Сила слова.
статья по русскому языку

Данная статья посвящена одному из педагогических наследий – о значении слова в воспитании.

Основная мысль текста заключена в том, что слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника, что учитель в слове выражает себя – свою культуру, свою нравственность, свое отношение к воспитаннику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_slova.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сила слова (язык как средство воздействия).

Данная статья посвящена одному из педагогических наследий – о значении слова в воспитании.

Основная мысль текста заключена в том, что слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника, что учитель в слове выражает себя – свою культуру, свою нравственность, свое отношение к воспитаннику.

Учитель и ученик… Как нужно строить наши отношения с детьми… Данные мысли не потеряли своего значения и в наше время. Они предназначены для учителей и «Нашей новой школы», доброй по отношению к ученикам и привлекательной для учителей

Сила слова… Сколько прекрасных мыслей высказано о слове, об его огромной воспитательной силе.

«Слово – полководец человеческой силы»,– сказал В. Маяковский. Он также приравнивал его к оружию.

«Обращаться  со словом нужно честно: оно есть высший дар человеку».

«Слово – это могучий, всесильный и тонкий инструмент, который в умелых руках способен сделать все». «Языком можно и освятить», – писал . «Слово может возвысить, может и унизить, поднять и согнуть». «Словом можно убедить, словом можно окрылить, но словом можно и убить человека».

К.Д. Ушинский придавал большое значение слову, не раз обращал внимание во многих своих трудах на воспитательное воздействие слова на воспитанников.

В формировании духовного облика человека большую роль играет поведение, взаимоотношения в коллективе, конкретный труд на благо общества. Но ведь и поведение, и взаимоотношения, и труд – все это зависит от сложных процессов, происходящих в душе, важнейшим средством влияния на которую является слово. В устах воспитателя слово – такое же могущественное средство как музыкальный инструмент в руках музыканта, как краски в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора. Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти – живописи, без мрамора и резца – скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово – это нечто вроде мостика, по которому наука воспитания переходит в искусство, мастерство.

Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.

Стала тривиальной истина, что влияние личности учителя на воспитанника ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо, личность учителя раскрывается перед учеником в единстве слова и поведения. Педагог в слове выражает себя – свою культуру, свою нравственность, свое отношение к воспитаннику.

Главное, что определяет эффективность слова учителя -  честность. Ученики очень тонко чувствуют правдивое слово, чутко откликаются на него. Еще тоньше чувствуют дети неправдивость, лицемерие.

Слова одухотворяют тогда, когда сердце одухотворяется делами, трудом, реальными общественными взаимоотношениями. Вам, наверное, не раз приходилось слышать сетования воспитателей: не доходит слово до детей, что им ни говоришь – никакого отклика… Почему это так бывает? Дети или подростки не подготовлены к тому, чтобы слово стало для них дорогой и святой истиной, чтобы их одухотворяла идея,  выраженная словом. Духовная подготовка к воздействию самым тонким человеческим инструментом – словом – это длительный воспитательный процесс. Самое главное в этой подготовке  – одухотворение делами,  созиданием, выражение  отношений человека к человеку в труде.

Средства преднамеренного воздействия эффективны лишь  постольку,  поскольку создана и постоянно обогащается среда,  воспитывающая человека.

Забвение этого правила приводит к тем нежелательным последствиям,  с которым,  к сожалению,  приходится иметь дело очень часто:  к разрыву между словом и делом, поведением и сознанием. Понятие среда широкое и многоплановое. Это и мир вещей,  окружающих ученика, и поступки старших, и личный пример  учителя, и общий моральный кодекс школьного коллектива, чуткость, сердечность. Особое место занимает семья. Если среда утверждает в человеке совсем не то, к чему призывают хорошие слова, то слово – это мудрое, сильное средство воздействия учителя на ученика – превращается в свою противоположность: оно воспитывает лицемерие, неверия в добро. Несоответствие между средой и средствами преднамеренного воспитания стало источником неверного вывода, получившего в последние годы широкое распространение, вывода о том, что якобы активная деятельность, особенно труд, является более эффективным средством воспитания, чем слово. Нельзя противопоставлять эти две вещи. Слово бессильно без среды (в это понятие включается и деятельность), а необходимая для воспитания среда невозможна без слов. Если хотите добиться полной гармонии нравственного развития личности, создавайте гармонию среды и слова.

