Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Цели: 1) Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения. 2) Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях. 3) Развивать умения, применяя полученные знания на практике. 4) Развивать навыки работы по тестам 5) Развивать речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_chleny_predlozheniya_8_kl.docx | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе.
Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.
Цели:
- Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
- Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
- Развивать умения, применяя полученные знания на практике.
- Развивать навыки работы по тестам
- Развивать речь учащихся.
Ход урока
Ⅰ. Орг. момент.
Проверяем глазами готовность к уроку, на столе лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.
Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать то, что изучали на предыдущих уроках .
Ⅱ. Словарная работа.
Сначала выполняем орфографическую разминку. Перед вами слова, в которых на месте пропуска нужно вставить букву и определить, какому правилу подчиняются эти слова.
Раз_езд, об_ём, в_ётся, б_ются, ш_ют, п_ют, раз_единить, пред_юбилейный.
- Давайте, вспомним, что такое орфограмма? (Это трудное место в слове, где можно ошибиться. Чтобы не ошибиться, нужно применить правило)
- Скажите, какое правило можно применить ко всем этим правилам? (Правописание разделительного ъ и ь знаков)
- Когда пишется в словах мягкий разделительный знак, когда в словах пишется твёрдый разделительный знак?
Молодцы, вы хорошо, без ошибок справились с орфографической разминкой, а теперь займёмся синтаксической пятиминуткой.
Ⅲ. Синтаксическая пятиминутка.
Запишите предложение.
В н_ч_ном небе загорелись бл_стящие звёздоч_ки.
- Объясните орфограммы в словах.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Скажите, чем выражены главные члены предложения.
Ⅳ. Объявление темы урока
-Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”.
Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальное школы, ввёл М.В. Ломоносов.
Подлежащее - значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое - называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из словосочетаний)
- Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Для этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний).
- Итак, сколько словосочетаний в данном предложении? (3)
- Назовите их. (Блестящие звёздочки, загорелись на небе, в ночном небе)
Ⅴ. Работа по теме урока.
- А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.
Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим?
Итак, задание
Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.
- Солнце светит всем.
- Мы никогда не ссоримся.
- Двенадцать делится на шесть.
- Взрослые иногда не понимают детей.
- Вошедший привлёк всеобщее внимание.
- Курить - здоровью вредить.
- Очевидно не значит верно.
- Вдали послышалось ку-ку.
- Прошло несколько дней
Проверяем:
- Солнце - существительное.
- Мы - местоимение.
- Двенадцать - числительное.
- Взрослые - прилагательные.
- Вошедший - причастие.
- Курить - неопределённая форма глагола.
- Очевидно - наречие.
- Ку-ку - междометие.
- Несколько дней - словосочетание.
- Итак, какой вывод делаем:
В роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие.
- А теперь следующее задание.
Найдите верное утверждение:
- В предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;
- Подлежащее может выражаться только существительными и местоимениями;
- Подлежащее может выражаться всеми частями речи;
- Между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире;
- Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием.
- Правильный ответ - 2.
- Переходим к следующему заданию. Это занимательная лингвистика.
- Найдите четвёртое “лишнее”.
- В клетке соловей перестал петь.
- Оксана любит рисовать.
- Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
- Мы будем рады видеть вас у себя.
- Проверяем. (Третье предложение “лишнее”. В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени)
- Давайте вспомним, чем отличается простое глагольное сказуемое от составного. А поможет нам в этом таблица.
Составное глагольное сказуемое.
(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова: глагола или краткого прилагательного, которые выражают значение начала, конца, продолжительности действия, его желаемости или возможности и неопределённой формы глагола, который выражает лексическое значение).
- А теперь найдите предложение, где есть составное глагольное сказуемое.
- Второклассники будут изучать английский язык.
- Он пустился бежать наперегонки.
- Путь был нелёгким.
- Она вам расскажет правду.
(правильный ответ под цифрой 2)
Следующее задание. Запишите предложение, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.
- Реки рвут на себе ледяные оковы.
- Это был её новый костюм.
- Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
- Вечером мы будем заливать каток.
- Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
- Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
- Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
- Я намерен был ехать сегодня же.
- Варя была с заплаканными глазами.
Ответ (сказуемое выделено жирным шрифтом):
- Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)
- Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое)
- Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)
- Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)
- Облако представлялось то косолапым медведем, то гривастым львом. (Составное именное сказуемое)
- Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое)
- Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)
- Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое)
- Следующее задание. Найдите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире.
- Жить народу служить.
- Сердце не камень.
- Жизнь прожить не поле перейти.
- Азбука к мудрости ступенька.
(Тире нужно поставить в 1 и 4 предложении).
- Молодец, приступаем к следующему заданию. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражено словосочетанием.
- Глупый осудит, умный рассудит.
- И тридцать витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных.
- От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
- Звёзды этой нескончаемой ночи стали блекнуть и исчезать.
(Правильный ответ - тринадцать витязей во втором предложении)
- Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.
- Рябина красавица наших лесов.
- Дважды два четыре.
- Мороженное вот моё любимое лакомство.
- Курить здоровью вредить.
- Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
- Она девушка с характером.
- Бедность не порок.
(Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях).
Итог урока.
- Что повторяли сегодня на уроке? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое).
- Какие виды сказуемого вы знаете? (Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).
Д/З: Тест 17 Е.М.Сергеева Учебно-методический комплект “Тест по русскому языку 8 кл.”. к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык 8 класс” издательства Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Главные члены предложения»
Цели урока: дать понятие подлежащего и сказуемого как главных членов предложения; сформировать умение находить грамматическую основу предложения....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения"
На уроке уч-ся ведут "Бортовой журнал", в котором отмечают то, что они уже знают по теме "Главные члены предложения", и новую информацию. Цель урока: Создать условия для формирования лингвистической и...
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".
Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения. Подлежащее"
Урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Средства связи однородных членов предложения"
Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид урока: урок-исследование, форма проведения: заочная экскурсия.Цель урока: - познакомить обучающихся с различными способами связи однородных членов предложения...