Инновационный проект "Диалог культур"
материал по русскому языку
В стремительном XXI веке нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное поколение, поэтому современное образование ставит перед школой задачу: формировать духовно богатую личность, человека, любящего свой народ, свою культуру, язык. Как сказано в ФГОС, «выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции». Именно такое поколение может стать гарантом стабильной жизни в настоящем и залогом плодотворного развития государства в будущем. Большие возможности в привитии чувства любви к языку, в осмыслении общечеловеческих ценностей, в воспитании личности с высоким чувством патриотизма, в формировании уважительного отношения к другим культурам заложены в языке.
Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для многонационального Татарстана. В формировании национальной идентичности значительную роль занимает родной язык. ФГОС нового поколения разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ, направлены на обеспечение сохранения и развития культурного многообразия и языкового наследия многонационального народа России. В связи с этим программа внеурочной деятельности «Диалог культур» предусматривает приобщение учащихся к культурным ценностям татарского, русского и других народов, проживающих совместно на одной территории в течение нескольких веков; к национальным ценностям российского общества; общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Диалог культур" | 82.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект внеурочной деятельности
«Диалог культур»
для 5-9 классов
Автор проекта:
Ахметзянова Э.М.,
учитель русского языка и
литературы 1 квалификационной категории
2021
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………
1.1. Актуальность проекта………………………………………………
1.2. Идеи проекта………………………………………………………….
1.3. Цель и задачи………………………………………………………
1.4. Основные направления деятельности в рамках проекта……………………………………………………………………
2. Методический паспорт проекта «Диалог культур»………………
2.1. Характеристика по типологическим признакам…………………
2.2. Планируемые результаты………………………………………
2.3 Перспектива развития………………………………………………
2.4. Принципы реализации проекта…………………………………
2.5. Мотивация к участию в проекте……………………………………
2.6 Учет возрастных и психологических особенностей………………
2.7. Общая характеристика проекта ……………………………………
3. Основное содержание проекта и мероприятия по его реализации…………………………………………………………………
4. Этапы реализации проекта по годам…………………………………
5. Заключение……………………………………………………………..
6. Материально- техническое обеспечение проекта……………………
1. Пояснительная записка
1.1.Актуальность проекта
В стремительном XXI веке нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное поколение, поэтому современное образование ставит перед школой задачу: формировать духовно богатую личность, человека, любящего свой народ, свою культуру, язык. Как сказано в ФГОС, «выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции». Именно такое поколение может стать гарантом стабильной жизни в настоящем и залогом плодотворного развития государства в будущем. Большие возможности в привитии чувства любви к языку, в осмыслении общечеловеческих ценностей, в воспитании личности с высоким чувством патриотизма, в формировании уважительного отношения к другим культурам заложены в языке.
Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для многонационального Татарстана. В формировании национальной идентичности значительную роль занимает родной язык. ФГОС нового поколения разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ, направлены на обеспечение сохранения и развития культурного многообразия и языкового наследия многонационального народа России. Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране. В связи с этим программа внеурочной деятельности «Диалог культур» предусматривает приобщение учащихся к культурным ценностям татарского, русского и других народов, проживающих совместно на одной территории в течение нескольких веков; к национальным ценностям российского общества; общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданственности.
Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве, подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где один из родителей или даже оба не являются одной национальности, но с детства воспитывались в речевой среде, где принято говорить на родном языке, именно родную речь постоянно слышит, воспринимает и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не только учится говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир, думает. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит сказки, материнские колыбельные песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Часто говорим, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого. Любую нацию всегда представляют дети. Когда национальная культура умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть.
Эти строки из стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова как нельзя лучше говорят о том, что если исчезнет родной язык, то это станет настоящей трагедией, ибо вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа, а значит, и сам этот народ.
О нации судят по его культуре, по всему, что сделано, написано, построено, изобретено. Поэтому важно воспитать детей на основе преданий, песен и языка, легенд и старины. Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно любить ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не исчезнем в историческом небытии.
Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на протяжении веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые им. К сожалению, за последние годы существенно деформировались языковые процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно – на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит к отказу молодого поколения от родных духовных корней. Это нередко ведет к пренебрежительному отношению к национальной культуре, традициям, славному прошлому народа. А для этого мы, учителя, должны работать творчески и опираться на новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия, беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города, которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого. Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом уже донести до ребёнка.
]Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям. Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей. Именно в семье на родном языке зарождается интерес и любовь к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего народа.
Да, 21 век – век скоростей, век высоких технологий, бурно развивающихся событий. И на фоне новых открытий, на фоне технического прогресса на второй план отодвигается человек и человеческие отношения.
И все-таки люди, все прогрессивное человечество понимает, что если
не воспитывать в людях взаимопонимание и сотрудничество, терпимость друг к другу и милосердие, не возрождать культуру общения между народами мира, то сам этот мир в один миг может взорваться, и тогда не поможет ни технический прогресс, ни высокие технологии.
Мы живем в уникальном селе Высокая Гора с населением 18 тысяч человек. Оно уникально своим количеством и составом населения. Более ста национальностей проживает на территории нашего села. Все народности живут в мире и согласии. В тесном содружестве проживают, работают и учатся русские, татары, чуваши, марийцы, армяне, грузины, украинцы, азербайжанцы, таджики, узбеки, молдаване, коми и др. Школа становится одним из культурных центров.
Среди разнообразных форм работы, призванных содействовать духовно-нравственному воспитанию, формированию подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать с другими, быть открытыми для культурных связей, понимающей и принимающей ценности здорового образа жизни, ведущее место занимает внеурочная проектно-исследовательская деятельность. Примером успешной формы активного взаимодействия педагогов и учащихся МБОУ «Высокогорская СОШ № 4 имени Г.Баруди» является информационно-исследовательский проект «Диалог культур», который призван решать комплекс образовательно-воспитательных задач.
Опрос учащихся и родителей выявил следующие проблемы:
- слабое владение русским языком вновь прибывших учащихся;
- резкая смена места проживания и проблема адаптации вновь прибывших детей;
- низкий уровень знаний истории этнических народов, проживающих в нашем селе,
- низкая мотивация к изучению культуры и традиций народов, проживающих в нашем селе,
- недостаточное выделение часов в образовательном учреждении на
предметы, направленные на изучение языка, литературы, истории, искусства, культуры других народов.
Данные противоречия и определили выбор темы: «Диалог культур». Разработка данной темы обусловлена стремлением найти пути разрешения возникших противоречий и потребностью практики. Предлагаемый проект поможет молодому поколению понять и осмыслить жизнь наших народов и укрепит атмосферу межнациональных отношений.
1.2. Идеи проекта
При выборе темы и содержания проекта мы исходили из того, что Татарстан в общероссийском культурном пространстве является полиэтническим, многоконфессиональным, поликультурным регионом, на территории которого проживают представители различных языковых групп, этнических сообществ. В республике в мире и согласии проживают представители более 100 национальностей. Это организованное пространство представляет собой определенную культурную значимость, которая отличает территорию Татарстан от других регионов.
1.3. Цель и задачи проекта
В основе данного проекта лежит гуманистическая воспитательная технология. Ценностная значимость проекта проявляется в следующих приоритетах:
• готовить детей к жизни во взаимосвязанном, взаимозависимом и одновременно противоречивом мире;
• воспитывать уважение к разнообразию культур;
• создавать атмосферу сотрудничества между людьми разных национальностей, взрослыми и детьми, учителями и учениками, юными и пожилыми;
• учить школьников мыслить масштабно, всегда делать выбор в пользу сотрудничества и мира.
Реализация этих приоритетов лежит в основе следующих целей:
- воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических национально-культурных традиций.
- сформировать черты гражданственности, нравственного поведения, общей культуры, патриотических чувств;
-сохранить культурное наследие предков;
- обеспечить духовно - нравственное и психологическое благополучие школьников;
- сформировать у школьников интерес к культуре и истории родного края; познакомить с историко-культурным наследием;
- воспитать патриотические чувства, сформировать патриотическое сознание обучающихся, пробудить интерес и бережное отношение к историческим и культурным ценностям, воспитать любовь к природе родной земли ;
- освоение практического опыта исследовательской и проектной деятельности, форм поиска, обработки и анализа информации;
- сформировать способы деятельности информационного самообеспечения во внеурочной деятельности,
- вовлечь учащихся в творческую деятельность историко-познавательного направления.
