Воспитание интереса к урокам русского языка
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsvopros.docx | 46.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИCТEРCТВO НAУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РOCCИЙCКOЙ ФEДEРAЦИИ
ФEДEРAЛЬНOE ГOCУДAРCТВEННOE БЮДЖEТНOE OБРAЗOВAТEЛЬНOE УЧРEЖДEНИE
ВЫCШEГO OБРAЗOВAНИЯ
«МAГНИТOГOРCКИЙ ГOCУДAРCТВEННЫЙ ТEХНИЧECКИЙ УНИВEРCИТEТ ИМ. Г. И. НOCOВA»
Институт заочного образования
СПЕЦВОПРОС
по дисциплине «Методика преподавания русского языка в школе»
на тему: «Воспитание интереса к урокам русского языка»
Исполнитель: Собко Дарья Александровна, студент 4 курса, группа зИПОб-16-1
Руководитель: Пономарева Л.Д., доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации
Работа допущена к защите "_____" _________ 20__г. _______________
(подпись)
Работа защищена "_____" _________ 20__г. с оценкой _____________ _____________
(оценка) (подпись)
Магнитогорск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1Дидактический аспект процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку……………………………………6
1.2Проблема познавательного интереса и ее отражение в психолого-педагогической литературе………………………………………………………9
2ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1Анализ учебно-методической литературы по проблеме игрового обучения русскому языку…………………………………………………………….. …...12
2.2Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка…..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… …27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...28
ВВЕДЕНИЕ
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, просто научив правильно писать слово и поставить в нужном месте запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму.
Решая проблему развития интереса у учащихся к изучению русского языка, следует учитывать, что русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Русский язык – это не только предмет изучения. Но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во многих сферах общения язык выступает как «непосредственная действительность мысли».
Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьников надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть и на своем уровне) его философские основы.
Сегодня перед учителями русского языка стоят более сложные задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала педагогических средств воздействия на ум, волю, чувства ученика с целью его быстрейшего введения в богатый мир речи во всех ее видах. Но особого внимания требует развитие именно связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом их успешной речевой деятельности.
Учителей русского языка тревожит невнимание учеников к слову, ограниченность словарного запаса, неумение точно и ясно формулировать свои мысли, в целом низкий уровень русскоязычной коммуникативной компетенции школьников. Эти процессы в сфере образования имеют место на фоне общего негативного отношения к нормам русского литературного языка, возникшего в обществе в последние десятилетия.
В связи с этим возникает проблема повышения качества овладения связной речью на уроках русского языка. Повысить эффективность урока -это значит добиться пробуждения познавательной активности и, как следствие, прочности знаний и умений обучающихся, широко применяя наглядность, технику, новые формы и приемы обучения.
Таким образом, актуальность темы данного вопроса обусловлена острой потребностью в теоретическом осмыслении и практической разработке приемов, максимально эффективно формирующих и развивающих у учащихся 5-6 классов познавательный интерес к русскому языку как:
1) предмету изучения;
2) средству познания других учебных дисциплин.
Объект - процесс обучения, ориентированный на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5-6 классов.
Предмет - лингводидактические игры и игровые задания, нацеленные на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5-6 классов.
Цель - разработка научно обоснованной дидактической системы формирования и развития познавательного интереса к русскому языку у учащихся 5-6 классов.
