Урок русского языка в 8 классе "Сказуемое"
план-конспект урока (8 класс)

Дубровная Светлана Анатольевна

Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику М.М.Разумовской по теме "Сказуемое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazuemoe.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 3»

Урок русского языка в 8 классе

«Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»

                                                     

                                                                                           Дубровная С.А.,

                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                              МКОУ «ГСОШ №3»

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Цели: закрепить знания учащихся о сказуемом и его видах; учить находить и характеризовать сказуемое в предложении; учить согласовывать подлежащее и сказуемое,

учить определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого;

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд 2.Лото

Что является грамматической основой предложений?

1. Трое из одноклассников победили в конкурсе.

а) трое победили;

б) трое из одноклассников победили.

2. Отец с сыном пошёл на футбол.

а) отец с сыном пошёл;

б) отец пошёл.

3. Быть образованным престижно.

а) быть образованным престижно;

б) быть престижно.

4. Я взял книгу, которая стояла на полке.

а) стояла;

б) которая стояла.

     2.   Подготовка к изучению нового материала: постановка проблемной задачи. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 3

Учитель:  Что мы видим на фотографии? (На ней спелая клубника)

Запишем предложения.

1. Уже поспела клубника.

2. Уже начала поспевать клубника.

3. Клубника уже стала спелой.

Подчеркните грамматические основы (поспела клубника, начала поспевать клубника, клубника стала спелой).

Учитель: Чем отличаются сказуемые в этих предложениях? (Выслушать ответы учащихся) Сегодня мы с вами познакомимся с типами сказуемых, узнаем, чем они отличаются, в чём особенность простого глагольного сказуемого и чем оно может быть выражено.

  1. Изучение нового материала.

1.Решение проблемной задачи.

Учитель: В каком слове выражено лексическое и грамматическое значение сказуемого в каждом предложении?

Слайд 4  

Ученики: В первом предложении лексическое и грамматическое значение выражено одним словом, во втором – лексическое значение выражено словом «поспевать» (н.ф. глагола); грамматическое значение и добавочное лексическое значение – словом «начала» (глагол); в третьем – лексическое значение выражено словом «спелой» (имя прилагательное), грамматическое значение и добавочное лексическое значение – словом «стала» (глагол).

2.Знакомство с типами сказуемого с помощью вопросов.

Учитель:  На какие 2 группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?

Слайд 5

Ученики: Простые и составные – по количеству слов, входящих в состав сказуемого.

Слайд 6

Учитель:  Чем отличаются сказуемые 2 группы (составные)? Какое из них можно назвать глагольным, а какое именным? Почему?

Слайды 7 – 8

Ученики: Во 2 предложении сказуемое выражено двумя глаголами, а в третьем предложении – глаголом и именем прилагательным.

Слайды 9 – 10

 Учитель:  Прочитайте п.10, запишите в словарик типы сказуемого.

 

3.Материал для наблюдения.

П.10 на стр.36-37 учебника (попутное повторение морфологических признаков глагола).

Учитель:  Рассмотрите примеры.

Слайд11

      1.   Белый пар по лугам расстилается.

  1. Белый пар по лугам расстилался.
  2. Белый пар по лугам будет расстилаться.
  3. Белый пар по лугам расстилайся.
  4. Белый пар по лугам расстилался бы.

Учитель: Задание по группам (5 групп): выполните морфологический разбор глагола (переход по ссылкам на 12-13 слайды – повторяем признаки глагола, для появления подсказки нужно нажать на признак; для удаления  - на текст). Чем выражается сказуемое в данных предложениях?

Слайд 14

Ученики: В 1-3 предложениях сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении (реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле); в 4 предложении глагол в форме повелительного наклонения; в 5 предложении – условного.

4.Простое глагольное сказуемое.

Учитель: Прочитайте определение простого глагольного сказуемого (п.10, стр.38). Докажите, что сказуемое в 3 предложении – простое глагольное. («Будет расстилаться» - будущее сложное время, это одна глагольная словоформа)

5.Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим.

Слайд 15

Устная работа по таблице упражнения 57, вывод учащихся.

