Конспект урока по русскому языку, 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предмет: Русский язык
Класс: 9
Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.
Программа: предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы.
Технология: проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_konspekt_3_bsp.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 9
Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.
Программа: предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы.
Технология: проблемного обучения.
Цель урока: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Задачи урока:
Обучающие:
-формировать навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-формировать навык анализа текста;
-формировать навык самоконтроля и самопроверки.
Развивающие:
-развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений;
- развивать умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации БСП;
-развивать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к чтению;
-воспитывать бережное отношение к языку.
Конструктивный план урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Дайте определение сложносочиненному предложению.
- Дайте определение сложноподчиненному предложению.
- Какие виды придаточных в СПП вы знаете?
- Дайте определение бессоюзному сложному предложению.
3.Проблемная ситуация.
На доске записаны предложения: Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
БСП одно и то же, а знаки препинания между частями разные. Почему?
Прочитайте предложения с разной интонацией.
Влияет ли то что части БСП находятся между собой в различных смысловых отношениях на постановку знаков препинания?
Сделаем вывод (гипотеза): Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. Читатель должен самостоятельно определять смысл предложений из контекста. Иногда подсказкой служат знаки препинания.
Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.
Сформулируйте цель урока: научиться правильно определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, что поможет в усвоить правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
4. Изучение нового материала.
Подтверждение гипотезы.
Прочитайте теоретический материал учебника § 33-35. Организуйте информацию в таблицу:
Знак препинания | Смысловые отношения | Пример |
[ ] , [ ]. [ ] ; [ ]. | одновременность, последовательность | Ущелье плыло в знойном мареве, лишь заснеженные пики хребта по-прежнему сияли неприступной красотой. |
[ ] : [ ]. | причина, пояснение, разъяснение | Выйдя на улицу, он почувствовал: весна не за горами. Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв. |
[ ] – [ ]. | время, условие, противопоставление, следствие | Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Лес припасает – зима поедает. |
5.Закрепление учебного материала.
Выполните задание:
- Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения.
1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)
- Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Расставьте знаки препинания.
1) Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов).
6.Подведение итога урока. Рефлексия.
- Знаю….. Понимаю….. Умею…..
- Когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой более подробно мы будем разбирать на следующих уроках.
7.Домашнее задание.
- Прочитайте теоретический материал учебника § 33-35.
- Составьте кластер на тему «Знаки препинания в БСП».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...