Методическая разработка "Сложносочиненное предложение. Вводный урок."
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Урок "Сложноподчиненное предложение. Вводный урок." вводит учащихся в раздел "Сложноподчиненное предложение". Здесь даны основные понятия темы, средства связи частей СПП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А. Сорока
Урок русского языка в 9 классе
«Понятие о сложноподчиненном предложении»
с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского АО – Югры
2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Н.А. Сорока
Урок русского языка в 9 классе
«Понятие о сложноподчиненном предложении»
с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского АО – Югры
2021
Автор-составитель Сорока Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Саранпаульская СОШ»
Сорока Н.А. Урок русского языка в 9 классе «Понятие о сложноподчиненном предложении»: методическая разработка – Саранпауль: МБОУ «Саранпаульская СОШ» - 2021.- 12 с.
Данная методическая разработка посвящена изучению темы «Понятие о сложноподчиненном предложении» в 9 классе.
В разработке приведены методы и формы изучения данной темы, последовательность действий учителя, виды работы учащихся, формы первичного контроля. Разработка представляет собой поурочный план по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении» и будет полезна преподавателям русского языка общеобразовательных школ.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 5
Основная часть.
- Цели урока
- План-конспект урока русского языка «Понятие о сложноподчиненном предложении»………………………………………………………. 5 – 11
Заключение
- Выводы ………………………………………………………… 11
- Литература ……………………………………………………..…… 11
- Приложения ………………………………………………………… 11 – 12
Введение.
Наша речь состоит из разных видов единиц. Наряду с другими единицами, сложные, в том числе и сложноподчиненные предложения, способствуют тому, чтобы речь стала разнообразной и привлекательной.
С темой «Сложноподчиненные предложения» учащиеся 9 класса встречаются впервые. Поэтому важно правильно сформировать умение распознавать их. Структура сложноподчиненных отличается от структуры сложносочиненных, с которыми учащиеся уже знакомы, и требует больше умений. Например, таких как: определять границы простых предложений в составе сложноподчиненного, средства связи между ними, определять виды придаточных в составе СПП, правильно расставлять знаки препинания и т.д. Цель данной разработки – определение форм и методов обучения при знакомстве с новой темой, описание видов деятельности учителя и учащихся, определение примерного языкового материала для заданий урока (материал примерный, может быть изменен учителем).
Основная часть.
Урок русского языка в 9 классе «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Цели:
- сформировать понятие о сложноподчиненном предложении;
- дать определение понятия «сложноподчиненное предложение»;
- познакомить учащихся со структурой СПП;
- формировать у учащихся навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения;
- уметь правильно писать и объяснить орфограммы;
- воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка для 9 класса (авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А Чешко, Н.А. Николина и др. - М.: Просвещение , 2019), раздаточный материал.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения данной темы в курсе «Русский язык» является сформированность следующих умений:
∙ распознавание сложноподчиненных предложений в тексте;
∙ умение отличать СПП от других видов СП;
∙ умение расставлять знаки препинания в СП;
∙ умение составлять схемы СПП.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
№ п/п | Этапы занятия | Содержание этапа урока, приемы обучения и контроля | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Обращение к смыслу пословицы «Грамоте учиться – всегда пригодится» | Мобилизует учащихся. | ||
Актуализация темы | Обращение к названию урока. Что такое подчинение, подчинительная связь? | Побуждает учащихся к деловым взаимоотношениям, к активной работе. | По названию темы формулируют цель урока. | |
Контроль исходного уровня умений / знаний (с указанием тем контроля) | Работа с текстом о книге (Приложение 1). Задание: Прочитать текст, выделить грамматические основы предложений, определить вид каждого предложения (простое, ССП ил СПП). | Контролирует правильность ответов | Читают с соблюдением интонации | |
Первичное открытие новых знаний / освоение умений | Изучение нового материала по учебнику , §9, стр 53-54 и объяснения учителя | Составляют схемы СПП, записывают в справочник/в тетрадь:
| ||
Первичное закрепление умений, знаний (работа по образцу, алгоритму, эталону) | 1 Работа с предложениями (Приложение 2). Задание: Записать предложения, расставить знаки препинания, выделить грамматические основы, определить средство связи. Определить главное и придаточное предложения. Поставить вопрос к придаточному. Читать с соблюдением интонации. Предложения распечатаны или выведены на экран. | 1 Работают письменно в тетрадях. Выделяют грамматические основы, указывают главное и придаточное предложения в составе СПП, подчеркивают орфограммы в словах. | ||
Подготовка к ОГЭ | Анализ 1 варианта задания 3 (выведен на экран). (Приложение 3). В каком случае запятая ставится между частями СПП? | Контролирует ответы учащихся | Читают предложения, высказывают свои предположения, дают объяснения постановки знаков препинания. Строят схему предложения. | |
Контроль полученных умений / знаний |
|
| ||
Подведение итогов занятия | Учащиеся самостоятельно делают вывод о месте придаточных в СПП, средствах связи простых предложений в СПП. Ответы на вопросы: Что такое СПП? Из каких частей состоит СПП? С помощью чего связываются части СПП? Расскажите о месте придаточных в СПП. Чем отличаются союзы от союзных слов? Приведите примеры. | Отвечают на вопросы, оценивают ответы товарищей, дополняют. | ||
Рефлексия | Дают развернутый ответ на вопрос: «Чем отличаются СПП от ССП?» | |||
Домашнее задание |
|
Заключение.
