Урок русского языка в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Ляпнева Оксана Алексеевна

Цели урока: 1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое. 2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое. 3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности. Тип урока: комбинированный Оформление: использование мультимедиа Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe_8_kl_.docx140.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

Цели урока:

 1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.  Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3.  Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

ХОД УРОКА.

  1.  Организационный момент.

  Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых.  Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.

     II.  Повторение сведений о главных членах предложения.

  1.  - Ребята, восстановите определения:

… и … - это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

  1. Повторение признаков простого глагольного сказуемого:

- Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое?        (слайд)

(выражается глаголом в одном из наклонений,  т.е. состоит из одного глагола)

Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)

     Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\1436696045_stihi-esenina-pro-osen.jpeg      (слайд)

- Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.

- Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?

III.  Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.

- Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?

- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ  СКАЗУЕМОЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ                                       НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

  ГЛАГОЛ                                                              ФОРМА       ГЛАГОЛА

грамматическое значение                                         лексическое значение

(наклонение, время, лицо,

число, в форме пр. вр.- род)

- Сравните предложения:

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение.  – Он начал писать сочинение.

- Чем отличаются сказуемые?

- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

Обобщение.

- Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

- Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

- Какую роль играет вспомогательный глагол?

- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

(слайд)

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

желать

мечтать

хотеть

стараться

любить

(слайд)

IV . Физминутка.  Разминка для глаз и кисти рук.

V. Работа по учебнику.

Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.

Упражнение 104 (работа у доски).

Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека.   Я обязан встретить этого человека.  Я готов встретить этого человека.  Я согласен встретить этого человека.  Я должен встретить этого человека.

VI. Тестовые задания.

1.  Отметьте  предложение с составным глагольным сказуемым.

      а)  Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б)  Я стал слабеть здоровьем.

в)  Мой брат – студент.

г)  В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

         А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

         Б) Он казался образованным человеком.

         В) В путешествии мы узнали много интересного.

         Г) Мы предложили ему поиграть с нами.

VII. Домашнее задание.

Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс

Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...

Урок русского языка в 8 классе "Сказуемое"

Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику М.М.Разумовской по теме "Сказуемое"...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....

Урок русского языка "Составное глагольное сказуемое"

В основу урока положено знакомство со способами выражения составного глагольного сказуемого....

Презентации к уроку русского языка в 8 классе.Составное глагольное сказуемое. Инверсия.

Презентация "Составное глагольное сказуемое" содержит  лаконичные формулы   способов  выражения СГС. Кроме этого, в презентации приведены  примеры на каждый способ в...