Одной из форм воспитания идейно-гражданских убеждений коллектива и личности являются беседы о гражданстве, – считал Сухомлинский . Воспитательное значение бесед о гражданственности в том, что они вызывают у воспитанников желание быть хорошими, настоящими людьми. Воспитывающая сила слова состоит именно в том, что оно пробуждает внутренние духовные силы человека. Из восхищения красотой и доблестью рождается желание стать морально красивым. 

Определив, что нужно передать, воспитатель задумывается над тем, как настроить своих воспитанников на восприятие моральных ценностей. Одна из форм раскрытия моральных ценностей нашего народа и всего человечества – это откровенный, задушевный, сердечный разговор воспитателя с воспитанником. Об этом никогда не следует забывать. Я рассказываю маленьким гражданам, – пишет Василий Александрович, – о пионере-герое, который бросил в лицо фашистскому офицеру слова ненависти и презрения, подняв над головой, как знамя, пионерский галстук, пошел на расстрел, не посрамив своей чести. Воспитывает маленьких граждан подвиг пионера-героя, но передаю эту моральную ценность человечества моим воспитанникам я. Подвиг оживает, становится плотью и кровью живого народного духа благодаря моим словам, моим чувствам, моему отношению к героическому. Моя цель – пробудить в душе трудного моего воспитанника Ивася. Желание утвердить в самом себе ту моральную красоту, о которой я рассказываю. Описывая подвиг героя-пионера, я ни на миг не забываю о том, что мой Ивась живет в нелегких условиях: часто видит в семье зло, унижение человеческого достоинства. Таким образом, я не просто должен уберечь юного гражданина от этого нежелательного влияния, а сделать его непримиримым к злу. Чтобы достичь этой цели, мне нужно, ни словом ни вспоминая о самом Ивасе и нелегкой его жизни, вступить с ним в задушевный разговор, повлиять на мальчика так, чтобы юная душа выпрямилась, ибо слово выпрямляет душу, как гимнастика выпрямляет тело. А для этого мой воспитанник и весь коллектив должны ощущать меня, жить в атмосфере моего личного отношения к тому, о чем я рассказываю.

Говоря о роли личности учителя в духовной жизни коллектива и личности, Василий Александрович в своем произведении «Методика воспитания коллектива» писал: «Неправильным является утверждение, которое еще, к сожалению, порой можно услышать и от научных работников, и от  отдельных учителей: слабость воспитания во многих школах объясняется тем, что оно – «словесное воспитание». В действительности не воспитание становится немощным, бессильным именно тогда, когда забывают, что в нашем распоряжении есть, по существу, единый тонкий и надежный, всесильный и острый инструмент воспитания – слово. Странно звучит даже этот термин, в котором кое-кто видит множество недостатков – словесное воспитание. Настоящий воспитатель должен в совершенстве владеть средствами мудрого слова. В слове аккумулируются отношения между людьми, слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли убеждениям, поучениям воспитателя.

От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта каждого мыслящего педагога – чтобы сердце воспитанника было чувствительным к каждому его, воспитателя, слову, чтобы детская душа откликалась, словно нежная струна, на тонкую музыку души воспитателя. Вершину мудрости своей власти над детской душой я вижу в том, чтобы ребенок понимал меня с полуслова, чтобы между строками моих слов видел мой воспитательный идеал, чтобы в тончайших оттенках моего голоса ощущал радость и печаль, одухотворенность и тревогу, одобрение и обиду, чтобы во вспышках и угасаниях огоньков в моих глазах видел малейшие движения моей мысли. Это не мудрость и не мастерство, если воспитателю приходится трижды повторять свои слова, каждый раз повышая голос, и, закончив на высокой ноте, стукнуть по столу кулаком. Это не власть, а бессилие, которым нередко прикрывается своеволие.