Задачи проекта:
- сопровождать школьников в определении собственной позиции в многообразии общественных и мировоззренческих точек зрения, эстетических и культур предпочтений;
- мотивировать школьников к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран на основе взаимного интереса и уважения, «золотого правила нравственности»;
-сформировать межкультурную коммуникабельность.
-приобщить детей к культуре разных народов.
-сформировать у детей способности принятия разных культур.
-воспитать дружеские отношения между людьми разных национальностей.
1.4. Основные направления деятельности в рамках проекта
Проект «Диалог культур» долгосрочный, рассчитан на 5 лет. Сроки его реализации: 2017 - 2022 г. Работа ведется в следующих направлениях: литературное краеведение, духовное краеведение, историческое краеведение и художественное краеведение. Также я не исключаю возможности появления других направлений, связанных, например, с экологией и т.д. В рамках деятельности по историческому и литературному краеведению участники ведут научно-исследовательскую работу, занимаются фотосъемкой, описанием событий, интервьюированием их участников и очевидцев, формированием банка краеведческих данных, пополняют фонды школьного музея . Результаты деятельности учащиеся ежегодно представляют на научно-практических конференциях и форумах республиканского, межрегионального уровней.
2. Методический паспорт проекта
2.1. Характеристика по типологическим признакам
По доминирующему виду деятельности: информационно-исследовательский.
По предметно-содержательной области: межпредметный (затрагивает такие предметные области, как «Русский язык», «Татарский язык», «Родная литература», «Литература», «История», «История Татарстана», «Изобразительное искусство », «Музыка», «География»).
Количество участников: 25-35 чел. (ученики одного класса)
По продолжительности: долгосрочный.
Сроки реализации: 2015-2022 годы.
Класс: 5-9
Форма работы: внеурочная.
2.2.Планируемые результаты
В процессе работы над проектом учащиеся должны овладеть:
• навыками коммуникативной деятельности;
• умениями и навыками поисковой деятельности;
• навыками проектной деятельности (планирования, анализа, обобщения, презентации);
• умениями и навыками исследовательской деятельности (выдвижение гипотезы, целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, собственно проведение исследования; оформление результатов работ в соответствии с целями исследования; представление результатов).
Информационные умения:
• самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию.
Исследовательские умения:
• Генерировать идеи, выбирать лучшее решение.
Менеджерские умения
• Проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Коммуникативные умения
• Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь другим, принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло, умение выходить из конфликтной ситуации.
Оценочные умения
• Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Рефлексивные умения
• Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо учиться?»
Презентационные умения
• Выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы,
использовать различные средства наглядности.
Практическая значимость инновационного проекта заключается в том, что построенная и внедрённая концептуальная модель формирования духовно-нравственных ценностей школьника может применяться в ОУ для повышения качества знаний, уровня воспитанности, успешной адаптации и социализации учащихся, приобщение к гуманности и толерантности.
Количественные результаты:
1. В проекте в течение пяти лет примут участие 25-35 учеников.
2. Будут налажены партнерские отношения школы с научными и культурно-просветительскими учреждениями
3. Участниками будут выполнены научно-исследовательские работы, пополнены фонды школьного музея. Издан сборник лучших творческих работ учащихся. На подходе сборник исследовательских работ.
4.Организованы внеклассные мероприятия краеведческой направленности
5. Разработаны методические материалы по организации проектно-исследовательской деятельности краеведческой направленности.
Качественные результаты:
Участие в проекте позволит каждому ученику:
• осмыслить место и значение исторического прошлого и настоящего своего народа, родного края;
• приобщиться к целому ряду ценностных понятий: «Любовь к Родине», «Толерантность», «Гражданская ответственность», «Ответственность и сопричастность каждого к истории и традициям своего народа», «Здоровый образ жизни».
• сформировать научное мировоззрение;
• развить познавательные, исследовательские компетенции;
• расширить кругозор.
