ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс)
Воспитание интереса к урокам русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Огромную роль в решении задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, учитель успешнее решает вопросы воспитания учащихся, а также добивается лучших результатов обучения. Формирование интереса - важная составляющая обучения.
Под интересом мы понимаем эмоциональное отношение ребят к предмету. У ребят появляется желание познать изучаемое. Они целеустремленно, целенаправленно, увлеченно начинают приобретать знания. Внешне это выражается в пытливости, в любознательности, во внимании на уроке, в активности. Оживает душа ребенка, глазки начинают гореть, дети начинают выполнять ту работу, которая им когда- то была скучна и не интересна.
Но вызвать интерес к предмету - это труд не одного дня. Одним из важнейших факторов является манера общения учителя с обучающимися. Формальное общение приведет к отчуждению учащихся от учителя. Опасно и панибратство: дети перестанут уважать учителя. Надо найти «золотую середину». Предложите ребятам написать открытое письмо об уроке, о предмете, о школе, об успехах. Так появится формирование убеждения.
А может ли учебник русского языка вызвать интерес к предмету? Однозначно, один учебник не поможет. Учитель должен стать посредником.
И помогут в этом нестандартные приемы обучения. Один из них – это обращение к юмору на уроках и стремление учителя развить фантазию детей. Юмор снимает напряжение, ободряет, помогает преодолеть трудности.. Очень любят дети такой вид работы, как « Шутке минутку» и « Подскажи словечко». Например,
В гости едет Котофей,
Подгоняет…………( лошадей).
Он везет с собой котят:
Пусть их тоже ……( угостят).
Такие задания вызывают интерес и положительные эмоции.
А при изучении темы « Обращение» можно воспользоваться рифмованными правилами
ОБРАЩЕНИЕ.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятыми выделяй!
И таких рифмованных правил много по каждой теме.
Юмор и занимательность помогают не только в 5-8 классах, но и в 9-11 классах. Подростки намного успешнее усваивают материал, если учитель не забывает о заданиях, вызывающих улыбку. Прекрасной умственной гимнастикой являются для учеников так называемые « рассыпанные предложения» или « рассыпанные тексты». Ребятам предлагается найти «потерявшиеся» части, дети с удовольствием начинают собирать фрагменты в одно целое. Например:
1.
Грибы ищут | Где волк в пастухах |
Май холодный | Плеч не оттянет |
Бобы не грибы | По лесу рыщут |
Худо овцам | Год хлеборобный |
Ремесло не коромысло | Не посеешь- не взойдут |
2. Собрать сложное предложение, использовав две части и оставив третью лишней. Например. Но я выудил её из воды гвоздем; сейчас я сведу тебя к твоим родителям; вашу шляпу ветер унес в пруд.
А если учитель поможет учащимся развивать фантазию, то детям, которые любят фантазировать, легче и интереснее идти по тернистому пути знаний. Оригинальным способом развития воображения может стать дописывание стихотворения по двум первым остросюжетным строчкам:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа, и вот……
Далее ребята придумывают разные ответы. ( он глотает фталазол и на всех ужасно зол; поднял он ужасный крик, к острой пище не привык; две недели сторожа ищут бедного ежа; бегемот вовсю хохочет, ёж ему нутро щекочет).
А тему « Лексика» можно построить как путешествие по различным планетам : « Антонимы», « Синонимы», « Омонимы» и так далее.
На физминутках можно предложить разгадывание шарад, литограмм, ребусов, метограммы (например, « Помоги козе добрать до репы» путем замены одной буквы: коза-лоза-луза-муза-мука-рука-река-репа). Любят ребята поиковую форму работы- проекты. Очень интересно даже пятому классу подумать над вопросом « Кощей или Кащей?»
Итак, возможности русского языка безграничны. А сейчас и тем более, когда в условиях реализации ФГОСС ООО наши ребята должны понять, что учеба- это их главный труд. Интерес учащихся к предмету проявляется не только в том. Что они с увлечением воспринимают информацию учителя, с удовольствием трудятся на уроке, но и в том, что у ребят появляется потребность самостоятельно найти в языке удивительные и неожиданные факты, попытается объяснить их. У ребят возникает желание поделиться с учителем и одноклассниками своими открытиями. В этом поможет проектная деятельность. И от нас, учителей, зависит многое, погаснет или разовьется возникший интерес к предмету. Отсюда следует, что интерес будет развиваться в результате творческого подхода учителя к своим урокам.
ПРИЕМЫ ПЕДТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУС ЯЗ И ЛИТЕР
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп рока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Игровая учебная деятельность (Игры: «Классификация», «Продолжи ряд», «Четвертый лищний», «Знаете ли вы, что…?», «Закончи предложение», «Редактор» и т.д.)
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУС ЯЗ И ЛИТЕР
- игры соревнования (лингвистический КВН, олимпиады и т.д.)
- игры-викторины (их цель: повторить пройденный материал, например, викторина по басням)
- игры-путешествия(например, путешествие по Пушкинским местам или по стране, где живут части речи и т.д.)
- игры по морфемике и словообразованию(например,образовать слово, используя морфемы других слов; найти в тексте слово,соответствующее схеме и т.д.)
- игры-загадки (используются для проверки прочности и глубины знаний по материалу, с их помощью можно закреплять и углублять знания литературоведческих понятий, развивать память и мышление (кроссворды, шарады, ребусы и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология разноуровнего обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. В статье раскрываются практические вопросы дифференцированного обучения....
Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов
Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-87987-1430767637.jpg)
Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов VII вида интереса к урокам русского языка и литературы.
В статье содержится материал из опыта работы с учащимися с задержкой психического развития. Данная категория детей с ОВЗ при умелой поддержке со стороны педагога способна участвовать в сам...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-783578-1461069106.jpg)
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/20/picture-896832-1487577090.jpg)
Дифференцировнное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка
Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний.И. С. Якиманская.(Слайд 3)Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-637916-1446324023.jpg)
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков
Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1181554-1574594468.jpg)
Воспитание интереса к урокам русского языка
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль....