Разработка учебных заданий для урока в 5 классе по теме "Суффиксы существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Димитрова Ксения Евгеньевна

В данном материале представлены разноуровневые задания для изучения темы "Суффиксы существительных" (5кл.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiksy_sushchestvitelnyh_.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебных заданий по _русскому языку___в ____5_____классе

по теме__ «Суффикс – значимая часть слова. Суффиксы существительных»___

для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

№ п/п

Задание

Требование к освоению

(из тематич. планир.  – осн. виды деятельности )

Результаты, формируемые в процессе выполнения учебного задания

1

Прочитайте следующие слова с выделенными суффиксами:

 

Дом – домИК – домИЩе

Ответьте на вопросы:

Какое общее значение у этих слов?

В чём заключается разница в их значении?

Где «прячется» эта разница?

Какой вывод мы можем сделать в результате наших наблюдений? Суффикс – это…

Где мы можем проверить достоверность вывода? (Сравните свой вывод с определением, данным в учебнике).

Приведите ещё примеры слов, образованных от слова ДОМ при помощи суффикса и содержащих значение размера (домИШКо-домИНа)

Осознавать морфему как минимальную значимую единицу языка.

Знать виды морфем (суффикс).

Личностные результаты:

- установка на осмысление опыта, наблюдений;

Метапредметные результаты:

- делать выводы с использованием индуктивных умозаключений; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов;

- публично представлять результаты проведённого языкового анализа;

- признавать своё право на ошибку;

Предметные результаты:

- характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.

2

Расскажите о суффиксе как о части слова. Докажите, что суффикс – значимая часть слова, используя свои примеры в качестве аргументов.  

Используйте данную форму рассуждения для ответа.

Суффикс называют значимой частью слова, так как ___________________. Данный тезис легко можно подтвердить примерами:_________________С помощью суффиксов _________________мы образовали новые слова__________________________________________.

____________________.

Осознавать суффикс как морфему (минимальную значимую единицу языка).

Знать структуру рассуждения, понимать роль доказательства в рассуждении

Личностные результаты:

- установка на осмысление и обобщение опыта, наблюдений;

Метапредметные результаты:

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;

- воспринимать и формулировать суждения;

- выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях;

Предметные результаты:

- характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.

3

Посмотрите на группы слов с выделенными суффиксами, какое общее значение у каждой группы? Заполните таблицу, используя свои наблюдения. Дополните таблицу своими примерами. (Работа в парах).

  1. ПолнОВАТый, горячЕВАТый
  2. ИтальянЕЦ, горожАНИН, москвИЧ, селЯНИН, англичАНИН, сибирЯК      
  3. ПожарИЩе, пастбИЩе, стойбИЩе, пристанИЩе
  4. ХоккеИСТ, учиТЕЛЬ, сварЩИК, лётЧИК, вратАРЬ, связИСТ
  5. СтолИК, ягодКа, мальчОНКа, полЮШКо,  

        деревЕНЬКа, чашЕЧКа , огонЁК, маслИЦе, вазОЧКа

  1. НожИЩа, домИНа

Значение

Суффиксы

Примеры

Свой пример

1.

уменьшительно-ласкательное значение

2.

название лица по роду занятий, по профессии

3.

признак предмета (неполное проявление признака)

4.

название лица по месту жительства

5.

увеличительное значение

6.

место

Какие слова незнакомы вам? Узнайте их значение в словаре, запишите слово и его значение в свой словарик?

Осознавать суффикс как минимальную значимую единицу языка.

Знать значение ряда суффиксов.

Личностные результаты:

 - установка на осмысление опыта, наблюдений; проявление интереса к познанию русского языка;

Метапредметные результаты:

- классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; принимать цель совместной деятельности, совместно строить действия по её достижению;

- ориентироваться в различных подходах к принятию решений; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;

Предметные результаты:

- распознавать суффиксы в слове, понимать значение суффиксов.

4

Разделитесь на 6 групп, распределите между собой категории по значению (может разделить учитель). Используя материалы интернета, дополните таблицу суффиксами существительных и примерами со схожим значением.

https://b1.cooksy.ru/articles/znachenie-suffiksov-suschestvitelnyh-v-russkom/

1. Как мы называем слова со схожим значением, но разным написанием? (Синонимы). Каким прилагательным можно охарактеризовать суффиксы из одной строки таблицы? (Синонимичные).

2.Какие группы по значению включают большее разнообразие суффиксов (уменьшительно-ласкательные и род деятельности человека)?

