«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Для воспитания патриотизма у школьников с ограниченными возможностями здоровья, также как и для учащихся массовой школы необходимы новые подходы, уроки русского языка и уроки чтения в этом плане могут быть базой для воспитания патриотизма у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_-_predmet.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема для самообразования в 2021-2022 учебном году
учителя Ярошук Е.А.
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. По мнению многих специалистов, патриотическое воспитание основывается прежде всего на эмоциональном опыте ребенка, дающему ему почувствовать привязанность к своим родным, к родному дому, месту, где живет.
Для воспитания патриотизма у школьников с ограниченными возможностями здоровья, также как и для учащихся массовой школы необходимы новые подходы, уроки русского языка и уроки чтения в этом плане могут быть базой для воспитания патриотизма у школьников.
О патриотизме сказано и написано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня – это чувство в каждом из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Сейчас происходит формирование нового - российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Большое значение в патриотическом воспитании имеют пословицы, которые я использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку, при знакомстве со словарными словами, на минутках чистописания для списывания.
Например:
Своя земля (словарное слово) и в горести мила.
Родина краше солнца (словарное слово), дороже золота.
С родной земли умри, но не сходи (знаки препинания перед союзами а, но, и).
Русский солдат не знает преград (правописание НЕ с глаголами).
Большое воспитательное значение, я считаю, имеет работа со словарями. Детям даю задания, например: найти и прочитать в словарях словарные статьи, посвященные словам: родина, отвага, доблесть, мужество, патриот, гражданин и т.д. Что объединяет эти слова? Подбирают к ним синонимы, раскрывают значение этих слов, их этимологию, употребляя в словосочетаниях и предложениях.
Развитию культурного кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету способствуют задания по работе с предложением и текстом, которые дают учащимся знания об истории нашей Родины, ее культуре.
В старших классах на уроках русского языка и развития речи я использую правильно подобранный дидактический материал – тексты для диктантов патриотического содержания.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают и уроки чтения в коррекционной школе.
На уроках чтения по программе изучаются произведения устного народного творчества. А устное народное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Именно этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
История родного края, его прошлое, земляки и их судьбы, помогает детям понять свою малую родину, вырастить умение до пристрастия любить Родину.
Тема ВОВ – это моя любимая тема, т.к. она неиссякаемое поле деятельности по воспитанию патриотизма в сердцах учащихся.
Например:
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 класс). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз даст школьникам возможность почувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?» «А как бы ты поступил на его месте?» Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.
Героизм. Патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражения в поэтических произведениях о войне, рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Уроки внеклассного чтения, посвященные творчеству поэтов-фронтовиков А. Твардовского, Э. Асадова, Р. Гамзатова, К. Симонова, Б. Окуджавы и др.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Гражданско-патриотическое воспитание...
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, го разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить. Мы дол...
Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы
В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педагогическом совете...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Текст выступления на городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век", Ростов-на-Дону, 2013 г....
Сообщение на методическом объединении учителей русского языка по теме "Роль игры как средства повышения мотвации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Предназначено для учителей русского языка, работающих с учащимися ОВЗ (ЗПР)....