2.3. Перспективы развития
• развивать новые направления проектно-исследовательской деятельности.
• улучшать качество проектных и исследовательских работ учащихся;
• разнообразить виды продуктов проектной деятельности;
• увеличить количество публикаций.
2.4. Принципы реализации проекта
При разработке проекта я руководствовалась следующими принципами организации проектной деятельности:
Принцип интегративности. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него – к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип обратной связи выражается в необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию по ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.
Принцип саморазвития решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
2.5. Мотивация к участию в проекте
В основе участия учащихся в проекте «Диалог культур» лежит личный интерес к изучению истории и культуры родного края; возможность самореализации через участие в проектных и исследовательских работах.
2.6. Учет возрастных и психологических особенностей
Участниками проекта «Диалог культур» являются ученики 5-9 классов средней школы в возрасте от 11 до 16 лет, что соответствует среднему школьному возрасту.
2.7. Общая характеристика проекта
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к приобщению школьников к ценностям традиционных культур при трансформации доминирующей культуры как базы воспитания и образования за счет интеграции с иными культурными ценностями.
Актуальность данного проекта состоит в том, что поликультурное воспитание в многонациональной России пока не стало приоритетом образования и педагогики. Современные учебные заведения слабо ориентируются на диалог культур. Целевое назначение предлагаемого учебного курса состоит в том, чтобы оказать методическую поддержку педагогам школы при организации поликультурного воспитания в многонациональной социальной среде.
Основные принципы реализации данной программы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни:
Принцип межнационального соавторства нацеливает ребенка на понимание того, что Россия - многонациональная страна, ее создавали многие народы, строить новый российский Дом надо сообща.
Принцип историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающий необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения.
Принцип самоактуализации личности, основанный на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире.
Принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающий механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.
3. Основное содержание проекта программы внеурочной деятельности и мероприятия по его реализации
5 класс. Раздел 1. «Россия – Родина моя» (35часов)
Тема 1. С чего начинается Родина(8 часов)
Тема 2. Мы живем в правовом государстве(5 часа).
Тема 4. Праздники.(15 часов)
Тема 5. Никто не забыт, ничто не забыто!(4 часа)
Защита проектов (3 часа)
Основные виды учебной деятельности: беседы, наблюдения, игры (в том числе подвижные), инсценировки, разбор конкретных жизненных ситуаций, чтение, слушание, обсуждение, поиск информации (в том числе через Интернет – ресурсы), выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, организация и проведение национально – культурных праздников, просмотр анимационных фильмов, экскурсии.
6 класс. Раздел 2. «Моя Малая Родина» (35 часов)
Тема 1. Понятие «малая Родина»(15 часов)
История родного края. Родное село. Улица, на которой я живу. Достопримечательности моего села. Изучаем историю родного края.
Тема 2. Традиции, обычаи родного края.(13 часов)
Знакомство с бытом предков.
Уважительное отношение к истории и культуре родного края.
Тема 3. Человек в истории родного края.(3 часа)
Героическое прошлое малой Родины.
Защита проектов (4 часа)
Основные виды учебной деятельности: беседы, наблюдения, игры (в том числе подвижные), инсценировки, разбор конкретных жизненных ситуаций, чтение, слушание, обсуждение, поиск информации (в том числе через Интернет – ресурсы), выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, организация и проведение национально – культурных праздников, просмотр анимационных фильмов, экскурсии.
7 класс. Раздел 3. «Путешествие по России » (35 часов).
Тема 1. Народы нашей России ( 1 час)
Тема 2. Человек и семья в народной культуре. (15 часов)
Образ матери у народов мира.
Воспитание с люльки. Материнская песня нежности – колыбельная, ее смысл и звучание у разных народов. Слово о матери в народной мудрости и культурном наследии разных народов мира.
Ценность рода и семьи.
Семейные традиции, праздники.
Народная кухня. Прием гостей.
Мир рукотворных творений человека, эстетика быта, жилья, народного костюма.
Образ дома. Смена поколений, преемственность культур.