3.Если учесть, что в языке проявляется характер народа, какой вывод мы можем сделать об отношении русского человека к окружающему миру? Какие черты национального характера отражаются в данном проявлении языка? (Доброе отношение к окружающему миру и уважительное отношение к труду).

Осознавать суффикс как минимальную значимую единицу языка.

Знать значение ряда суффиксов.

Личностные результаты:

- установка на осмысление опыта, наблюдений; проявление интереса к познанию русского языка; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;

ориентация на моральные ценности и нормы;

Метапредметные результаты: 

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; использовать смысловое чтение для извлечения информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды; выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

Предметные результаты:

- распознавать суффиксы в слове, понимать значение суффиксов.

5

Прочитайте отрывки из стихотворений Ивана Сурикова

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли
 морозцы —
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил
санишки,
Снеговые горы
Строят
ребятишки.

            «Зима» И.Суриков

Солнышко уж встало
И глядит в окно;
Уж щебечут
птички
За окном давно.

Вышли дети, — травка
От росы мокра
И на ней сияют
Капли серебра.

                «Дети» И.Суриков

1. Какая тема объединяет эти два отрывка? (О чём рассказывает нам поэт?) (О родной земле).

2. Какие слова помогают нам понять отношение автора к родной стране?

3. Какие из них можно объединить в группы? Выпишите слова с оценочными суффиксами, сгруппировав те, которые возможно сгруппировать, выделите в них суффиксы.

4. Дополните группы своими словами, с помощью которых вы могли бы рассказать о родном селе (о родной природе).

Уметь находить суффикс в слове.

Уметь уместно использовать слова с суффиксами оценки в своей речи.

Личностные результаты:

- восприимчивость произведений русских поэтов; понимание эмоционального воздействия искусства; ценностное отношение к русскому языку;

Метапредметные результаты:

- устанавливать основания для обобщения и сравнения;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

- регулировать способ выражения собственных эмоций;

Предметные результаты:

- уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.

6

Составьте рассказ, используя слова из пятой строки третьего задания (столик, ягодка, мальчонка, полюшко, деревенька, чашечка, огонёк, маслице, вазочка). Дополните его другими словами с подобными суффиксами. Придумайте подходящее заглавие.

 

Подумайте над вопросами:

Можно ли оценить отношение автора к предмету речи по тому, какие суффиксы он использует для образования нового слова?

Как проявилось наше отношение к миру в этом рассказе, какое настроение создаёте вы как автор?

Уметь уместно использовать слова с суффиксами оценки в своей речи.

Личностные результаты:

 - установка на осмысление опыта, наблюдений; проявление интереса к познанию русского языка, к культуре своего народа; ценностное отношение к русскому языку;

Метапредметные результаты:

- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

- регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

Предметные результаты:

- уместно использовать слова с суффиксами оценки в своей речи.

7

1.Представьте себе, что вы иностранец, который изучает русский язык. На последнем занятии вам рассказали, что при помощи суффикса -ТЕЛЬ образуются названия профессий (названия человека по роду занятий), например учит – учиТЕЛЬ, вредит – вредиТЕЛЬ. Попробуйте образовать названия профессий от следующих слов:

пишет –

водит –

летает –

слушает –  

лечит –  

красит –

воюет –

читает –

Какие ошибки может совершить иностранец и почему? (Образует от каждого слова новое по данной модели, т.к. не владеет языком в полной мере и не знает, что существуют другие способы).

От каких слов не удалось образовать новое слово подобным образом? (Летает, лечит). Какое слово обозначает того, кто летает? Кто лечит?  Какое из этих слов образовано тоже при помощи суффикса, но другого?

Какое слово может образовать новое при помощи суффикса -ТЕЛЬ, но значение нового слова будет отличаться от остальных?

(Красит - краситель).

2. Разбейтесь по парам. Пусть один из вас будет иностранцем, изучающим русский язык, а другой – его русским другом по общению в Скайпе. Попробуйте обсудить ошибки иностранца и исправить их. Для объяснения используйте следующие слова: играть, охотиться, ловить, переводить?

Знать значение ряда суффиксов.

Личностные результаты:

 установка на осмысление опыта, наблюдений; проявление интереса к познанию русского языка; ценностное отношение к русскому языку;

Метапредметные результаты:

- устанавливать существенный признак классификации языковых явлений, основания для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

Предметные результаты:

- распознавать суффиксы в слове, понимать значение суффиксов.