Поставленная цель и обозначенный предмет предусматривают решение следующих основных задач:
- обосновать психологические, педагогические и лингводидактические принципы исследуемой проблемы;
- рассмотреть лингводидактическую систему игр и игровых заданий, нацеленную на формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся;
Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в областях:
- психологии, психолингвистики (A.A. Алхазишвили, J1. C. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, A.A. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна), педагогики (М.И. Лисиной, H.A. Менчинской, В.В. Серикова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской);
- общие положения в разработке игровых обучающих технологий (А. Акишиной, Ю.К. Бабанского, П.М. Баева, Л.А. Боновича, Л.Г. Вишняковой, Л.С. Выготского, М.В. Кларина, И. Копи, В. Ольшанского, Т. Рик, Л.Д. Сандаковой, М.Ф. Стронина, В.А. Трайнев, В.М. Филатова, Д.Б. Эльконина и др.),
- проблемы интереса (О.Я. Арет, A.A. Бодалева, Л.П. Буевой, Л.И. Игнатовского, В.Ж. Келле, А.Г. Ковалева, О.И. Кочетова, A.A. Любара, Ю.И. Малеванного, Л.И. Рувинского, К.Д. Ушинского, А.Я. Шляховой и др.), познавательного интереса (К.А. Абульхановой, A.B. Барабанщикова, Г.Н. Волкова, В.В. Давыдова, А.Г. Здравомыслова, Ю.О. Злотникова, В.Ф. Константинова, О.И. Кочетова, П.Е. Кряжева, В.И. Куценко, А.Я. Шляховой, Г.И. Щукиной и др.);
Характер поставленных задач определил выбор методов исследования:
- теоретического исследования базовых источников (изучение лингвистической, методической литературы);
- изучение передового опыта учителей;
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1Дидактический аспект процесса формирования и развития познавательного интереса к русскому языку
Развитие интереса к русскому языку как методическая проблема возникла еще в 19 веке, но по-прежнему является актуальной. Возбуждать интерес учащихся к занятиям русским языком, воспитывать «разборчивое чутье» к русской речи - в этом видел Ф.И. Буслаев одну из задач преподавания русского языка [3, с. 97.].
Основы методологических исследований по этой проблеме заложены и в трудах К.Д. Ушинского, A.M. Пешковского, Д.И. Тихомирова, Ф.Ф. Фортунатова, В.П. Шереметевского, В.А. Сухомлинского, А.В. Текучева, Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, И.М. Подгаецкой и других ученых.
К.Д. Ушинский проблему познавательного интереса рассмотрел в контексте своей педагогической теории. Основную задачу обучения он видел в пробуждении интереса и внимания к предмету: «Важно не подменять занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас» [12, с. 56].
Познавательный интерес направлен в первую очередь на осознание учебного материала, на усвоение основных научных понятий. Сознательность в изучении грамматики активизирует деятельность учащихся, развивает их самостоятельное мышление, делает процесс обучения живым, увлекательным, плодотворным [1, с. 45.].
Функционирование процесса развития интереса зависит от определенных факторов, анализ которых лежит в основе фундаментального исследования по данной проблематике. Талипова указывает на внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы развития интереса. «К объективным факторам относятся внешние условия формирования и развития интереса (содержание материала обучения, методы и приемы обучения и языковая среда, оказывающая влияние на успешность овладения языком и обеспечивающая условия для выработки необходимых речевых навыков)» субъективным факторам автор относит уровень знаний и личностные составляющие обучающихся (способности, память и другие интеллектуальные показатели).
Важное условие развития интереса к русскому языку связано с включением в процесс обучения эмоционального фактора. «Эмоциональное помогает рациональному, захватывает, увлекает... Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют единое взаимосвязанное» [9, с. 27.].
Однако Р.Т. Талипова отмечает, что эмоциональная привлекательность объекта изучения - это внешний фактор, под действием которого формируется интерес. Исследователь связывает эмоциональность не с объектом, а с субъектом интереса, имея в виду чувство удовлетворенности, радости, вызванное успешным решением познавательной задачи и оказывающее положительное воздействие на интерес к действиям, в результате которых найдено решение.
Эмоциональные чувства субъекта, связанные с познавательным интересом, кроме чувства интеллектуальной радости от познания, могут выражаться и в эмоциях удивления от новизны и неожиданности объекта познания. Следовательно, удивление - ценный стимулятор интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий «наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать и искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход их создавшейся ситуации».
По мнению Г.И. Щукиной, методисты часто подходят к познавательному интересу односторонне, ограничивают его действие лишь сферой внешней стимуляции, тогда как интерес, сложное психическое состояние, нельзя свести к действию одного методического приёма. Необходимо учитывать внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников. «Познавательный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы».Учёт внутренних факторов, относящихся к личности обучающегося, делает процесс обучения более эффективным. С этих позиций, с учётом психологических особенностей учащихся, их развития, методисты предлагают решать вопросы повышения интереса к урокам русского языка [11, с. 29].
