"Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА"
статья по русскому языку
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury_i.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА
Кузьмина Мария Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с.Звонаревка
Марксовского района Саратовской области
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит
извлечь из мертвой буквы живой смысл.
К.Д. Ушинский
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что при смысловом чтении осуществляется процесс интерпретации. Его цель – максимально уловить детали и наиболее полно осмыслить содержание текста. Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению, которое способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.
Предлагаю рассмотреть наиболее универсальные приемы работы для формирования читательской грамотности.
- Приём «Инсерт».
Этот приём позволяет ученику контролировать свое понимание прочитанного текста. Дети знакомятся с маркировочными знаками, а далее по мере чтения ставят их на полях распечатанного текста для отдельных абзацев или предложений.
Пометки могут быть разными:
-Знаком «плюс» отмечается в тексте уже известная ученику информация.
-Знаком «минус» отмечается новая, неизвестная информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он был не знаком с ней раньше.
-Знаком «восклицательный знак» отмечается то, что удивило ребенка.
-Знаком «вопрос» отмечается то, что вызвало затруднение, и ребенок хочет узнать подробнее.
Этот приём требует от ученика активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
- Перепутанные логические цепочки. Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.
Пример по русской народной сказке «Царевна-лягушка».
- Отец отправляет сыновей на поиски жены.
- Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
- Василиса лучше всех танцует на пиру.
- Василиса отправляется в царство Кощея.
- Братья смеются над невестой Ивана.
- Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.
- Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.
- Кощей умирает.
- Верные-неверные утверждения.
Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.
- Главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» звали Евгений Александрович Базаров (нет).
- Действие романа происходит до отмены крепостного права (да).
- Аркадий был единственным ребенком Николая Петровича (нет).
- Анна Сергеевна Одинцова была вдовой (да).
- Базаров умер от тифа (да).
- Прием «Лови ошибку».
Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.
Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.
За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.
- Работа с устаревшими словами.
Бывают такие тексты, где необходимо отдельно уделять внимание архаизмам и историзмам. Чтобы было нагляднее, можно оформить его в виде свитка или книжки. Прием заставляет не пропускать данные слова, а акцентирует на них внимание. Например, фрагмент из «Оды на день восшествия…Елисаветы Петровны» М.В. Ломоносова для подобной работы.
В долинах раздаются клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.
Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.
Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:
- О чем рассказывает данный текст?
- Каких тем касается автор?
- Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
- Зачем автор написал текст?
- Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)
Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...