Дистанционное обучение
статья по русскому языку

Дистанционное обучение... В последнее время общество разделилось на два лагеря: сторонники и противники «дистанционки». Что же такое дистанционное обучение? Каковы его плюсы и минусы? Можно ли использовать его при изучении русского языка? Как организовать самостоятельную работу при дистанционном обучении? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, которые никого не могут оставить равнодушным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»

412370 Саратовская область, Самойловский район, р.п. Самойловка, ул. 30 лет Победы д. 13, тел. 8 (84548) 2-15-34, эл. адрес: shkola-1.sam@rambler.ru

Доклад

«Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

при дистанционном обучении?»

Выполнила: Ежовкина Е.П.,

учитель русского языка и литературы

Дистанционное обучение... В последнее время общество разделилось на два лагеря: сторонники и противники «дистанционки». Что же такое дистанционное обучение? Каковы его плюсы и минусы? Можно ли использовать его при изучении русского языка? Как организовать самостоятельную работу при дистанционном обучении? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, которые никого не могут оставить равнодушным.

В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий. Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой учитель и ученик взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения обучающийся занимается самостоятельно, просматривает записи вебинаров, выполняет упражнения, общается с учителем в мессенджерах и периодически отдает ему на проверку свои работы.

            Впервые с проведением урока русского языка в дистанционном формате я столкнулась еще назад в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимися по индивидуальному учебному плану на дому. Но одно дело – вести  дистанционный урок с одним учеником, и совсем другое – организовать учебный процесс на таком уроке для всего класса. Здесь уже технологии, эффективные для  индивидуального обучения, не подходят, надо искать другие методы,  приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

           Для проведения дистанционного урока в режиме видеоконференции я использую платформу Zoom. Она имеет ряд преимуществ: позволяет демонстрировать экран учителя или учащегося; вести переписку учителя и учащихся в чате, притом учитель может запретить  переписку между учащимися, отключить микрофоны детей и включать тогда, когда нужно ответить. Кроме того, у учителя есть  возможность отправить учащимся в чате файл для работы,  сделать запись видеоконференции, чтобы переслать ее учащимся, которые отсутствовали на онлайн уроке.

            Важно помнить и об экранном времени, поэтому необходимо чередовать работу учащихся с экраном и работу с учебником. Дистанционный урок не должен быть во вред зрению школьника. Поэтому я обязательно на каждом уроке провожу гимнастику для глаз.  

            Одно из условий эффективного дистанционного урока — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать  большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание 

При обучении русскому языку могут использоваться следующие формы ДО:

  • Чат-урок – урок, который проходит с использованием чат технологий (например, skype, zoom). Это видеоконференция. Все обучающиеся, имеющие доступ к чату, могут одновременно учиться, общаться с учителем.
  • Веб-урок – дистанционный урок, семинар, конференция, практикум. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на сайте (например, учителя), на котором установлена соответствующая программа. Задания могут выполняться на протяжении более длительного срока. В процессе работы происходит живое конструктивное общение как между учителем и учеником, так и между учениками.
  • Урок с использованием видеоконференцсвязи – урок проходит в режиме реального времени.
  • Индивидуальная консультация.
  • Система личных сообщений по формату приближена к электронной почте, предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице. Переписка носит конфиденциальный характер: кроме отправителя и адресата, она никому не доступна.
  • Рабочие листы, инструктивные карты (например, google формы), которые позволяют обучающимся давать как развернутые ответы на предложенные вопросы, так и выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
  • Интерактивные тренажеры помогают обучающимся быстрее и глубже освоить учебный материал.
  • Интерактивные тесты помогают учителю своевременно контролировать уровень усвоения материала. Обучающиеся могут сразу ознакомиться с результатами.

Теперь это не классная работа, а полностью домашняя. Проектируется она, как правило, на один день и выполнять её школьник будет в течение одного дня. Также самостоятельная работа должна быть подчинена идеи целостности и решать определённую учебную задачу за одно выполнение. При определении количества заданий для школьника следует учитывать, что самостоятельно ребёнок работает, как правило, медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной помощи учителя решать возникающие сопутствующие учебные проблемы.

Учитель должен тщательно отбирать домашние задания, ведь  они для школьников становится центральным звеном в достижении  конкретной учебной цели, поставленной учителем на определённый период. Основными требованиями к домашнему заданию становятся следующие:

• задание должно быть понятным ученику: включая понимание, что он будет делать, где он будет это делать, как он будет это делать, какие дополнительные средства обучения ему понадобятся, как он передаст работу учителю;
• задание должно быть посильным и доступным для самостоятельного выполнения учениками;
• задание должно быть интересно школьнику: например, упражнение из учебника можно всегда дополнить ссылкой на интересный фильм по изучаемой теме, порекомендовать электронный ресурс или изменить задание учебника, добавив творческий вопрос.

         Выдавая учебное задание для самостоятельной работы школьникам, даже если его целью является повторение пройденного, в условиях дистанционного обучения необходимо дополнять его теоретическим материалом, который может понадобиться для его выполнения.

Дистанционное образование имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Во-первых,  развивает умение  учащихся самостоятельно работать. Во-вторых, позволяют учителю задавать больше нестандартных развивающих заданий. В-третьих, развивает регулятивные компетенции: умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, умение самостоятельно планировать деятельность. В-четвертых, происходит формирование навыка самообразования. Этот перечень можно продолжить.

Но нельзя не сказать и о проблемах. Это и недостаток общения, и снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат. Если говорить о преподавании русского языка, то это уменьшение общения, что сказывается на речи учащихся (особенно в национальной школе), снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи, плагиат и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту, уже не новую форму обучения, как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.

         Библиографический список

1.Использование дистанционных  технологий в  обучении русскому языку

учащихся с ОВЗ: из опыта  работы  Татьяны  Семёновны Поляковой, учителя

русского языка и литературы ОГАОУ «Центр образования "Ступени"». –Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017. – 32 с.

        2.Как провести дистанционный урок: 4 шага, чтобы не потерять класс. Е. Долгих.  Блог Анны Варенцовой, ст. 3. URL: https://mel.fm/blog/anna-varentsova (дата обращения: 11.05.2020).

      3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании  в  Российской  Федерации"; ст.16,ч.1.; Сайт  КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...