Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение-описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Савченко Ольга Константиновна

Современный учитель должен оперативно воспринимать новое, что становится актуальным в вопросах образования, чтобы формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию.Разработка учебных заданий к урокам помогает учащимся в усвоении программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uchebnyh_zadaniy_k_uroku_russkogo_yazyka.docx361.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме

«Сочинение-описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола» (2 часа)»

для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Учебное задание

Результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

  1. Работа в парах. В таблице пропущены слова, их необходимо восстановить.

Повествование

?

?

?

?

Признаки предмета или предметов

?

Почему? Зачем?

Доказать свою точку зрения

  1. Определите, о каких типах речи говорится в таблице? Заполните таблицу. Сверьте ответы с полной схемой:

Повествование

Что произошло?

Последовательность событий, действий

Описание

Какой?

Признаки предмета или предметов

Рассуждение

Почему? Зачем?

Доказать свою точку зрения

  1. С каким типом речи мы уже знакомы? (повествование).
  2. Работа в группах. Приведите примеры (3-5 предложений) типов речи: описание и рассуждение.
  3. На экране – картина.

Описание картины Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица ...

  1. Сделайте вывод: с каким типом речи мы будем сегодня работать? (Описание).
  2. Учитель читает стихотворение:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это… натюрморт.

Осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния.

Понимать природу как часть себя, проникаться чувством любви к окружающей среде.

Признавать свое право на ошибку и такое же право другого человека.

Осознавать важность русского языка как средства коммуникации и самовыражения.  

 Проявлять интерес к познанию русского языка.

Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Базовые логические действия:

Формирование умения общаться формулировать суждение в соответствии с целями и условиями общения: выражать устно (письменно) свою точку зрения, публично представлять результаты выполненной работы.

Базовые исследовательские действия: Формулировать гипотезу, истинность которой можно проверить в ходе исследования; формулировать выводы по результатам проведенного исследования.

Работа с информацией: 

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Общение:

- выражать свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи, в письменных текстах;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство

Самоконтроль:

- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), рефлексии;

- осознанно относиться к другому человеку и его мнению.

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции частей речи: существительных, прилагательных, глаголов; объяснять их роль в речи.

Распознавать изученные орфограммы: применять знания по орфографии «Правописание НЕ с глаголами», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», «Правописание проверяемых гласных в корне слова».

Развивать умение работать с толковым словарём: определение ЛЗ слова.  Знать значение  слова натюрморт, а также уметь использовать его в речи.

Знать виды словарей.

2

Работа в группах.  Выясните значение слова натюрморт.  Какой словарь нам поможет определить значение слова? https://gufo.me/dict/ozhegov?page=3&letter=о + словарь в классе 

  1. Определите его стилистическую окраску, докажите свою точку зрения.
  2. Чем отличается пейзаж от натюрморта? Что нужно сделать, чтобы понять: слово натюрморт очень мрачное? (Обсудите в группе и выразите своё отношение (групповая работа). 

Проявлять интерес к познанию русского языка; развивать ценностное отношение к русскому языку, к материальному наследию народа, отраженному в творчестве художников.

Чувствовать богатство русского языка, осознавать необходимость бережного и уважительного отношения к языку.

Ориентироваться на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

Воспринимать поставленную задачу.

Учиться  свободно выражать  мысли и чувства в процессе речевого общения.

Умение определять правила работы в парах и группах.

Базовые логические действия: устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,

критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Базовые исследовательские действия: проводить  небольшое исследование по установлению причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других

Работа с информацией: выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию в предложенных высказываниях

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной задачи

Самоорганизация:  

ориентироваться в различных подходах к принятию решений

(индивидуальное, принятие решения в группе/в паре)

Понимать роль языка в развитии творческих

способностей; проявлять

способность свободно,

правильно излагать мысли в устной и письменной речи; адекватно выражать своё отношение к информации;

соблюдать основные нормы языка;

осуществлять речевой

самоконтроль;  осознавать эстетическую функцию родного языка.

3.

1. Описание картины. Краткий рассказ учителя о Ф. П. Толстом. Показать несколько натюрмортов художника.

2. Работа в парах (обсуждение вопросов, подготовка  ответов). Вопросы находятся на Рабочих листах (см. Приложение).

3. Какой вопрос остался загадкой? (Авторский замысел).

Проявлять интерес к познанию русского языка

ценностное отношение к русскому языку.

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народа.

Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.

Ориентироваться на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора.

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.

Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Учиться  свободно выражать  мысли и чувства в процессе речевого общения.

4

  1. Работа в группах. Выполните задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  1 группа. «В вазе».

  Ваза стеклянная. В…да прозрач…ная.  Длинные  ст…бельки,  темно-зеленые    лист…я,  …ранжевая настурц…я, белые и розовые цв…ты.   Букет скромный но очень красивый.

  2 группа. «См…родина».

  Веточ…ки белой  красной см…родины, спелые яг…ды.   Свеж…е  и  прозрач…ные  внутри  видны  зернышки.  Каждая  ягодка  словно наполнена светом и теплом.

  3 группа. «Яблоки».

