Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс)

Черепанова Аэлита Николаевна

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Николай Сергеевич Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».

      В процессе овладения орфографической грамотностью особое значение имеет формирование орфографической зоркости.

       Орфографическая зоркость – это умение находить орфограммы в слове.

       Развивать орфографическую зоркость у учащихся – это значит учить их находить орфограммы. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограммы.

        Повышение орфографической грамотности учащихся всегда остается важнейшей задачей  в преподавании русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Николай Сергеевич Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».

      В процессе овладения орфографической грамотностью особое значение имеет формирование орфографической зоркости.

       Орфографическая зоркость – это умение находить орфограммы в слове.

       Развивать орфографическую зоркость у учащихся – это значит учить их находить орфограммы. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограммы.

        Повышение орфографической грамотности учащихся всегда остается важнейшей задачей  в преподавании русского языка.

         У подавляющего большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать ту или иную орфограмму вызывает затруднения. Необходимость применять давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих сложной задачей.

Таким образом, необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую орфографическую зоркость, добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
         
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1)увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи.

Для развития у ребенка орфографической зоркости на каждом уроке нужно проводить словарно-орфографическую  работу. Это «По следам ошибок», когда ученики самостоятельно выписывают слова, в которых допустили ошибки, и на каждую орфограмму придумывают по два своих примера.  Это работа над новыми словами, которые даны в учебнике для запоминания.  Это словарные диктанты различных видов («с подсказкой», с грамматическим заданием, с самопроверкой, с продолжением, с сопоставлением, выборочный, распределительный, с использованием сигнальных карточек и т.п.)

        Игра – спутник жизни детей. Она обеспечивает заинтересованное восприятие школьниками учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию памяти, мышления.  Словарный диктант и другие формы работы оживляются с помощью игр. Поэтому на уроках обязательно используются  дидактические  игры.

 «Зоркий глаз». Кто найдет в тексте самое большое количество орфограмм.

 «Помоги Пете Ошибкину». Учащиеся выступают в роли учителей, находят  ошибки в специально подготовленных текстах.

 «Справочное бюро». Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Данная игра оживляет работу, делает ее разнообразной. Сама работа проводится в форме соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать.

«Угадай-ка». Эта игра  помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным чертам. Проводится работа несколькими способами:

  1. называются опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и называют слова с ними, затем записывают их в тетрадь;
  2. диктуются слова, дети их записывают, обозначают орфограммы; после проверки учитель называет опознавательные признаки орфограммы, а учащиеся находят в диктанте слово и объясняют написание.

 «Орфографическая дуэль».  Игра с использованием загадок, шарад, ребусов.

    При работе над орфографией используются также опорные конспекты, алгоритмы, опорные таблицы-схемы, в которых теоретический материал «свернут», выражен просто и экономно. Стараюсь создавать их вместе с учащимися прямо на уроке. Иногда они готовят их самостоятельно. Для школьников этот процесс схематизации, кодирования, выделения главного – процесс глубоко творческий, требующий серьезного понимания материала, проникновения в его суть, осмысления.

            Участвуя в выработке приемов, ученики сознательно относятся к своей работе, выбирают наиболее экономные пути решения задач, планируют  свою умственную деятельность и осуществляют самоконтроль.

         Работа над орфографической зоркостью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения школьников русскому языку.            

    Списывание.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

    Комментированное письмо.

Перед учеником ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

   

   Диктанты.

 На уроках систематически проводится выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует восприятию и запоминанию написания слов.

 Свободный диктант.

 Самодиктант.

1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом.

2. Нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из  художественных  произведений слов  с данной орфограммой с графическим  обозначением  условий ее выбора.

Зрительно-слуховые диктанты.

Диктант «Проверяю себя».

Словарные диктанты.

Взаимодиктанты.  Проводятся после подготовки, описанной для самодиктанта.

1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;

2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова. После записи -  комментирование записанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .

Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выхо...