8

Даны слова. По какому основанию мы можем разделить данные слова на две группы? Распределите их, записав в два столбика.

УмИШКо, сынИШКа, мыслИШКи, детИШКи, человечИШКо, штанИШКи.

ДушОНКа, мальчОНКА, девчОНКа, книжОНКа.

 

1.Слова какой группы вызывают положительные эмоции, а какой отрицательные? (Какие из них нам было бы приятно слышать по отношению к себе или своим вещам, а какие бы не хотелось?)

2.Вася Кукушкин сказал на уроке, что оценочные суффиксы и суффиксы уменьшительно-ласкательные это одно и то же. Прав ли Вася?  Выскажите свою точку зрения, аргументируйте свой ответ, подкрепив его примерами из упражнения.

3.Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений?

(Оценочные суффиксы включают в себя уменьшительно-ласкательные, но есть еще суффиксы со значением негативного отношения. Существуют омонимичные суффиксы).

Знать значение ряда суффиксов.

Уметь уместно использовать слова с суффиксами оценки в своей речи.

Личностные результаты:

 - установка на осмысление опыта, наблюдений; ценностное отношение к русскому языку,

Метапредметные результаты:

- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных

и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- осознанно относиться к другому человеку и его мнению

Предметные результаты:

- распознавать суффиксы в слове, понимать значение суффиксов.

9

«Третий лишний» Даны группы слов с однообразными суффиксами, найдите в каждой группе слово, значение суффикса которого отличается от остальных.

1. Грузчик, альбомчик, разведчик;

2. домина, лососина, баранина;

3. мудрец, упрямец, кавказец;

4. ельник, пожарник, малинник;

5. сахарница, песочница, писательница.

  1. Как называются такие суффиксы? (Омонимичные).
  2. Какое из «лишних» слов можно отнести к разговорному стилю? (Пожарник). Как стилистически нейтрально можно назвать представителя данной профессии? (Пожарный).

Уметь находить суффикс в слове. Знать значение ряда суффиксов.

Личностные результаты: 

- ценностное отношение к русскому языку; проявление интереса к познанию русского языка;

Метапредметные результаты:

-  выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

Предметные результаты:

- распознавать суффиксы в слове, понимать значение суффиксов.

10.

Работа в группе.

Язык живёт и развивается, какие-то новые морфемы появляются, а какие-то уходят в историю, теряют своё словообразовательное значение. Рассмотрите следующие слова, образованные от названий действий: ходьба, свадьба, городьба, женитьба, усадьба.

Слово

От какого слова образовано

При помощи какого суффикса образовано

Значение слова

Общее значение суффикса

1.

ходьба

ходить

-Б-

Название процесса или результат

процесса.

2.

городьба

3.

женитьба

4.

усадьба

5.

6.

1.Поработайте с толковым словарём (https://gufo.me/dict/ozhegov#), выясните значение этих слов. По результатам наблюдений заполните таблицу. Дополните таблицу своими примерами. Сформулируйте общее значение для выявленного суффикса.

2.Сверьтесь с морфемно-орфографическим словарём (https://gufo.me/dict/tikhonov).  Какое слово отличается от остальных и почему? ( Слово «усадьба» обозначает предмет, а не процесс, в слове «усадьба» суффикс -Б- уже не выделяется).

3.Что мы можем рассказать о слове судьба, размышляя подобным способом (как в таблице). А завершение какого процесса обозначает свадьба?

Уметь находить суффикс в слове. Знать значение ряда суффиксов.

Личностные результаты:

 - ценностное отношение к русскому языку; проявление интереса к познанию русского языка;

Метапредметные результаты:

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;

Предметные результаты:

- распознавать суффиксы в слове, понимать значение суффиксов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....

Методическая разработка учебных заданий

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

Разработка учебных заданий для формирования предметных результатов по английскому языку

Одно из основных условий повышения эффективности современного урока в соответствии с ФГОС это – активная учебная деятельность всех школьников с целью достижения  предметных и личностных рез...

Разработка учебных заданий для формирования метапредметных результатов по английскому языку

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед школой встает актуальный вопрос: самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, вкл...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.География.5 класс

Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы в 5 классе по географии. Составлены на основе ФГОС 2021...

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Повторение пройденного в начальной школе»

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Повторение пройденного в начальной школе»для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения...

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение-описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола»

Современный учитель должен оперативно воспринимать новое, что становится актуальным в вопросах образования, чтобы формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию.Разработка учебных заданий к...