Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Галенко Ольга Александровна

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставки ПРИ- и ПРЕ-)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Женитьба герцога Зальцбургского

(Звонкие и глухие согласные)

Герцо.. Зальцбур..ский уже давно подумывал о жени..ьбе. Его одиночество вызывало насме..ки. Герцо.. боялся потерять прести.. и понимал, что сва..ьба улучшит его имид.. .

Однажды на Свя..ки герцо.. совершил поез.ку в Альпы. Зя..ким утром он вышел из поезда на заасфальтированную площа..ку во..зала. Неподалеку от шла..баума, возле па..гауза, его ждала упря..ка лошадей. Не очень громоздкий бага.. герцога составлял лишь рю..зак с элегантными засте..ками. Достав крупномасштабную карту, герцо.. осмотрелся. Перед ним открывался экзотический лан..шафт.

Вскоре герцо.. подъехал к уса..ьбе. Она была окружена деревьями, которые покрывала ле..кая изморо..ь. У коттеджа его встретил консьер.. . Съев на завтрак кусок ве..чины и отказавшись от рос..бифа, плю..ки и коври..ки, герцо.. отправился на прогулку. Мя..кий снег, который был похо.. на рафина.. и блестел, как топа.., тронула ле..кая зы..ь. По нему тянулся сле.. какой-то пичу..ки. Проверив сма..ку на лыжах, герцо.. поехал по зи..загам сколь..кого склона туда, где виднелся замер..ший пру.. . Но тут он допустил прома..ку. Задев какую-то деревя..ку, он вверх торма..ками покатился вни.. . При этом герцо.. потерял фура..ку и варе..ки, выронил оче..ник и сломал ду..ку  очков. Он сильно повредил лоды..ку и не мог подняться без чьей-либо поддер..ки. Между тем рядом, как наро..но, никого не было.

Герцо.. воспринял случившееся филосо..ски. Он достал мун..штук, чтобы закурить, но смог сделать только одну затя.жу. Внезапно к озя..шему герцогу подбежала афганская борзая случайно забре..шего сюда фельдшера. Фель..шер помо.. герцогу дойти до ближайшей сторо..ки. В избу..ке фель..шер налил герцогу кофе из фля..ки и сделал перевя..ку. Рана оказалась пустя..ной.

Хозяйка избу...ки  дала проголодавшемуся герцогу яи..ницу и кру..ку чая. Это была симпатичная деву...ка с зелеными, как изумру.., глазами и задорными кудря...ками. Несмотря на весну..ки, ее никак нельзя было назвать дурну..кой. Она показалась герцогу персонажем какой-то ска...ки: не то Белосне..кой, не то Золу...кой. «Это су...ьба», — подумал герцо.. .

Прошел год, и теперь в герцо..ском доме живет не только милая хозяю...ка, но и две его насле..ницы — забавные девчу...ки-двойня...ки.

Интеллигентный дилетант

(Удвоенные согласные в корне)

Абитуриент элитарного ком..ерческого вуза со сложной аб..ревиатурой в названии Ип..ол..ит Ап..ол..онов готовился к экзаменам. Он считал себя интел..ектуалом, имел хоб..и, любил плавать в бас.ейне брас.ом и бат.ерфляем и играть в вол..ейбол. Ип..ол..ит мечтал стать кинорежис..ером или продюс..ером. Он часто грезил о съемках где-нибудь на корал..овом атол..е среди мус.онов и пас.атов, об ап..лодисментах в Кан..ах или Ниц..е, о триумфе с ил..юминацией, ат..ракционами и спецэф..ектами, о льющихся рекой дол..арах.

Квартира Ип..ол..ита напоминала тер..иторию, занятую ок..упантами. На стел..ажах валялось колос.альное кол..ичество ил.юстрированных фол..иантов. В хол..е были разбросаны кар..икатуры на известных импрес..арио, поэтес.. и актрис.. . Бар..икады из бестсел..еров, написанных бел..етристами всех народов и рас., загромождали кор..идор. Ан..отированные указатели и эс..е по искус..тву покрывали импортные палас..ы.

В суб..оту состоялся экзамен по рус..истике. Вытянув билет, Ап..ол..о-нов стал деклам..ировать перед экзам..енаторами бал..аду известного рос..ийского поэта, который некогда считался дис..идентом и был вынужден эм..игрировать в Гол..андию. Ип..ол..ит, как ему казалось, искус..но им..итировал манеру чтения самого автора и потому сильно грас..ировал. Однако такое чтение проф..ес..ор и его кол..еги сочли искус..твенным. Они велели прекратить буф..онаду и проанализировать содержание бал..ады. Подобное поведение комис..ии показалось Ип..ол..иту агрес..ивным. Ощутив прес..инг, он в состоянии стрес..а начал лепетать что-то об ал..итерациях, однако не смог найти в стихотворении ни ал..юзий, ни ал..егорий, ни ас..им..етричной композиции. В результате ему поставили два бал..а по пятибал..ьной системе.

В состоянии полного аф..екта Ип..ол..ит написал своим ак..уратным, кал..играфическим почерком ап..ел..яцию, однако никаких ил..юзий он при этом не испытывал. И действительно, ат..естационная комис.ия не пошла на компромис.. и после короткой дискус..ии оставила оценку без изменений.

Ип..ол..ита охватила ап..атия, переходящая в депрес..ию. Он чувствовал какое-то ж..ение в груди, его тер..оризировала бес..он..ица и мучили гал..юцинации. Ип..ол..ит потерял ап..етит и стал отказываться даже от деликатесов. После колос ального провала на экзамене жизнь перестала казаться ему идил..ией. Но зато он понял, что если не будет упорно трудиться, то может так и остаться на всю жизнь интел..игентно выглядящим дил..етантом.