4. Физминутка

Слайды 16 - 17

Учитель: Повторим слитное и раздельное написание «НЕ» с различными частями речи (переход по гиперссылке на 18 слайд)

Если слово пишется слитно, поднимаем руки, потянувшись вверх; если раздельно – приседаем, вытянув руки вперёд.

Слайд 18

Не пришёл; невысокий; недоумевал; не высокий, а низкий; некрашеный пол; недописанное письмо; письмо не дописано; неправда; не правда, а ложь; неширокая, но глубокая река; ничуть не интересно; не закрывая учебник; не закрытая учеником тетрадь; некому; не от кого.

5.Закрепление изученного материала.

Слайд 19

 Учитель: Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните простое глагольное сказуемое. В чём особенность существительных, которыми выражены подлежащие? Укажите, в чём проявляется связь подлежащего и сказуемого.

1.Эт.. плакса ревел.. целый день (о мальчике, о девочке). 2.Эт.. неряха испортил.. костюм (о мальчике, о девочке). 3.Авторитетн.. жюри возглавляет известн.. кутюрье. 4. Праздничн.. шоу имел.. большой успех. 5. На предприятии работал.. ГНИ (Государственная налоговая инспекция). 6. ЦБР (Центральный банк России) принял.. важное решение.

Ученики: Плакса, неряха – существительные общего рода, поэтому, говоря о мальчике, следует написать: «этот плакса (неряха) ревел (испортил)»; а о девочке: «эта плакса (неряха) ревела (испортила)».

Жюри, шоу – несклоняемые существительные среднего рода, кутюрье – обычно в мужском роде: «авторитетное жюри возглавляет известный кутюрье», «праздничное шоу имело большой успех». Род сложносокращённых слов определяем по опорному слову, поэтому «ГНИ работала», «ЦБР принял решение».

2.Словарная работа

Слайды20 – 21

Кутюрье, неизм.; м. Специалист (обычно высококвалифицированный и авторитетный, разрабатывающий авторские модели одежды, определяющий стиль в моде.

Шоу, неизм.; ср. 1.Зрелище, представление.   Эстрадно-развлекательное шоу. Традиционное шоу. Участники праздничного шоу. Телевизионное шоу.

2. Неодобр. О чём-либо, рассчитанном на дешёвый внешний эффект, на восторженную реакцию широкой публики.   Политическое шоу. Предвыборное шоу.

 

Слайд 22

  1. Моя сестра пошла в магазин, а я буду рисовать.
  2. Слава весь год бил баклуши и не сдал экзамен.
  3. Артём взял быка за рога и победил в этом матче.
  4. Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу. (И.А.Крылов)
  5. Мой брат учится в институте, я тоже собираюсь туда поступать.

Учитель: Записать предложения под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу, указать способ выражения простого глагольного сказуемого.

Обращаем особое внимание на следующие простые глагольные сказуемые: «буду рисовать» - будущее сложное время; «бил баклуши» и «взял быка за рога» - фразеологизмы; «толк» - глагольное междометие (сравнить – толкнула). Во второй грамматической основе пятого предложения составное глагольное сказуемое: «собираюсь поступать» (глагол + н.ф. глагола).

  1. Домашнее задание

Слайд 23

П.10, упр.64

7.Итоги урока. Оценки. 

Слайды  25 -26

Учитель: С какими типами сказуемых вы сегодня познакомились? Чем могут быть выражены простые глагольные сказуемые?

8.Рефлексия 

Слайды  27 -28

Учитель: Оцените эмоциональное состояние и успешность на уроке, используя сказуемые разных типов:

  1. простое глагольное сказуемое (узнал, запомнил, заинтересовался, не понял…);
  2. составное глагольное сказуемое ( начал разбираться, смог усвоить, должен был понять…);
  3. составное именное сказуемое (было интересно, стало понятным, показалось простым, оказалось трудным…)

Использованные ресурсы

1.Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. Москва, Дрофа, 2012

2.Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – http://www.gramota.ru/slovari/

3.http://moikompas.ru/img/compass/81777805.ipg – клубника

4.http:www.salons.su/4143.ipg -  кутюрье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...