Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 кл. Задание № 7
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 кл. Задание № 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_9_zadanie_7.zip | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Задание №7.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧИ
Термин | Определение | Примеры |
Аллегория (иносказание) | Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ | В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Антитеза (противопоставление) | Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов. | Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А. Пушкин). «Война и мир» (Л. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский). |
Гипербола (преувеличение) | Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явление, действия. | В сто сорок солнц закат пылал, В июль катилось лето. ( В. Маяковский). Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня ). |
Инверсия | Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов. | Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари (С. Есенин). Он из Германии туманной привёз учёности плоды. (А. Пушкин.) |
Ирония (скрытая насмешка) | Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению. | Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Пример иронического произведения - стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма - высшей степени проявления иронии). |
Литота | Преуменьшение предмета (обратная гипербола). | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов). |
Метафора | Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. | В саду горит костёр рябины. (С. Есенин). На болотах клюквы россыпи Догорают в пепле инея (Н. Колычев). |
Оксюморон (оксиморон) | Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого) | Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг . (М. Лермонтов). С кем мне поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин). «Живые мощи» (И. Тургенев), «Живой труп» (Л. Толстой). |
Олицетворение | Перенесение свойства человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. | Луна хохотала, как клоун (С. Есенин). Полночь в моё городское окно Входит с ночными дарами (А. Твардовский). |
Сравнение | Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. | Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин). Капли росы – белые, как молоко, но просвеченные огненной искрой. (В. Солоухин). |
Эпитет | Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. | Капельки хрустальной влаги; седой росный луг. (В. Солоухин). От весел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет). |
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение. Например: альтруист – эгоист, гипербола – литота, весёлый – грустный, далеко – близко, вставать – садиться.
Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например: алый – красный
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. В предложении являются одним членом. Например: попасть впросак, кровь с молоком, душа в душу, ободрать как липку, ни свет ни заря; всё течёт, всё изменяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Презентации "ЗАДАНИЕ 16" и "ЗАДАНИЕ 25".
Презентации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 16 и 25 ...