Полные и краткие имена прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnye_i_kratkie_imena_prilagatelnye_2.docx | 125.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
УМК: В.В.Бабайцева.
Учитель; Кривилева С.Н.
Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные.
Цель урока: формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование интереса к урокам русского языка, ответственности, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников;
- воспитание внимания и активности учащихся на уроке;
- умения обобщать и делать выводы;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные: Регулятивные:
- умение ставить цель, планировать свою работу, ориен- тироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку, формулировать цель на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё дей- ствие в соответствии с поставленной задачей, вносить не- обходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- осуществлять поиск и сбор информации;
- умение работать в коллективе;
- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- эффективно сотрудничать в совместном решении задачи;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Познавательные:
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся за- пас знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: Образовательные:
- научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно находить в словах изу- чаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
Воспитательные:
- воспитание интереса к русскому языку;
- развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Средства обучения: проектор, экран, карточки, учебник.
Формы работы обучающихся: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемая УДД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: психологический настрой учащихся, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | - Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. - На ваших столах лежит текст. Прочитайте, скажите, о каком животном идет речь. Он стоит в лучах яркого весеннего солнца! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно- бурый, а на ногах, словно белые, чулки. – Кто же это? - Кто из вас, ребята, уже видел лося?
Беседа. | Вовлекаются в пространственную деятельность на уроке. Слушают внимательно текст. Лось. Беседа. | П - извлечение. информации из текста Л – самоопределение на уроке, нравственно – этическое. оценивание усваиваемого содержания. Р – планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем. |
II. Актуализация знаний. Цель этапа: вспомнить ранее изученный матери- ал по прилагательному, уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения этой информации. | - Какие слова помогли вам узнать этого животного? – К какой части речи относятся слова, описывающие животное?
Работа с классом (работа в паре). | Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный; огромные корни-рога. Слова, описывающие животное, относятся к прилагательному. С повторения, что знаем по теме: «Имя прилагательное». Выписывают прилагательные вместе с существительными, распределив по признакам. Таблица высвечивается на экране (учащиеся проверяют). | П: извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ Р: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения | |||
М.р. ед.ч | ж.р. ед.ч | Ср.р. ед.ч | Мн.ч | К: формулирование понятных высказываний, используя тер- мины, в рамках учебного диалога. | ||
Облик (какой?) своеобразный, гигант (какой?) лесной сам (какой?) тяжёлый, грузный конь (какой?) скаковой | морда (какая?) длинная, горбоносая | солнце (ка- кое?) яркое, весен- нее, | рога (какие?) огромные ноги (какие?) высокие, стройные чулки (какие?) белые | |||
-ой (-ый) | -ая | -ое (-ее) | -ие (-ые) |
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники. Кто хочет стать консультантом?
таблицы? | Один из учеников проверяет выполнение и говорит: «Задание выполнено верно». Делают вывод. Материал усвоен на достаточном уровне. Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и существительные. | ||
III. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии. Цель этапа: работа с информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | - Запишем пословицу. Корень учения горек, а плод сладок.
-Эта пословица строится на примере антонимии. Назовите две пары антонимов.