Адъютант Подьячев

(Разделительные ь и ъ)

С ад..ютантом маршала Под..ямпольского Емел..яном Геннад..евичем Под..ячевым произошел кур..езный случай. Из-за пред..явленного ему обвинения в связях с разведкой Рейк..явика и пан..американских настроениях он был вынужден уйти в отставку и вместе с фокстер..ером В..юнком и сверх..активной обез..яной по кличке Ин..екция в трех..дневный срок с.ехать с д..явольски изрысканной квартиры в Замосквореч..е. Это была двух..ярусная квартира в двадцатичетырех..этажном доме с великолепным интер..ером  под..езда.

В воскресение, с..ев завтрак, нав..ючив раз..яренных животных домашним скарбом и пред..явив конс.ержке пропуск, Под..ячев на с..экономленные средства купил билет в родное гнездов..е, где жили его старые друз..я — почтал..он Кас ян Куз..мич Солов..ев и отставной фельд..егерь Дем..ян Авер..-янович Мурав..ев. Дем..ян оставил прежнюю службу, стал неп..ющим, р..яно заботился о своем здоров..е и теперь служил об..ездчиком, ш..ющим на досуге саф..яновые сапоги.

И вот в..южной морозной ноч..ю, с.ежившись от холода и ветра, закутывая продрогшую обез..яну своей ад..ютантской шинел..ю и прикрывая в..ющиеся волосы фуражкой с высокой тул..ей, Емел..ян сошел с поезда на далеком железнодорожном раз..езде. Л..ющийся лунный свет освещал песчаный кар..ер, поросший бур..яном, и недостроенные промышленные об..екты. Неожиданно для такого безлюд..я ад..ютант оказался в дружеских об..ятиях. Друз..я привели Емел..яна в небольшого об..ема павил..он пельменной, со старой, из..еденной жучком мебел..ю. На столе, покрытом с..ежившейся тканою, стояла посуда из неб..ющегося стекла, и из нее лился п..янящий аромат куриного бул..она и зажаренных на угол…ях шампин..онов.

Теперь Емел..ян Под..ячев работает сторожем в дет..яслях. В пред..обеденный час он любит разложить пас..янс и, играя медал..оном и глядя на вол..ер с об..едающейся кураб..е обез..яной, вспомнить свои транс.европейские путешествия, в которых он об.. ездил пол..Европы. Вечерами, сидя за комп..ютером, он пишет полные об..ективности в..едливые фел..етоны о рыночной кон..юнктуре или сочиняет п..есу о б..ющемся с неприятелем батал..оне, о раз..единении войск, ар..ергардных боях и контр..атаках. Он мечтает о прем..ере, на которой, из..ясняясь в изящной манере, даст интерв..ю. Свою п..есу Емел..ян назвал «Из..явительное наклонение».

Предание о привидении

(Приставки пре- и при-)

Эта пр..неприятная история пр..ключилась в начале прошлого века в одном из пр..волжских городов. В театре шла пр..мьера оперы «Пр..ятная пр..вилегия». Пр..дставление пр..ближалось к концу. Публика пр..красно пр..нимала спектакль и была в пр..поднятом настроении. Многие уже пр..готовились пр..поднести цветы местной пр..мадонне Пр..ображенской, которая была пр..восходной певицей и пр..влекательной женщиной. Внезапно в зале раздался пр..глушенный выстрел. Театр пр..тих. Все стали пр..подниматься со своих мест, чтобы увидеть, что случилось. Спектакль пр..шлось пр..рвать.

В театр пр..были полицейские, готовые к преследованию преступников. Они пр..градили вход в зал и пр..ступили к расследованию. Вскоре стало известно, что в театре произошло самоубийство: застрелился пр..ват-доцент Пр.. ставкин.

Все знали, что Пр..ставкин был влюблен в Пр..ображенскую. Он пр..ходил на каждое ее выступление и пр..носил ей букеты пр..красных цветов, которые та благосклонно пр..нимала. Однако Пр..ставкин пр..вратно понимал свои пр..язненные отношения с Пр..ображенской. Пр..сыщенная красавица давно отдала пр..дпочтение пр..дприимчивому пр..дпр..нимателю Пр..шельцеву. Тот обладал весьма пр..митивным умом и непр..мечательной внешностью и был известен своим пр..вередливым характером и пр..дирчивостью. Однако все знали, что скоро он станет пр..емником своего пр..старелого пр..емного отца — владельца одного из самых пр..стижных пр..дприятий в городе. Пр..ображенскую пр..льстили пр..восходные подарки, которые посулил ей Пр..шельцев.

Пр..бывая в неведении, Пр..ставкин не мог понять пр..чины холодности Пр..ображенской. Его убивало ее пр..небрежение, и он вообразил, что красавица пр..дала его. Стремясь пр..одолеть пр..зрение Пр..ображенской, он непр..станно пр..следовал ее, пр..зывая к жалости. Наконец его терпению наступил пр..дел. Желая пр..кратить свои беспр..мерные страдания, он решил застрелиться в пр..сутствии возлюбленной.

Отпевание покойного должно было состояться в одном из пр..делов храма Покрова Пр..святой Богородицы. Многие горожане собрались у пр..открытых дверей церкви, чтобы с при..скорбием пр..клонить головы перед гробом покойного. Однако панихида долго не начиналась. Неожиданно стало известно, что произошло беспрецедентное событие: пр..ступив к пр..готовлениям к отпеванию, церковная пр..слуга обнаружила, что гроб покойного пуст.

Как гласит пр..дание, Пр..ставкин пр..вратился в пр..видение и с тех пор каждую ночь бродил в окрестностях театра, пугая пр..вратников окрестных домов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .

Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выхо...

Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...