэтому вопрос о том, что такое поиск  -  наука или искусство, является довольно спорным. Но, безусловно, существует ряд технических аспектов, о которых необходимо знать, приступая к организации и проведению поисковых работ.

Вариант 2

1. Перепишите, ставя ударение:

Генезис, приобретенный, коклюш, приободрить, шевелишь, приняли, ходатайствовать, индустрия, сформировать, таможня,  гусеница, немота, грушевый, газопровод, добыча угля, черпать, отращенные волосы, газированный, включит, квартал, двоюродный, диоптрия, апартаменты, договоренный, осужденный, продали, холеный, пригоршня, привороженный, спланировать, сосредоточивать, каталог, в туфлях, за тортом, творог.  

2. Отметьте случаи перехода «е» в «о» (на письме «ё»):

   

Разношерстный, современный,  острие, двоеженец, блеклый, гренадер, белесый.

«е»

«ё»

вариант

гренадер

двоеженец

современный

блёклый (доп. блеклый)

остриё

разношёрстный

белесый

 3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой «е» в словах              

        иноязычного   происхождения:

        Партер, пюре, тембр, миксер, крем, шатен, ателье, неонацизм, пресса, экспресс, филателия, термометр, сонет, отель, макраме, деградировать, азбука Морзе.

твердое произношение согласных перед буквой «е»

мягкое произношение согласных перед буквой «е»

вариант

партер

пюре

тембр

миксер

шатен

ателье

неонацизм (доп. не)

филателия

отель

макраме

деградировать (доп. де)

азбука Морзе

пресса

экспресс (доп. рэ)

термометр

крем

сонет

4.  Образуйте от существительных форму множественного числа    

         именительного падежа:

        Диспетчер, инженер, ястреб, катер, приговор, лист, шофёр, тандем, окорок, свитер, бухгалтер, токарь, лектор, директор, буфер, выговор, гражданин, брелок, человек, крейсер.

        Диспетчер - диспетчер; инженер - инженер; ястреб - ястреб и ястреб; катер - катер, приговор - приговор, лист - листь (лист), шофёр -    шофёр; тандем - тандем, окорок - окорок; свитер - свитер    (доп. свитер-а); бухгалтер - бухгалтер, токарь - токар и токар; лектор - лектор; директор - директор; буфер - буфер; выговор -  выговор; гражданин - граждане, брелок - брелок; человек - люди;  крейсер - крейсер  и  крейсер.

5.  Определите род имен существительных:

        Мозоль, клише, арго, кольраби, леди, кюре, автомобиль-мастерская,  Сочи, МГУ, ФСБ, авеню, бра, безе, боа, жюри, киви, коммюнике, пенальти, салями, табу, хиппи, алиби.

мужской род

женский род

средний род

кюре

автомобиль-мастерская

Сочи

МГУ

хиппи

пенальти (доп. ср.р.)

мозоль

кольраби

леди

ФСБ

авеню

салями

клише

арго

бра

безе

боа

жюри

киви

коммюнике

табу

алиби

6.  Спишите, записывая числительные прописью:

        1)  Не менее 2890 студентов.   2)  Более 847, 5 (центнеры).  3) Без 1,5 сантиметров.

1)  Не менее двух тысяч восьмисот девяноста студентов.   2)  Более восьмисот сорока семи с половиной  центнеров.  3) Без полутора сантиметров.

7.  Согласуйте определение с определяемым словом:

        1) Последн…  два тома выйдут в свет через месяц.  2) Перв…  две главы дипломной работы научный руководитель же прочёл.  3) Нов…  выставка-просмотр  методической литературы уже открыт…  в библиотеке.  4) Сейчас выступит русск…  учён…  профессор Ахманова. 5) Он так…  растяпа.  

        1) Последн-ие  два тома выйдут в свет через месяц.  2) Перв-ые  две главы дипломной работы научный руководитель же прочёл.  3) Нов-ая  выставка-просмотр  методической литературы уже открыт  в библиотеке.  4) Сейчас выступит русск-ий  учён-ый  профессор Ахманова. 5) Он так-ой  растяпа.  