| Пишут предложение. Краткость, афористичность, ее смысл имеет отношение ко всем людям, эта мудрость любого народа. Антонимы: корень – плод, горек – сладок. Слова горек и сладок являются прилагательными. Отвечают на вопросы. | П: анализ, построение логической цепи рассуждений Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. К: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; достижение согласования общего решения; осознание ответственности за общее дело. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: работа с информацией, систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков кратких прилагательных. | -Сравните прилагательные: ГОРЕК - ГОРЬКИЙ СЛАДОК - СЛАДКИЙ - Все ли прилагательные одинаковы? - Как вы думаете, почему их так назвали «полные» и «краткие» прилагательные? - Какова же цель нашей дальнейшей работы? - Ребята, определите тему нашего урока. Запишите её. -Что нужно сделать, чтобы изучить краткие прилагательные? Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? - Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? Работа с учебником. 2.Мини – исследование. Выполнение упражнения (упр.245). | Нет. В первом столбике-краткие прилагательные, а во втором-полные. Мы должны научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении. Тема урока: полные и краткие прилагательные. Для того чтобы изучить краткое прилагательное, надо провести наблюдение, сравнить его с полным прилагательным по всем признакам. Главное понятие нашего урока - краткие прилагательные. | П: анализ, син- тез, извлечение из текста необходимой информации, постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний. К: учёт разных мнений, выражение мыслей; аргументация своего мнения. |
- Подбираем глаголы, с помощью которых мы вый- | Учащиеся предлагают глаголы: | П: анализ , срав- | |
дем на понятие «краткое прилагательное». | отвечает, образуется, изменяется, | нение, классифи- | |
является. | кация; извлече- | ||
Получается запись: | ние информации | ||
Краткие Отвечают на прилагательные Являются - каков (а, о, ы)? сказуемым | Письменно выполняют упражнение 245, проводят наблюдения, работая в группе. | из текста; использование знаково-символических средств; подведение под | |
| Размышляют над заданием. Учатся работать в группах: | понятие; осознанное построение | |
определяют функции каждого члена группы. Учатся слушать | речевого высказывания. | ||
мнения сверстников, планировать | Р: контроль, | ||
(Возможные вопросы): | свою работу. Выполняют | самооценка, кор- | |
-Были ли у вас затруднения? | взаимопроверку. | рекция, волевая | |
-Если один из признаков у вас не определён, то | Работают с информацией учебника, | саморегуляция в | |
какие способы решение вы можете предложить? | систематизируют её. | ситуации затруд- | |
-Предлагаю группам поменяться своими работами. | нения | ||
-Можете ли вы согласиться с ребятами другой | К: учёт разных | ||
группы? (устные ответы) | мнений, исполь- | ||
Краткое прилагательное связано с | зование критери- | ||
- А теперь вопрос трудный, но интересный: почему | подлежащим. | ев для обосно- | |
краткие прилагательные не имеют падежных форм? | вания своего | ||
(если дети затрудняются в ответе, то можно пред- | мнения. | ||
ложить ступенчатую работу по предложению): | |||
- С каким членом предложения в первую очередь | |||
связано краткое прилагательное? |
- А в каком падеже стоит всегда подлежащее? - Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и сказуемому не нужны падежи. - Таким образом, различия П и К прилагательных: к К прилагательному ставится краткий вопрос – каков? К не изменяются по падежам, а в предложении являются только сказуемым. | Подлежащее всегда стоит в име- нительном падеже – и только. Полные прилагательные – это такие прилагательные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменяются по чис- лам, падежам и родам. В предложе- нии являются определениями или сказуемыми. | ||
V. Реализация построенного проекта. | 1.Задание. - Посмотрите, на доске стихотворение А.С. Пушкина. Это отрывок из поэмы «Полтава». Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над белой церковью сияет…
- Были ли трудности при выполнении задания?
2. Распределительный диктант. Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив. - Выделите окончания, определите род, число прилагательных -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? | Ночь украинская (какая?) ночь тиха (какова? Тополей сре- бристых (каких?) небо прозрачно (каково?) церковью белой (какой?) Нет, мы с ним легко справились. Если сомневаемся в произноше- нии слов, необходимо обратиться к орфоэпическому словарю, спросить у знающего человека, задать вопрос в Поисковике. | П: структуриро- вание знаний, анализ, аналогия; рефлексия спо- собов действия в ситуации. К: следование в произношении слов по речевым нормам. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: про- говаривание и за- крепление нового знания, выявление пробелов первич- ного осмысления изученного мате- риала. | 3. Орфоэпическая минутка: - Ребята, в кратких прилагательных, состоящих из 1-2 слогов, ударным, как правило, является окончание женского рода, в остальных случаях ударение падает на основу. -Образуйте формы кратких прилагательных. Поставьте ударения. Правый – прАв, прАво, прАвы, правА Юный – Юн, Юно, Юны, юнА - Какая орфограмма в слове «юный» присутствует? - Придумайте и запишите свои примеры произно- шения кратких прилагательных. (Примеры) -Если вы сомневаетесь в произношении слов, как вы должны поступить? Вывод: в К прилагательных, состоящих из 1-2 слогов, ударение на окончание падает только у прилагательных женского рода. Не знаешь, как произнести слово - посмотри в словарь, спроси у учителя. |
