Методическая разработка "Сложносочиненное предложение. Вводный урок."
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Сорока Наталия Александровна

Урок "Сложноподчиненное предложение. Вводный урок."  вводит учащихся в раздел "Сложноподчиненное предложение". Здесь даны основные понятия темы, средства связи частей СПП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка32.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Н.А. Сорока

Урок русского языка в 9 классе

«Понятие о сложноподчиненном предложении»

с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского АО – Югры

2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»

Н.А. Сорока

Урок русского языка в 9 классе

«Понятие о сложноподчиненном предложении»

                             

     

с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского АО – Югры

2021

Автор-составитель Сорока Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Саранпаульская СОШ»

                 

Сорока Н.А. Урок русского языка в 9 классе  «Понятие о сложноподчиненном предложении»: методическая разработка  – Саранпауль: МБОУ «Саранпаульская СОШ» - 2021.-  12 с.

Данная методическая разработка посвящена изучению темы «Понятие о сложноподчиненном предложении» в 9 классе.

В разработке приведены методы и формы изучения данной темы, последовательность действий учителя, виды работы учащихся, формы первичного контроля. Разработка представляет собой поурочный план по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении» и будет полезна преподавателям русского языка общеобразовательных школ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..  5

Основная часть.

  1. Цели урока
  2. План-конспект урока русского языка «Понятие о сложноподчиненном предложении»………………………………………………………. 5 – 11

Заключение  

  1. Выводы        ………………………………………………………… 11                                                        
  2. Литература ……………………………………………………..…… 11
  3. Приложения  ………………………………………………………… 11 – 12

Введение.

Наша речь состоит из разных видов единиц. Наряду с другими единицами, сложные, в том числе и сложноподчиненные предложения, способствуют тому, чтобы  речь стала разнообразной и привлекательной.

С темой «Сложноподчиненные предложения» учащиеся 9 класса встречаются впервые. Поэтому важно правильно сформировать умение распознавать их. Структура сложноподчиненных отличается от структуры сложносочиненных, с которыми учащиеся уже знакомы, и требует больше умений. Например, таких как: определять границы простых предложений в составе сложноподчиненного, средства связи между ними, определять виды придаточных в составе СПП, правильно расставлять знаки препинания  и т.д.  Цель данной разработки – определение  форм и методов обучения при знакомстве с новой темой, описание видов деятельности учителя и учащихся, определение примерного языкового материала для заданий урока (материал примерный, может быть изменен учителем).

Основная часть.

Урок русского языка в 9 классе «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Цели:

  • сформировать понятие о сложноподчиненном предложении;
  • дать определение понятия «сложноподчиненное предложение»;
  • познакомить учащихся со структурой СПП;
  • формировать у учащихся навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения;
  • уметь правильно писать и объяснить орфограммы;
  • воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков 

Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка для 9  класса (авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А Чешко, Н.А. Николина и др. - М.: Просвещение , 2019), раздаточный материал.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения данной темы в курсе «Русский язык» является сформированность следующих умений:

​ распознавание сложноподчиненных предложений в тексте;

​ умение отличать СПП от других видов СП;

​ умение расставлять знаки препинания в СП;

​ умение составлять схемы СПП.

Метапредметные результаты:

1)  владение всеми видами речевой деятельности:

•   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•   владение разными видами чтения;

•   способность извлекать информацию из различных источников;

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2)  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории  и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

№ п/п

Этапы занятия

Содержание этапа урока,  приемы обучения и контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Обращение к смыслу пословицы «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Мобилизует учащихся.

Актуализация темы

Обращение к названию урока.

Что такое подчинение, подчинительная связь?

Побуждает учащихся к деловым взаимоотношениям,  к активной работе.

По названию темы формулируют цель урока.

Контроль исходного уровня умений / знаний (с указанием тем контроля)

Работа с текстом о книге (Приложение 1).  Задание: Прочитать текст,  выделить грамматические основы предложений, определить вид каждого предложения (простое, ССП ил СПП).

Контролирует правильность  ответов

Читают с соблюдением интонации

Первичное открытие новых знаний / освоение умений

Изучение нового материала по учебнику , §9, стр 53-54 и объяснения учителя

Составляют схемы СПП, записывают в справочник/в тетрадь:

  1. [     ], (союз/союзное слово     ).
  2. (союз/союзное слово     ), [     ].
  3. [    ,(союз/союзное слово     ),   ].

Первичное закрепление умений, знаний (работа по образцу, алгоритму, эталону)

1

Работа с предложениями (Приложение 2). Задание: Записать предложения, расставить знаки препинания,  выделить грамматические основы, определить средство связи. Определить главное и придаточное предложения. Поставить вопрос к придаточному. Читать с соблюдением интонации.

 Предложения распечатаны или выведены на экран.