8. Найдите ошибки в оформлении реквизитов и построении текста докладной.      

    Отредактируйте документ.

Начальнику авторемонтной станции

Манульскому К.

Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Внутрицеховая проверка и контрольные испытания отремонтированных станций автомашин требуют иногда оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков и шоферов. Мы порой сталкиваемся с трудностями оформления сверхурочных с бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обеспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.

Старший техник Л. Кузьмин.

Начальнику авторемонтной станции

Манульскому К.

Старшего техника  Л. Кузьмина

Д О К Л А Д Н А  Я   З А П И С К А

        Довожу до вашего сведения, что в связи с проведением внутрицеховых проверок и контрольных испытаний отремонтированных автомашин возникает производственная необходимость в сверхурочной работе слесарей-наладчиков (ФИО) и водителей (ФИО) в период ...

        Прошу разрешить оформление сверхурочно отработанных часов дополнительным табелем учёта рабочих единиц.

        Прошу рассмотреть вышеизложенное предложение

Дата                                                                                                                 Подпись

9. Напишите заявление о приёме на работу. Составьте резюме

Вариант 2

  1. Перепишите, ставя ударение:

Генезис, приобретенный, коклюш, приободрить, шевелишь, приняли, ходатайствовать, индустрия, сформировать, таможня,  гусеница, немота, грушевый, газопровод, добыча угля, черпать, отращенные волосы, газированный, включит, квартал, двоюродный, диоптрия, апартаменты, договоренный, осужденный, продали, холеный, пригоршня, привороженный, спланировать, сосредоточивать, каталог, в туфлях, за тортом, творог.  

  1. Отметьте случаи перехода «е» в «о» (на письме «ё»):

   

Разношерстный, современный,  острие, двоеженец, блеклый, гренадер, белесый.

  1. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой «е» в словах  иноязычного происхождения:      

        Партер, пюре, тембр, миксер, крем, шатен, ателье, неонацизм, пресса, экспресс, филателия, термометр, сонет, отель, макраме, деградировать, азбука Морзе.

4.  Образуйте от существительных форму множественного числа    

         именительного падежа:

        Диспетчер, инженер, ястреб, катер, приговор, лист, шофёр, тандем, окорок, свитер, бухгалтер, токарь, лектор, директор, буфер, выговор, гражданин, брелок, человек, крейсер.

5.  Определите род имен существительных:

        Мозоль, клише, арго, кольраби, леди, кюре, автомобиль-мастерская,  Сочи, МГУ, ФСБ, авеню, бра, безе, боа, жюри, киви, коммюнике, пенальти, салями, табу, хиппи, алиби.

6.  Спишите, записывая числительные прописью:

        1)  Не менее 2890 студентов.   2)  Более 847, 5 (центнеры).  3) Без 1,5 сантиметров.

7.  Согласуйте определение с определяемым словом:

        1) Последн…  два тома выйдут в свет через месяц.  2) Перв…  две главы дипломной работы научный руководитель же прочёл.  3) Нов…  выставка-просмотр  методической литературы уже открыт…  в библиотеке.  4) Сейчас выступит русск…  учён…  профессор Ахманова. 5) Он так…  растяпа.  

8. Найдите ошибки в оформлении реквизитов и построении текста докладной.      

    Отредактируйте документ.

Начальнику авторемонтной станции

Манульскому К.

Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Внутрицеховая проверка и контрольные испытания отремонтированных станций автомашин требуют иногда оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков и шоферов. Мы порой сталкиваемся с трудностями оформления сверхурочных с бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обеспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.

Старший техник Л. Кузьмин.

     9. Напишите заявление о приёме на работу. Составьте резюме

Вариант 3

1. Перепишите, ставя ударение:

Щавель, новорожденный, жалюзи, углубить, созыв, откупорить, нормировать, намерение, упрочить, хвоя, алфавит, санитария, кедровый, кладовая, в плоскостях, красивейший, зубчатый, гладильный, языковое (явление), плесневеть, двоеженец, начался, балованный, договор, электропровод, диспансер, славянин, писать углем, забрать из яслей, отдали, комбайнер, заключишь, флюорография, документ.