Правый – прАв, прАво, прАвы, правА. Юный – Юн, Юно, Юны, юнА. Если сомневаемся в произноше- нии слов, необходимо обратиться к орфоэпическому словарю, спросить у знающего человека, задать вопрос в Поисковике. |
Физминутка | |||||
VII.Этап самосто- ятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: отработка навыка правильного упо- требления в речи кратких прилага- тельных; переход к другому виду деятель- ности; развитие активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятель- ности у учащихся, самостоятельности мышления. | 1.Игра «Корректор» - Ребята, вам предложены карточки с предложения- ми, которые, возможно, нуждаются в корректиров- ке (изменении). - Прочитайте эти предложения и дайте правильный вариант его написания. Подчеркните грамматиче- ские основы предложений. Карточка: «Неправильно» « Правильно» | П: анализ, син- тез, сравнение К: использование критериев для обоснования сво- его суждения Р: оценка своей деятельности | |||
День был светл, тёпл. Лис хитр. | День был светел, тёпел. Лис хитёр. | День был светел, тёпел. Лис хитёр. | |||
Он обязаннный это делать. Мы очень радые. | Он обязан это делать. Мы очень рады. | Он обязан это делать. Мы очень рады. | |||
Наш край известный своими степями. Вася больной гриппом. | Наш край известен своими степями. Вася болен гриппом. | Наш край известен своими степями. Вася болен гриппом. | |||
Ксюша и Катя счастливые и здоровы! Алина осторожная и внимательна. | Ксюша и Катя счастливы и здоровы. Алина осторожна и внимательна. | Ксюша и Катя счастливы и здоровы. Алина осторожна и внимательна. | |||
-Да, ездили на автобусе, на трамвае. | |||||
-При необходимости задайте вопрос. Вывод: будь внимательным к словам в своей речи. 2.Диалог – ситуация - Вы ездили по городу на автобусе? На трамвае? Особенно в час пик? |
VIII.Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. | Упражнение. - Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок. О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга. «Весна идёт! Весна идёт! Мы весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи стали. небесная лазурь. Солнышко с неба луч разливает. Сугробы не так уж , как зимой. Воз- дух и . теплом подувает ветер с полей. Утро ещё . А всё-таки на душе и , потому что «весна повеяла крылом». Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды. - Найдите полные и краткие имена прилагательные, выделите окончания и подчеркните как члены предложения. Взаимопроверка (эталон на доске).
| О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга. Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи короткие стали. Чиста небесная лазурь. Солнышко с неба луч золотой разливает. Воздух свеж и прозрачен. Влажным теплом подувает ветер с полей. Утро ещё прохладно. И всё-таки на душе светло и радостно, потому что «весна душистая повеяла крылом». | Дифференциа-ция по уровню сложности. |
IX. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: развивать умение соотносить полу- ченный результат с поставленной целью и оценивать результат учебной деятельности. | - Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими?
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. - Ребята, составьте синквейн по теме урока. | Различия П и К прилагательных: к К прилагательному ставится крат- кий вопрос – каков? К не изменя- ются по падежам, а в предложении являются только сказуемыми. Мы должны были научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении. Самооценка. Выражают своё настроение. Составляют синквейн. | П: анализ, реф- лексия способов и условий дей- ствия. Л: самооценка на основе критерия успешности; са- моопределение. К: общение в процессе учеб- ной деятельно- сти. Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Домашнее задание Цель этапа: информировать учащихся о домашнем задании, предложить дифференцированное задание. | Четыре уровня домашнего задания (на выбор учащихся): 1. § 34 , упр.248. 2.Подобрать 6-7 пословиц с краткими прилагательными. 3.Написать рассказ, включая в текст имена прилагательные. 4. Мини-сочинение «Мой друг» с употреблением полных и кратких прилагательных. | Выбирают вариант заданий по сложности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"
Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...
Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...
Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»
Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...
Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС....
Презентация к уроку "Полные и краткие имена прилагательные"
презентация к уроку...