1

Работают письменно в тетрадях. Выделяют грамматические основы, указывают главное и придаточное предложения в составе СПП, подчеркивают орфограммы в словах.

Подготовка к ОГЭ

Анализ 1 варианта задания 3 (выведен на экран). (Приложение 3). В каком случае запятая ставится между частями СПП?

Контролирует ответы учащихся

Читают предложения, высказывают свои предположения, дают объяснения постановки знаков препинания. Строят схему предложения.

Контроль полученных умений / знаний

  1. Творческое задание (Приложение 4). Предложения выведены на экран.
  2. Формулировка признаков СПП.

  1. Самостоятельно составляют предложения, зачитывают вслух.

  1. Выделяют признаки СПП:
  • Наличие двух или более грамматических основ в СПП, одно из которых зависит от второго.
  • Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
  • Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
  • Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.
  • Знаки препинания в СПП – выделительные.

Подведение итогов занятия

Учащиеся самостоятельно делают вывод о месте придаточных в СПП, средствах связи простых предложений в СПП.

 Ответы на вопросы:

Что такое СПП?

Из каких частей состоит СПП?

С помощью чего связываются части СПП?

Расскажите о месте придаточных в СПП.

Чем отличаются союзы от союзных слов? Приведите примеры.

Отвечают на вопросы, оценивают ответы товарищей, дополняют.

Рефлексия

Дают развернутый ответ на вопрос: «Чем отличаются СПП от ССП?»

Домашнее задание

  1. Выписать из художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений. Показать схематически главные и придаточные в составе СПП.
  2. Упр 102 – выполнить письменно

Заключение.

В ходе проведения данного урока в основном используются следующие методы: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.  Основными видом деятельности учащихся на данном уроке являются: решение частных задач, активное взаимодействие между собой, формулировка выводов по новой теме, иллюстрация знаний с помощью схем.  Использование данного (примерного) языкового материала позволит наглядно усвоить тему, закрепить и применить знания на практике (анализ задания 3 ОГЭ).

Литература :

  1. Н.В. Егорова. Поурочные планы. Русский язык. 9 класс.  – М., Просвещение, 2016.
  2. Учебник русского языка для 9  класса (авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А Чешко, Н.А. Николина и др.) - М.: Просвещение , 2019
  3. https://urok.1sept.ru/статьи/617911/
  4. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-slozhnopodchinyonnie-predlozheniya-klass-3278260.html

Приложение 1.

Прочитайте текст Л. Леонова (текст распечатан каждому ученику и выведен на экран). Определите вид каждого предложения:

1)простое;

2)сложносочиненное;

3)сложноподчиненное.

1.Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.

2.Книга - это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. 3.Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна  с тысячелетнего разгона  преодолеть любое препятствие на столбовой дороге  человеческого прогресса.

4.Книге человечество доверило  свои священные прозрения,  открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля. 5.Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества и, следовательно, наметка  его завтрашних  маршрутов.

6.Без нее человек сразу бы стал затерявшимся путником в огромной безвестной ночной пустыне.

7.Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины.

8.Книга - самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ, который не отвернется от нас в минуты бедствия или невзгоды.

9.Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях , и только книга может научить нас  безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

10.Любите книгу и храните ее выше всякого другого достояния.

Приложение 2.

Записать предложения, расставить знаки препинания,  выделить грамматические основы, определить средство связи. Определить главное и придаточное предложение. Поставить вопрос к придаточному. Читать с соблюдением нужной  интонации.

  1. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание.
  2. Никто не знал того как он спасся.
  3. Письмо что ты мне написала меня ничуть не испугало.
  4. Мы смотрели с живым интересом как они упражнялись в игре в хоккей.
  5. Мелкие листья ярко блестели словно кто их вымыл и лак на них навел.
  6. Сердце мое заныло  когда очутились мы в давно знакомой комнате.
  7. Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком.

Приложение 3.

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

Приложение 4.

Отвечая на вопросы в скобках, составьте по 2 придаточных  к данным главным, чтоб получились СПП:

1)Я вышел из лесу и направился к деревне,  (когда?, какой?).

2)Старик решил послать сыну телеграмму,  (с какой целью?, почему?)

3)Мальчик вспомнил о друзьях, (когда?, почему?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённое предложение. Вводный урок.

Данная презентация создана к вводному уроку по теме "Сложноподчинённое предложение" Лексическая тема урока:музыка. Поэтому в слайдах использованы предложения раскрывающие как тему  урока, так и тему м...

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Сложные предложения с разными видами связи (презентация к вводному уроку)

Материалы к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложные предложения с разными видами связи"...

Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)

Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)Цель данного урока: составить общее представление о понятии "односоставные предложения"....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Событийная педагогика направлена на то, чтобы учитель творчески подходил к урокам. Организовать урок-событие всегда нелегко: нужно обдумать всё до мельчайших деталей. Но результат всегда налицо: учени...

Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)

В данном материале рассматривается теоретическая  и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...