Так, важной задачей в процессе формирования и развития познавательного интереса Е.Е. Бенина считает стимулирование у школьников потребности в изучении русского языка, осознание которой «может и должно способствовать возникновению у школьников мотивов учения». Исследователь считает, что не все воспитательные возможности русского языка еще используются в школе. Без целенаправленной работы по воспитанию любви и уважения к русскому языку невозможно появление у учащихся устойчивого познавательного интереса [2, с. 34.].
Большинство методистов считают, что умелое использование материалов по занимательной грамматике как на уроках, так и во внеурочное время формирует и развивает познавательный интерес к русскому языку. «Когда неожиданные занимательные приёмы, используемые на уроке, создают ситуацию, поражающую учащихся, заставляющую мгновенно понять суть знаний, прочно запечатлеть в памяти данный факт, данное событие; занимательность служит обогащению устойчивого подлинного интереса» [Щукина, 1971: 75].
В первых сборниках по занимательной грамматике приводятся интересные вопросы, задания, упражнения на разные темы элементарного курса русского языка, помогающие учителю-словеснику представить учащимся грамматические правила в увлекательной форме [6, с. 58.].
Позже использование занимательности в старших классах средней школы становится предметом научного исследования. «Внедрение в процесс обучения элементов занимательности является одним из важных средств возбуждения и воспитания интереса к изучению русского языка», «помогает более эффективно использовать систему методов и приёмов обучения русскому языку» [5, с. 5.].
1.2Проблема познавательного интереса и ее отражение в психолого-педагогической литературе
Формирования познавательного интереса связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В процессе обучения для формирования познавательного интереса учащихся необходимо три основных принципа:
- это принцип самодеятельности,
- принцип самоорганизации,
- принцип развития.
Методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
На сегодняшний день учителя часто отмечают отсутствие у школьников интереса к учебе. Тенденция отрицательной динамики мотивации учения, которую можно рассматривать как проявление школьной дезадаптации, прослеживается во всех классах, что доказывают различные исследования в этом направлении.
Огромную важность приобретают вопросы развития познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса, обусловленные задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразованию, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного работника, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность. В том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для развития у школьников познавательных интересов. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области учебного предмета. Необходимо отметить, что опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением.
Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной).
Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу.
Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению.
Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний.
Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.
2 ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Анализ учебно-методической литературы по проблеме игрового обучения русскому языку
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен: являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра уже применялась в первых дидактических системах. В очередной раз интерес к обучающим играм обострился в середине 80-х годов, когда в школу начали проникать мощные ЭВМ, позволяющие моделировать сложные ситуации. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения. Среди таких игр - разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры-викторины и др.
В последнее время популярны стимулирующие игры, то есть игры, способствующие воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода: инсценизация и генерация идей. С помощью стимулирующих игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных.
Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.
Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений [10, с. 98].
Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Особенно это, по мнению М.В. Кларина [7, с. 87.], касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.
Концептуальные основы игровых технологий заключаются в следующем:
- психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
- игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности;
- игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок [4, с. 34.];
- игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [8, с. 15.];
- способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности;
- содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми;
- в возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.
Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются:
- последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей учебным результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
2.2 Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.
Урок – викторина. Викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов решения учебных задач, норм, практическое применение правил. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.
Урок – поиск. Требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.
Этапы урока:
- Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.
- Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
- Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными правилами и образцами.
- Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, подходов, мыслей.
- Анализ и рефлексия обсуждения. Поиска, участия.
Проектный урок
Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.
Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования. При этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон, результатом защиты становится награждение разработчиков лучших проектов.
Урок взаимообучения. Ученики попарно задают вопросы по изученной теме и выслушивают ответы. Затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы.
Ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют себе оценки за активность и участие.
Урок – пресс-конференция. Этот урок завершает изучение темы и проводится двумя способами.
- Несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции. Класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.