Я иду сегодня в класс с тяжелым душевным переживанием. Как бы я ни хотел скрыть свою душевную боль, глаза выдают меня. И ни с какой мудрости моей власти над детьми не может быть и речи, если дети не увидят боль в моих глазах, если через глаза не заглянут в мое сердце. Я не говорю детям, что мне нелегко, не прошу их посидеть сегодня тихонько, но они уже поняли все. В классе тишина, сосредоточенность – это и есть настоящая власть над детской душой. С первого дня пребывания ребенка в школе я стараюсь беречь и развивать сердечную мягкость, тонкость чувств.

От того, насколько тонкими, тактичными, нежными, чувствительными к окружающему миру будут чувства ребенка, зависит моя власть над ним. Ведь власть эта – не окрик и не наказание (к сожалению, кое-кто из учителей представляет, что власть педагога – это какое-то дополнительное право на наказание воспитанников). Моя власть над ребенком – способность ребенка реагировать на мое слово, которое может быть теплым и нежным, ласковым и тревожным, строгим и требовательным, но всегда оно должно быть правдивым и доброжелательным. И чем нежнее, тоньше детские чувства, чем чувствительнее  откликается детское сердце на правду, красоту, человечность, тем сильнее мое слово, которое выражает власть над ребенком. Я твердо верю в то, что воспитать ребенка можно прежде всего лаской, добром.

Чтобы обычное человеческое слово имело власть над ребенком, нужно развить тонкость детских чувств. Это тот порох, который ждет огонька мудрой власти педагога. Нет этого пороха – не поможет не только огонек, но и факел. Одно из важнейших воспитательных правил состоит в том, чтобы учить детей сердцем улавливать тончайшие оттенки человеческого духа, откликаться сердцем на мысли, переживания. Уже в детстве наш воспитанник должен понять красоту человеческой души, величие и благородство человеческой преданности высоким идеалам, верности долгу перед Отчизной, родными людьми – отцом, матерью. Нет большей силы, могущей влиять на детскую душу, чем способность восхищаться человеком, удивляться его моральной красоте и величию.

Властвуя над миром детских мыслей, чувств, переживаний, нельзя ни на минуту забывать о том, что у каждого ребенка есть добрая воля, добрые намерения. Никакого крика, никаких угроз, никаких попыток уязвить детское сердце. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждет расправы. Моя власть над ребенком оправдано и мудро до тех пор, пока я обращаюсь к добрым и деятельным силам его ума и сердца. Сердце, чуткое к добру, ласке, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса. Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми.

Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

Язык – духовное богатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я человек», – говорит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. Чем глубже человек познает тонкости родного языка, тем тоньше его восприимчивость к игре оттенков родного слова, тем больше подготовлен его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Опасная сила слова"

Буклет содержит советы родителям о том, какие слова можно говорить детям, а от каких стоит воздержаться....

«Опасная» сила слова, или чего нельзя говорить детям.

Давным-давно В.Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».  В баснях Эзопа говорилось о том, что язык самое сильное оружие. Да и нар...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «О силе СЛОВА» (БЕСЕДА-ИГРА).

В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21...

Педсовет на тему: Таинственная сила слова

Функции Педсовета  направлены  на формирование индивидуальности каждого педагога,сознательной дисциплины педагогического коллектива,умение выстраивать коммуникативные отношения друг с другом...

Отчет о работе над проектом "Сила слова в нашей жизни"

Отчет о работе над проектом "Сила слова в наше жизни" содержит презентацию с отчетом о работе творческих групп и паспорт социального проекта, в котором указаны цели и задачи работы над проектом, сроки...

познавательный урок-КВН по русскому языку для 7 класса "Сила слова"

познавательный урок-КВН по русскому языку для 7 класса...

Классный час "Сила слова НЕТ""

Классный час в рамках районного смотра-конкурса «Здоровьесберегающие технологии в процессе учебной и внеучебной деятельности»....