В ходе проведения данного урока в основном используются следующие методы: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Основными видом деятельности учащихся на данном уроке являются: решение частных задач, активное взаимодействие между собой, формулировка выводов по новой теме, иллюстрация знаний с помощью схем. Использование данного (примерного) языкового материала позволит наглядно усвоить тему, закрепить и применить знания на практике (анализ задания 3 ОГЭ).
Литература :
- Н.В. Егорова. Поурочные планы. Русский язык. 9 класс. – М., Просвещение, 2016.
- Учебник русского языка для 9 класса (авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А Чешко, Н.А. Николина и др.) - М.: Просвещение , 2019
- https://urok.1sept.ru/статьи/617911/
- https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-slozhnopodchinyonnie-predlozheniya-klass-3278260.html
Приложение 1.
Прочитайте текст Л. Леонова (текст распечатан каждому ученику и выведен на экран). Определите вид каждого предложения:
1)простое;
2)сложносочиненное;
3)сложноподчиненное.
1.Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.
2.Книга - это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. 3.Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.
4.Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля. 5.Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества и, следовательно, наметка его завтрашних маршрутов.
6.Без нее человек сразу бы стал затерявшимся путником в огромной безвестной ночной пустыне.
7.Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины.
8.Книга - самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ, который не отвернется от нас в минуты бедствия или невзгоды.
9.Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях , и только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
10.Любите книгу и храните ее выше всякого другого достояния.
Приложение 2.
Записать предложения, расставить знаки препинания, выделить грамматические основы, определить средство связи. Определить главное и придаточное предложение. Поставить вопрос к придаточному. Читать с соблюдением нужной интонации.
- Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание.
- Никто не знал того как он спасся.
- Письмо что ты мне написала меня ничуть не испугало.
- Мы смотрели с живым интересом как они упражнялись в игре в хоккей.
- Мелкие листья ярко блестели словно кто их вымыл и лак на них навел.
- Сердце мое заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате.
- Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком.
Приложение 3.
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.
Приложение 4.
Отвечая на вопросы в скобках, составьте по 2 придаточных к данным главным, чтоб получились СПП:
1)Я вышел из лесу и направился к деревне, (когда?, какой?).
2)Старик решил послать сыну телеграмму, (с какой целью?, почему?)
3)Мальчик вспомнил о друзьях, (когда?, почему?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчинённое предложение. Вводный урок.
Данная презентация создана к вводному уроку по теме "Сложноподчинённое предложение" Лексическая тема урока:музыка. Поэтому в слайдах использованы предложения раскрывающие как тему урока, так и тему м...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.
познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...
Сложные предложения с разными видами связи (презентация к вводному уроку)
Материалы к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложные предложения с разными видами связи"...
Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)
Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)Цель данного урока: составить общее представление о понятии "односоставные предложения"....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Событийная педагогика направлена на то, чтобы учитель творчески подходил к урокам. Организовать урок-событие всегда нелегко: нужно обдумать всё до мельчайших деталей. Но результат всегда налицо: учени...
Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)
В данном материале рассматривается теоретическая и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...