- Учащиеся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет учащимся и учителю за вопросы и ответы.
Интегрированные уроки. Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках одной темы. Ведут уроки 2-3 педагога. Используются различные способы воздействия на учащегося: видео – художественный, музыкальный ряд, телевидение пресса, чтение и показ нужных материалов.
Урок – сказка. Урок построен на основе сюжета известной сказки и использованием героев произведения.
Урок – игра. Игра со всеми ее атрибутами, преодолением препятствий, фантазированием, актерством.
Урок – поход. В классе моделируются станции преодоления, класс делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки и решения.
Урок самостоятельного поиска знаний. Учитель дает гуманитарную или другую задачу учащимся, на столах разложены разнообразные источники, приборы и материалы. Дело детей найти ответ, рассуждение, доказательство.
Урок творчества. Учащиеся разбиваются на несколько групп. Они получат задание, например: внимательно посмотреть в окно – 1 группа - пишет стихи, вторая – прозаический текст.
Наиболее интересны уроки – соревнования, уроки-праздники - Клуб Веселых и Находчивых, Клуб знатоков русского языка и многие другие типы уроков.
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета. Понятие «нестандартное задание» является широким. Оно фактически в большей мере связано с деятельность, которую в психологии называют продуктивной.
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, то есть ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности, либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.
Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.
Все нестандартные задания разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские.
Исследовательские задания могут быть различными. Интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности. Удивляющей своей необычностью: ученику предлагается вести посильное исследование. Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером. Элементы исследовательских заданий можно использовать в конце 4 класса.
Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса на две группы: проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Проблемные задания – это задания с опознавательной и объяснительной функциями. Сущность проблемных заданий заключается в создании учителем проблемной ситуации, в постановке такого вопроса. Который стал бы для учащихся проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов – догадок, а ученик должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать лишь один верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка.
Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, развивает устную и письменную речь у учащихся. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов в предложении, употребление предлогов и т.д. Лексические игры помогают освоить орфографию слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или частей слова, проверить или пополнить свой словарный запас, определить свой диапазон знания лексики, и, может быть, расширить его. Игры с пословицами напомнят о том, что русский язык также богат и неисчерпаем. Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений.
Целесообразно использовать дидактические игры на уроках русского языка, которые способствуют не только активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока - цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Она используется также и на уроках разного типа.
Игра – один из приёмов преодоления пассивности. Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету.
Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения. С самых первых дней обучения должно обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные способности и интересы. В связи с этим особое значение приобретают задания с компонентами занимательности. В процессе выполнения занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается решение проблемной ситуации, предложенной в задании.
Использование занимательного материала. Занимательный материал: ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, загадки, сказки и др.
Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинациями фигур, букв или знаков. Ребусы развивают у детей мышление, сообразительность, воображение, интерес к предмету и повышает эффективность урока. Их я использую при объяснении новой темы, закреплении ее и на обобщающих уроках.
Кроссворды - игры-задачи, в которых фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческие способностей ребенка, тренировки памяти и развивает интерес к урокам. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она на закреплении материала.
Загадки - один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. В наше время загадки создаются не только сказителями, но и профессиональными писателями.
Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному: в качестве дидактического материала; как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка); как вид творческой работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
"Сказочность" является обрамлением увлекательных, но вполне реалистичных рассказов о русском языке.
Также одним из эффективных методов пробуждения интереса к предмету является использование ИКТ на уроках. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. На уроках и во внеклассной деятельности возможно использование интерактивной доски. Детей привлекает не только работа с панелью инструментов, но и работа с мультимедийной программой. Особенно в старших классах детей привлекают уроки – презентации. Дети активно принимают участие в сборе материала по жизни и творчеству писателей, создают самостоятельно слайд-шоу.
Важным моментом является то, что ИКТ необходимо использовать систематически и правильно. Не нужно превращать мультимедийные установки только для отображения текстов или заданий. Нужно дать ребятам возможность самостоятельно подготовить материал (таблицу, орфографический компакт, презентацию) по теме и продемонстрировать в классе свою работу.
Эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий:
а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;
б) направленных на формирование понятий.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме творческой деятельности учащихся. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали знаниями, умениями и навыками, но и развивали познавательные способности. Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изученного материала, а самостоятельно ею осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли.
Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.
Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всесторонне понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.
Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения задания.
В-третьих, предстоящей творческой деятельности придается строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.
В-четвертых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.
В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.
На всех этапах учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и познавательная деятельность учащихся. Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они протекают в ограниченном единстве между собою, они не редко протекают слитно. Для развития интереса к предмету изучения следует включать в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, использовать творческие эксперименты, конкурсы, олимпиады.
Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры по предмету на различных уровнях.
Метод проектов – ориентированная на интересы ученика модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.
Использование проектной технологии: повысит и углубит интерес детей; разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления; поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).
В результате обучения с использованием проектной технологии повысится мыслительная деятельность школьников, обеспечится овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по предмету.
Современный школьник должен уметь пользоваться различными видами информации, социализироваться в обществе. Следовательно, использование проектной технологии является актуальным на сегодняшний день, поскольку для многих информационное пространство является доступным, интересным и полезным. Применяя проектную технологию, учитель имеет возможность повысить и углубить интерес к предмету, а, в свою очередь, ученик обычной общеобразовательной школы может работать в инновационных условиях, побуждающих к учению.
Использование таких технологий и их приёмов вырабатывает у учащихся интерес к учению, повышает мотивацию успешной учебной деятельности, формирует личную ответственность за результаты своей деятельности, учитывает индивидуально - возрастные особенности учащихся, т.е. делает обучение личностно-ориентированным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание любви к родному языку – одна из важных задач учителя. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Заложить основы для овладения устной и письменной формами русского литературного языка невозможно, если не заинтересовать учащихся.
Познавательные интересы школьников оказывают благоприятное влияние на глубину, интенсивность, продуктивность и положительный эмоциональный тонус учения. Под их влиянием учебная деятельность учащихся протекает легче, быстрее, в силу чего снимает утомление, хотя сама деятельность сопровождается высоким интеллектуальным и волевым напряжением. Развитие познавательных интересов благотворно сказывается на качестве и эффективности обучения, поскольку интересы поддерживают и подкрепляют познавательную активность учеников («учиться легче тому, кто учится охотно»). Если учебная деятельность детей управляется с помощью отметки, то радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности и после ее завершения, покидает ребенка. Отметки неизбежно подменяют прямые мотивы учения косвенными, и, кроме того, насаждают в процессе обучения страх, нервозность, неприязнь к учителю.
Важным условием формирования осмысленного отношения к изучаемым фактам языка является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся (т.е. как объект), но и как самостоятельно действующая личность (т.е. как субъект). Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Педагог не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советом. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев, А.Н. Пути повышения грамотности учащихся по русскому языку в восьмилетней школе Текст. / А.Н. Андреев. -М., 1961. 98 с.
- Бенина, Е.Е. Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы Текст.: дис. канд. пед. наук / Е.Е. Бенина. М., 2000. - 213 с.
- Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф.И. Буслаев. -М., 1897.-82 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь Текст. / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 331332.
- Гамбург, Н.И. Использование занимательности как средство повышения качества обучения русскому языку Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук /Н.И.Гамбург. Л., 1966.-25 с.
- А.И. Зарецкий. М., 1961. - 167 с., Проблемы интереса в социологической теории
- Кларин, М.В. Педагогическая технология Текст. /М.В. Кларин. М., 1989.
- Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности Текст: учебное пособие / В.Г. Леонтьев. Новосибирск, 1987.- 89 с.
- Подгаецкая, И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка Текст. / И. М. Подгаецкая. М., 1985. - 208 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст: Учебное пособие / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.-256с.
- Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г.И. Щукина. М., 1971.- 351 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Текст. / К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. - 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология разноуровнего обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. В статье раскрываются практические вопросы дифференцированного обучения....
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
Дифференцировнное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка
Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний.И. С. Якиманская.(Слайд 3)Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую...
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание интереса к урокам русского языка и литературы...
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков
Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...
«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...