Тема 3. Кладовая мировой литературы.(5 часов)
Фольклор русского, татарского и других народов России. Сила устного народного творчества. Поучительный характер сказок.
Тема 4. Мир игры и игрушки. (4 часа)
Детский игровой фольклор: игры для разных периодов года в доме и вне дома. Национальные игры.
Детские игрушки. Общее и особенное в детских играх и игрушках разных народов мира. Самовыражение народов мира в национальных играх.
Музей игры и игрушек – сокровищницы культуры разных народов.
Тема 5. Народно-декоративное и прикладное искусство. (6 часов)
(Мир рукотворных творений)
Формы бытования и развития народного искусства в России. Народные традиционные художественные промыслы и их центры. Музеи и центры народного творчества. Фольклор и национальное изобразительное искусство: эпическое воплощение народной поэзии в творчестве русских, татарских художников. Орнамент в народном искусстве.
Защита проектов (4 часа)
Основные виды учебной деятельности: беседы, наблюдения, игры (в том числе подвижные), инсценировки, разбор конкретных жизненных ситуаций, чтение, слушание, обсуждение, поиск информации (в том числе через Интернет – ресурсы), выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, организация и проведение национально – культурных праздников, просмотр анимационных фильмов, экскурсии.
8 класс. Раздел 4. «Моя Республика » (35 часов).
Тема 1. Мы – граждане единого Отечества (7 часов) Республика Татарстан – субъект Российской Федерации. Экономика Республики Татарстан. Татары на страже государственных границ России. Путешествие за пределы своей страны. Сокровища нашей республики и их хранители. Творческое содружество.
Тема 2. Путешествие по реке времени (20 часов) Об истории наших предков. Путешествуем с археологами. По страницам летописи. Мудрый выбор. Взаимоотношения между Волжской Булгарии и Русским государством. Золотая Орда. Казанское ханство – наследник Золотой Орды. Татары на службе Отечеству. «Жизнь отдам народу своему». Участие татар в Отечественной войне 1812 года. История одной семьи. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. Золотой век татарской культуры. В поисках справедливости. Век бед и побед. Татары и татарстанцы в Великой Отечественной войне. Трудовой фронт в Татарстане. Достижения 1950 – 1970-х годов.
Тема 3. Мы строим будущее (4 часа) Современный Татарстан. Светлая душа Татарстана. Будущее Татарстана.
Защита проектов (4 часа)
Основные виды учебной деятельности: беседы, наблюдения, игры (в том числе подвижные), инсценировки, разбор конкретных жизненных ситуаций, чтение, слушание, обсуждение, поиск информации (в том числе через Интернет – ресурсы), выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, организация и проведение национально – культурных праздников, просмотр анимационных фильмов, экскурсии.
9 класс. Раздел 5. «Россия – наш общий дом» (35 часов)
Тема 1. Наша Родина – великая Россия. Страна, в которой я живу
Многонациональный российский народ. Нация. Национальность. Народ. Этнос. Народы России. Как отразилась многонациональность России в её истории. Я - гражданин России. Понятия «гражданин, гражданственность». Достойные граждане своей страны. Человек и его поведение в обществе. Мораль и правила поведения. Моральные качества настоящего человека. Человек среди людей. Доброта, совесть, честь.( 10 часов).
Тема 2. Малочисленные народы и концессии. Их концепции человека, традиции, особенности уклада жизни и семейного восприятия детей.(8 часов)
Тема 3. Отношение к другим: к культуре, памятным датам, памятникам в моей культуре и культуре моих соседей, к грамотности и образованности. Учимся слушать и слышать друг друга.(13 часов)
Защита проектов (4 часа)
Основные виды учебной деятельности: беседы, наблюдения, игры (в том числе подвижные), инсценировки, разбор конкретных жизненных ситуаций, чтение, слушание, обсуждение, поиск информации (в том числе через Интернет – ресурсы), выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, организация и проведение национально – культурных праздников, просмотр анимационных фильмов, экскурсии.
