Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, сформировать навыки и умения производить морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Лицей № 1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Морфологический разбор
местоимений-прилагательных и местоимений-числительных
УМК ОС «Школа 2100»
Цели урока:
обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, сформировать навыки и умения производить морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.
Оборудование: тетради, учебники, плакаты «Найди ошибку».
Общедидактические методы обучения: частично-поисковый.
Инновационные технологии: проблемный диалог, технология самооценки
Тип урока: комбинированный
Продолжительность урока: 45 минут.
Ход урока.
- Языковая разминка.
Всякому делу наступит свой черёд.
САМООЦЕНКА
- Мы продолжаем разговор о местоимениях. Вспомним,
- что такое мест.-прил. и мест.-числ. как часть речи,
- назовите разряды мест.-прил. и мест.-числ.,
- какова синтаксическая роль мест.-прил. и мест.-числ. в предложении.
- Охарактеризуйте местоимения из данного предложения
(всякому – мест/прил, определительное, ср.род, ед.ч., дат.падеж, определение;
свой – мест/прил, притяжательное, м.род, ед.ч., им.падеж, определение).
- К какому жанру относится записанный смысловой отрезок - краткое изречение с поучительным смыслом? (пословица)
2. Аукцион пословиц.
- Проведем аукцион пословиц. Дома вы подбирали пословицы, в которых используются мест.-прил. и мест.-числ. Предлагайте пословицу, выбирайте отвечающего, который охарактеризует местоимение как часть речи.
- Какой вид разбора мы сейчас выполняли устно? (морфологический)
3. Формулирование темы и цели урока.
- Предположите тему урока. (Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных) ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ ТЕМУ УРОКА
- Тема новая? Мы будем открывать новые знания? (нет)
- Сформулируйте цели урока (1. обобщить и систематизировать знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных; 2. научиться выполнять морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных).
4. Систематизация изученного.
- Что такое морфологический разбор слова? (Какой разбор слова называется морфологическим?)
- Знаком ли нам план морфологического разбора слова? (да)
- Из каких частей он состоит?
1. Часть речи. Общее грамматическое значение. Нач. форма. ВСПОМНИМ…
2. Морфологические признаки.
-На какие 2 группы делятся морфологические признаки (постоянные и непостоянные).
- Назовите постоянные морфологические признаки мест.-прил. и мест.-числ. Перечислите разряды.
- Какие признаки мест.-прил. и мест.-числ. относятся к непостоянным? (падеж, род – если есть, число – если есть)
3. Синтаксическая роль. ВСПОМНИМ…
5. Работа с учебником.
- Проверим себя по учебнику, правильно ли мы составили план морфологического разбора мест.-прил. и мест.-числ.
§ 59, стр.208
- Выполнение упражнения 487 по заданию учебника.
(которым – мест/прил, относительное, м.род, ед.ч., им.падеж, определение;
твой – мест/прил, притяжательное, м.род, ед.ч., им.падеж, определение).
- Прочитайте ещё раз выразительно отрывок из стихотворения Гумилёва.
- О ком или о чём оно?
- Какие ИВС использует поэт для создания образа жирафа?
(эпитеты: изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор;
метафоры: узор украшает шкуру, луна осмелится, луна дрожит и качается;
инверсия – изысканный бродит жираф)
- Красивую картину нарисовал словами поэт Гумилёв?
6. Диктант с грамматическим заданием.
Русскому языку дана великая сила, слову подвластно в мире людей и природы. Послушайте, какие замечательные слова сказал о русском языке писатель К.Г.Паустовский:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Каково наше отношение к родному языку? Всегда ли мы бережно относимся к этому языку? К сожалению, иногда мы не чувствуем перед ним никакой ответственности. Некоторым людям пора вспомнить, что по отношению человека к языку можно судить не только о культурном уровне, но и о нравственности целого общества.
Самостоятельно составьте к тесту Паустовского, исходя из темы урока.
Грамматическое задание по рядам: выполните морфологический разбор местоимения, непостоянными признаками которого являютя:
- им.п., м.р., ед.ч.
- ср.р., ед.ч.
- им.п., ср.р., ед.ч.
- дат.п., м.р., ед.ч.
- род.п., ж.р., ед.ч.
- дат.п., мн.ч.
7. Самопроверка с помощью карточек «Найди ошибку». САМООЦЕНКА
8 Блицтурнир.
Ответьте быстро и правильно на 3 вопроса подряд
1.
- Какие признаки и количества обозначают мест.-прил. и мест.-числ.? (указывают)
- Какие местоимения образуются при помощи приставки НИ? (отрицательные)
- Местоимения каких разрядов различаются только значением? (вопросительные, относительные)
2.
- Какие местоимения образуются при помощи суффиксов -то, - нибудь, и приставки кое-. (неопределённые)
Для чего служат относительные местоимения в предложении? (для связи простых предложений в составе СПП)
- Какое устаревшее местоимение имеет значение «ЭТОТ» и очень часто сочетается с существительным «ЧАС»? (сей)
3.
- Назовите разряд местоимений, сходный с разрядом прилагательных (притяжательные)
- Назовите местоимения-числительные (столько, сколько, несколько)
- Назовите определительное местоимение, которое никогда на употребляется без прилагательного (самый)
9. Итог урока. Выставление оценок.
-Чему был посвящён урок?
-Какие цели ставились перед нами в начале урока?
-Достигли мы этих целей?
Урок был результативным?
Что вспомнили?
Чему научились?
Назовите ключевые слова урока.
Кто был активным на уроке?
Чего не хватило на уроке тем, кто мало работал (внимательности, активности, знаний, уверенности).
10. Объяснение домашнего задания.
§ 59, стр.208 (план разбора), упр. 489 по заданию учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное"....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Урок русского языка в 5 классе "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме " Глагол"...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"
учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"
Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку....
Урок русского языка в 6 классе «Морфологический разбор числительного»
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК Разумовская, 6 класс...
Урок русского языка в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"
Урок русского языка в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"...