2. Отметьте случаи перехода «е» в «о» (на письме «ё»):

   

Бесхребетный, валежник, решетчатый, бытие, отекший, маневренный, прирученный.

«е»

«ё»

вариант

бесхребетный

валежник

отёкший

манёвренный  (доп. маневренный)

приручённый

решетчатый

бытие

3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой «е» в словах              

        иноязычного   происхождения:

Декан, реле, генетика, бифштекс, брюнет, протекция, интерьер, купейный, новелла, тенденция, термин, тенор, академия, интервью, кодекс, кредо, сессия.

твердое произношение согласных перед буквой «е»

мягкое произношение согласных перед буквой «е»

вариант

реле

генетика

бифштекс

интерьер

купейный

тенденция

интервью

кодекс

декан (доп. дэ)

брюнет

термин

тенор

академия

протекция

новелла

кредо

сессия

4.  Образуйте от существительных форму множественного числа    

         именительного падежа:

Почерк, офицер, инструктор, вексель, торт, подпись, сектор, корпус, модуль,  слесарь, крем, герб, библиотекарь, кабель, доктор, округ, договор,  ректор, вектор.

Почерк -почерк –и  (доп. почерк -а); офицер - офицер –ы; инструктор -  инструктор –а  и инструктор –ы; вексель - вексел –я  и вексел –и; торт - торт –ы; подпись - подпис –и; сектор - сектор –а  и сектор –ы; корпус -  корпус –а; модуль – модул –и; слесарь - слесар –я и слесар – и; крем - крем –ы; герб – герб –ы; библиотекарь - библиотекар –и; кабель - кабел –и; доктор - доктор –а; округ - округ –а;  договор -  договор –ы и договор –а; ректор - ректор –ы;

вектор - вектор –ы.  

5.  Определите род имен существительных:

Тюль, шампунь, МЧС, атташе, пони, цунами, конферансье, шасси, драже, какаду,  Осло, диван-кровать, драпри, кули, факсимиле, резюме, колибри, цеце, Перу, алоэ, депо.

мужской род

женский род

средний род

тюль

шампунь

атташе

пони

конферансье

какаду

Осло

диван-кровать

кули

колибри (доп. ж.р.) – варианты

цеце

Перу

МЧС

цунами

шасси

драже

драпри

факсимиле

резюме

алоэ

депо

6.  Спишите, записывая числительные прописью:

1) Коллекция состоит из 4375 единиц. 2) Населённый пункт с 68735 жителями.  

3) Ревизия проведена в 2639 структурах.

1)  Коллекция состоит из четырёх тысяч трёхсот семидесяти пяти единиц.  

2) Населённый пункт с шестьюдесятью восемью тысячами семьюстами тридцатью пятью жителями.  3) Ревизия проведена в двух тысячах шестистах тридцати девяти структурах.

7.  Употребите нужную форму числительного или местоимения с данными  

     существительными:

1) (Пять, пятеро) суток лил дождь.  2) (Обоим, обеим) девушкам назначили собеседование.  3) У (неё, её) не было нужной книги.  4) Все (их, ихние) конспекты лежали на столе.  5)  Из школы вышли (семь, семеро) девочек и (пять, пятеро) мальчиков.

1) Пятеро суток...  2) Обеим девушкам…3) У неё… 4) Все их конспекты… 5) … семь девочек и пятеро мальчиков…

8.  Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.

1) Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии в предприятии.  2) Штатные психологи проводят профилактические беседы по вопросам вреда курения и наркомании.  3) Москва  -  город, который был родиной многих писателей и описан ими.  4) Наиболее высочайшие здания в мире находятся в  Нью-Йорке.  5) Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь.  6) Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.  7) Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.  8) Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука.  9) Наш интерес к медицине вполне понятный.  10) Он дал щенку мяса, и он за несколько минут съел его.

1) Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии в предприятии. -  …. утвердило проведение мероприятий по ликвидацииНарушение норм управления.

2) Штатные психологи проводят профилактические беседы по вопросам вреда курения и наркомании.  -  …беседы о вреде куренияРечевая избыточность. Канцеляризм.

3) Москва  -  город, который был родиной многих писателей и описан ими.  –

4)  Наиболее высочайшие здания в мире находятся в  Нью-Йорке.  -  Наиболее высокие здания … -  Высочайшие здания. Неправильное употребление степеней сравнения прилагательных.

5)  Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. -  … и с ветки посыпался Неправильное употребление местоимения

6) Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.  -  Свыше пятисот…  Неправильное формообразование числительных.

7) Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками .  -  Из двадцати одного студента. Нарушение норм согласования.

8) Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука.  -  … послушать своего внука.  Смешение местоимений

 

9) Наш интерес к медицине вполне понятный.  -  …вполне понятен. Смешение кратких и полных форм прилагательного.

10) Он дал щенку мяса, и он за несколько минут съел его.  -  Он дал щенку мяса, и тот за несколько минут всё съел. Неправильное употребление местоимения: избыточность местоимений, нарушающая смысловую точность.

 9.  Напишите доверенность на получение заработной платы. Составьте заявление с просьбой  

      освободить от занятий.

Вариант 3

1. Перепишите, ставя ударение:

Щавель, новорожденный, жалюзи, углубить, созыв, откупорить, нормировать, намерение, упрочить, хвоя, алфавит, санитария, кедровый, кладовая, в плоскостях, красивейший, зубчатый, гладильный, языковое (явление), плесневеть, двоеженец, начался, балованный, договор, электропровод, диспансер, славянин, писать углем, забрать из яслей, отдали, комбайнер, заключишь, флюорография, документ.

2. Отметьте случаи перехода «е» в «о» (на письме «ё»):

   

Бесхребетный, валежник, решетчатый, бытие, отекший, маневренный, прирученный.

     3. Отметьте случаи твердого произношения согласных перед буквой «е» в словах              

        иноязычного   происхождения:

Декан, реле, генетика, бифштекс, брюнет, протекция, интерьер, купейный, новелла, тенденция, термин, тенор, академия, интервью, кодекс,  кредо, сессия.

     4.  Образуйте от существительных форму множественного числа    

         именительного падежа:

Почерк, офицер, инструктор, вексель, торт, подпись, сектор, корпус, модуль,  слесарь, крем, герб, библиотекарь, кабель, доктор, округ, договор, столяр, ректор, вектор.

     5.  Определите род имен существительных:

Тюль, шампунь, МЧС, атташе, пони, цунами, конферансье, шасси, драже, какаду,  Осло, диван-кровать, драпри, кули, факсимиле, резюме, колибри, цеце, Перу, алоэ, депо.

     6.  Спишите, записывая числительные прописью:

1) Коллекция состоит из 4375 единиц. 2) Населённый пункт с 68735 жителями.  

3) Ревизия проведена в 2639 структурах.

      7.  Употребите нужную форму числительного или местоимения с данными  

     существительными:

1) (Пять, пятеро) суток лил дождь.  2) (Обоим, обеим) девушкам назначили собеседование.  3) У (неё, её) не было нужной книги.  4) Все (их, ихние) конспекты лежали на столе.  5)  Из школы вышли (семь, семеро) девочек и (пять, пятеро) мальчиков.

       8.  Исправьте ошибки. Определите тип нарушения.

1) Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии в предприятии.  2) Штатные психологи проводят профилактические беседы по вопросам вреда курения и наркомании.  3) Москва  -  город, который был родиной многих писателей и описан ими.  4) Наиболее высочайшие здания в мире находятся в  Нью-Йорке.  5) Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь.  6) Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.  7) Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.  8) Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука.  9) Наш интерес к медицине вполне понятный.  10) Он дал щенку мяса, и он за несколько минут съел его.

 9. Напишите доверенность на получение заработной платы.  Составьте    

     заявление с просьбой освободить от занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...