Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 кл. Задание № 7
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 кл. Задание № 7

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon oge_9_zadanie_7.zip1.92 МБ

Предварительный просмотр:

                                                         Задание №7.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧИ

Термин

Определение

Примеры

Аллегория

(иносказание)

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Антитеза

(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов.

Стихи и прозалёд и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин).

«Война и мир» (Л. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский).

Гипербола (преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явление, действия.

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето. ( В. Маяковский).

Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня ).

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари (С. Есенин).

Он из Германии туманной привёз учёности плоды. (А. Пушкин.)

Ирония

(скрытая

насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Пример иронического произведения - стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма - высшей степени проявления иронии).

Литота

Преуменьшение предмета (обратная гипербола).

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.

В саду горит костёр рябины. (С. Есенин).

На болотах клюквы россыпи

Догорают в пепле инея (Н. Колычев).

Оксюморон

(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг . (М. Лермонтов).

С кем мне поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин).

«Живые мощи» (И. Тургенев), «Живой труп» (Л. Толстой).

Олицетворение

Перенесение свойства человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.

Луна хохотала, как клоун (С. Есенин).

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами (А. Твардовский).

Сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

Капли росы – белые, как молоко, но просвеченные огненной искрой. (В. Солоухин).

Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение.

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг. (В. Солоухин).

От весел к берегу кудрявый след бежал.

(А. Фет).

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение. Например: альтруист – эгоист, гипербола – литота, весёлый – грустный, далеко – близко, вставать – садиться.

Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например: алый – красный

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. В предложении являются одним членом. Например: попасть впросак, кровь с молоком, душа в душу, ободрать как липкуни свет ни заря; всё течёт, всё изменяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Презентации "ЗАДАНИЕ 16" и "ЗАДАНИЕ 25".

Презентации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 16 и 25 ...