Относительные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Андронова Дина Алексеевна

Подробный конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_otnositelnye_prilagatelnye.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6 класс, русский язык.

Тема: «Относительные прилагательные» 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

  1. повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»;

       2)познакомить учащихся с относительными прилагательными,

           с опознавательными признаками относительных прилагательных;

      3)научить отличать относительные прилагательные от качественных; познакомить со значением новых словарных слов;

  1. развивать умение находить относительные прилагательные, отличать их от качественных, использовать в речи

  1. закрепить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся, приобретенные в ходе изучения темы «Имя прилагательное».

Задачи:

  1. создать условия для повторения и обобщения сведений по теме ««Имя прилагательное. Качественные прилагательные» и для изучения новой темы «Относительные прилагательные»
  2. создать условия для самостоятельной деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки;
  3. облегчить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся; организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снять умственное и физическое напряжение.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  2. сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  1. уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;
  2. работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;
  3. аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;
  4. самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Методы обучения: теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Педагогические технологии: ИКТ - технологии, личностно - ориентированные технологии, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, доска, карточки, Толковый словарь

 Ход урока

I. Организационный момент.

ПРИВЕТСТВИЕ

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости. Сегодня мы с вами продолжим работу по теме, начатой вчера.

II. Повторение.

Начнем нашу работу с повторения.

1. Проверка домашнего задания (выписанные предложения с качественными прилагательными).

2. Повторение. Карточка 1. - заполните пропуски.

  • Имя прилагательное-  это ____________________________________

___________________________________________________________

  • Имя прилагательное  изменяется по ______________, ___________,________________________.
  • В предложении и словосочетании имя прилагательное зависит от _________________.
  • Имя прилагательное может иметь ______________________форму.
  • Качественные прилагательные могут иметь ______________и ______________________степени сравнения.  
  • Сравнительная степень, как и превосходная, может иметь ________формы:_______ и ___________________.
  • Простая форма сравнительной степени образуется при помощи ___________________________________.
  • Составная форма – при помощи слов ____________________________.
  • В предложении имя прилагательное обычно бывает ________________________________________________________.

 СЛАЙДЫ 2-3

3. Карточка 2. Среди прилагательных найти качественные. Хитрый, деревянный, зелёный, январский, песчаный, узкий, высокий, стеклянный, кожаный, широкий, яркий, сладкий, осенний, весенний, сельский.

  ВСЕ ВМЕСТЕ

5. Лингвистический эксперимент. Слайд 4. Найдите в предложении прилагательные, образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени. Определите, к какому разряду они относятся. Со словом «сильный» можем образовать степени сравнения, а со словом «берёзовые» нет!Слайд 5.

IV. Изучение новой темы.

Объявление темы урока. Относительные прилагательные.

 Постановка проблемного вопроса

- чем относительные имена прилагательные отличаются от качественных?

2. Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? Для чего мы изучаем эту тему? (Ответ учащихся)

3. Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.

Слово учителя.

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому.

Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение.

Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). Например, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста.

2.       Сопоставление качественных и относительных прилагательных

-Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных Слайд 11 (Нет.)

-Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречием очень? Можно ли быть очень деревянным или слишком кожаным? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде деревянненький  или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

-Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.

-Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы.

  2. Карточка 3  «Опознавательные признаки относительных прилагательных». 1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют приставку НЕ-

5. Не образуют сложное прилагательное

6. Не имеют антонимов.

Обозначают:

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

V. Закрепление изученного материала. Параграф 59

1. Слайд 12

2. В чем вы видите различие слов золотые (руки) и золотое (кольцо)?

3. С классом физзарядка. Встаём при употреблении относительных прилагательных

Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.

1 – качественные прилагательные – сжимаем кулак,

2 – относительные прилагательные - разжимаем.

Русские люди, талантливые умельцы, деревянные поделки, удивительные игрушки,  золотые изделия, вкусная еда, языковОе явление, талантливый художник, языкОвая колбаса.

4. 1. Упр. № 344    По группам (подготовить листы и разместить их по классу)

VI. Рефлексия. Билетик на выход. Слайд 11

1.  К относительным прилагательным относятся…..

2.  Они не имеют…..

3.  В предложении они являются……         

VII. Задание на дом. Комментирование задания.

1.Параграф 59. Упражнение 343.

2. Работа с текстом.

1) Тяпка    мой симпатичный пёс. 2 )Гуляя с ним, мы часто уходим в сосновый лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3)На зелёной ш..лковистой опушке леса черные пятна от костра. 4) В ложбине, изв..ваясь между камней, т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него,  а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного целлофанового пакета. 7)По дну стелется, зац..пившись за камешек, капроновый чулок. 8)Течение н..сёт школьную, с ф..олетовыми страницами, тетрадь, делает воду мутной. 9)Вон у берега груда железных пружин от раскладушки, соломенные остатки веника.

 10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?

1. О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?

2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?

3.Найдите в тексте прилагательные. Какова их роль?

4. Определите разряд.

5. Объясните пропущенные буквы. Расставьте знаки.

      1 вариант– 1-5 предложение

     2 вариант     - 6-10 предложение.

VIII. Оценки.

- Спасибо за урок.

           

ПО МАТЕРИАЛУ

ПО МЕСТУ

ПО ВРЕМЕНИ

БИЛЕТИК НА ВЫХОД

ПО ДЕЙСТВИЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Относительные прилагательные

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Относительные прилагательные"...

Относительные прилагательные

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Относительные прилагательные"...

логопедическое занятие в 7 классе школы V вида по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных"

Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме  "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карт...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Относительные прилагательные"

Урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками технологии....

Урок в 6 классе Относительные прилагательные

Презентация содержит ключ к орфографическому диктанту, материал для перфокарты, таблицы отличительных признаков качественных и относительных прилагательных. В работе использована анимация (ответы на в...

Тема «Образование относительных прилагательных единственного числа мужского рода от существительных»

Данное занятие по разделу "развитие речи и ознакомление с окружающим миром"  проводилось в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития....

Образование относительных прилагательных

Теоретический и практический материал по образованию относительных прилагательных...