  Ябл…ки спелые,  румяные.  На белой  мякоти  видно  корич…невое  семеч…ко.  Соч…ные  ябл…ки  своим ароматом привл…кают насекомых.

  4 группа. «Виноград».

  Справа  за  ябл…ком  кисть    винограда.  Яг…ды  крупные,  темно-синие  в т..ни, г…лубые на свету. Они нап…лнены сладким соком. Хочет…ся попробовать!  

  5 группа. «Под виноградным листом».

  Изящ…ная птичка с необыч…ным оп…рением, синяя шапоч…ка.   Она  наклонила  г…ловку  к  ябл…ку  что-то  вн…мательно,  с  любопытством  высматривает.

  6 группа. «Над цветами и фруктами»

  Справа  и  слева  п…рхают  бабоч…ки  над  цветами.  Они  красивые  ле…кие.  С  ж…лтыми  и  белыми  крылышками.  Их  привл…кает  сла…кий  ар…мат. Бабоч…ки (не)боятся ничего.

  1. Взаимопроверка по  ключу с критериями оценки.

1 – не удалось справиться с заданием

2 – справился с заданием, допустив более 3х ошибок

3 – справился с заданием, допустив 2-3 ошибки

4 – справился, допустив 1 ошибку, или требовалась небольшая помощь

5 – справился с заданием самостоятельно, ошибок не было

Осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния.

Понимать природу как часть себя, проникаться чувством любви к окружающей среде.

Признавать свое право на ошибку и такое же право другого человека.

Осознавать важность русского языка как средства коммуникации и самовыражения.  

 Проявлять интерес к познанию русского языка.

Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Базовые логические действия:

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант;

- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи.

Базовые исследовательские действия:

- аргументировать свою позицию, мнение;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий.

Работа с информацией: 

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Общение:

- выражать свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи, в письменных текстах;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство

Самоконтроль:

- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), рефлексии;

- осознанно относиться к другому человеку и его мнению.

- Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.

-распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание);

Соблюдать нормы правописания;

-распознавать изученные орфограммы, применять знания по орфографии;

- определять значение слова по контексту, с помощью толкового словаря;

-создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание действий) с опорой на жизненный и читательский опыт

-участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик;

- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

5

  1. Работа в группах. Поразмышляйте и составьте устное описание картины. Для работы используйте Рабочий лист (Композиция сочинения. План работы).
  2. Рассказы представителей групп. Оценить, чьё устное описание интереснее.
  3. Оцените  свою  работу  на  сегодняшнем  уроке.  Что  вы  сделали  (поняли,  запомнили)  лучше всего? Что было самым трудным.

Продолжите предложение:

«Я смогу написать сочинение, потому что…»

«Я смогу написать сочинение, но мне надо будет помочь  в …»

«Я не смогу написать сочинение, потому что…»  

Осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния.

Понимать природу как часть себя, проникаться чувством любви к окружающей среде.

Признавать свое право на ошибку и такое же право другого человека.

Осознавать важность русского языка как средства коммуникации и самовыражения.  

 Проявлять интерес к познанию русского языка.

Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.

Работа с информацией: выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию в предложенных высказываниях

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной задачи

Самоорганизация:  

ориентироваться в различных подходах к принятию решений

(индивидуальное, принятие решения в группе/в паре)

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным

замыслом.

Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных

разновидностей языка в практике создания текста (в рамках

изученного).

Применять знание основных признаков текста (описание) в практике его создания.

6

  1. Индивидуальная работа. Напишите сочинение-описание по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола».

Не забудьте ответить на вопрос «Можно ли понять авторский замысел художника?» Для этого обратитесь к тексту упр. 245.

C:\Users\user\Desktop\20231108_224200.jpg

Приложение

Рабочий лист

Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола»

                                                 Credit: Heritage Images/Getty Images/Heritage Images                                                                  Описание картины Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица ...

Вопросы (работа в группах)

1.Что вы видите на картине?

2. Какие предметы изобразил художник?

3. Как показана прозрачность воды в вазе?

4. Все предметы расположены на столе. Что мы видим на краю стола? Слева?  Справа?

5. Как художник изобразил птицу? Какая она?

6. Что еще на картине привлекает внимание?

7. Какой фон выбрал художник? Почему?

8. Каков авторский замысел?

Композиция сочинения. План работы

I

Вступление

Ф. Толстой – замечательный художник, его творчество.

II

Основная часть

Описание натюрморта

  1. Цветы в стеклянной вазе
  2. Фрукты: яблоки, виноград, красная и белая смородина.
  3. Птица.
  4. Бабочки.

III

Вывод (заключение)

Каким настроением проникнута картина?

Какие чувства вызывает?

В чём загадка этой картины?

Пиши правильно!

Оранжевая настурция, белые и нежно-розовые цветы; стеклянная вазочка; веточки  белой,  красной смородины;  яблоки спелые, краснобокие, румяные;  кисть  спелого  винограда;   изящная птичка;  слева  порхают  бабочки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф. П. ТОЛСТОГО «ЦВЕТЫ, ФРУКТЫ, ПТИЦА»

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ....

Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица".

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"....

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Презентация по русскому языку в 5 классе.Урок развития речи.

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Данная презентация  удобна в своем алгоритме при  подготовке к сочинению по картине....