4. Календарно- тематическое планирование проекта по классам
Календарно – тематическое планирование
5 класс
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№п\п | Раздел. Тема | Кол-во часов | Прим. дата | Факт. дата | |
1 | Понятие «малая Родина» | 15 | |||
1-2 | История родного края. | 2 | |||
3-4 | Родное село – Высокая Гора. | 2 | |||
5 | Улица, на которой я живу. | 1 | |||
6-10 | Достопримечательности моего села. | 5 | |||
11-15 | Изучаем историю родного края. | 5 | |||
2 | Традиции, обычаи родного края. | 13 | |||
16 | Знакомство с бытом предков. | 1 | |||
17 | Уважительное отношение к истории и культуре родного края. | 1 | |||
18-21 | Традиции и обычаи русского народа | 4 | |||
22-25 | Традиции и обычаи татарского народа | 4 | |||
26-29 | Традиции и обычаи малых народов России | 4 | |||
30 | Человек в истории родного края. | 1 | |||
31 | Героическое прошлое малой Родины. | 2 | |||
32-35 | Защита проектных работ | 4 |
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№п\п | Раздел. Тема | Кол-во часов | Прим. дата | Факт. дата |
1 | Народы нашей России(1 час) | 1 | ||
2 | Человек и семья в народной культуре (15 часов) | 1 | ||
3 | Образ матери у народов мира. | 1 | ||
4 | Воспитание с люльки. | 1 | ||
5 | Материнская песня нежности – колыбельная, ее смысл и звучание у разных народов. Слово о матери в народной мудрости и культурном наследии разных народов мира. | 1 | ||
6 | Ценность рода и семьи. | 1 | ||
10- 12 | Семейные традиции, праздники. . | 3 | ||
13 | Народная кухня. Прием гостей. | 1 | ||
14 | Мир рукотворных творений человека, эстетика быта, жилья, народного костюма. | 1 | ||
15 | Образ дома. Смена поколений, преемственность культур. | 1 | ||
16 | Кладовая мировой литературы (5 часов). | 1 | ||
17-19 | Фольклор русского, татарского и других народов России. | 3 | ||
20 | Сила устного народного творчества. Поучительный характер сказок. | 1 | ||
21-22 | Мир игры и игрушки (4 часа). Детский игровой фольклор: игры для разных периодов года в доме и вне дома. Национальные игры. | 2 | ||
23-24 | Детские игрушки. Общее и особенное в детских играх и игрушках разных народов мира. Самовыражение народов мира в национальных играх. Музей игры и игрушек – сокровищницы культуры разных народов. | 2 | ||
26-27 | Формы бытования и развития народного искусства в России. Народные традиционные художественные промыслы и их центры. Музеи и центры народного творчества | 2 | ||
28-29 | Фольклор и национальное изобразительное искусство: эпическое воплощение народной поэзии в творчестве русских, татарских художников. | 2 | ||
30 | Орнамент в народном искусстве. | 1 | ||
31-32 | Защита проектных работ | 2 | ||
33-35 | Защита проектных работ | 3 |
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№ | Тема | кол-во часов | Прим.дата | Факт. дата |
Мы – граждане единого Отечества (7 часов) .Республика Татарстан – субъект Российской Федерации. | 1 | |||
2 | Экономика Республики Татарстан. | 1 | ||
3 | Татары на страже государственных границ России. | 1 | ||
4 | Путешествие за пределы своей страны. | 1 | ||
5 | Сокровища нашей республики и их хранители. | 1 | ||
6 | Творческое содружество. | 1 | ||
7 | Обобщение раздела «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | ||
8 | Путешествие по реке времени (20 часов) Об истории наших предков. | 1 | ||
9 | Путешествуем с археологами. | 1 | ||
10-11 | По страницам летописи. | 2 | ||
12 | Мудрый выбор. | 1 | ||
13 | Взаимоотношения между Волжской Булгарии и Русским государством. | 1 | ||
14 | Золотая Орда. | 1 | ||
15 | Казанское ханство – наследник Золотой Орды. | 1 | ||
16 | Татары на службе Отечеству. | 1 | ||
17-18 | Золотой век театра и музыки. | 2 | ||
19-22 | Золотой век татарской культуры. | 4 | ||
23 | Татары и татарстанцы в Великой Отечественной войне. | 1 | ||
24- 25 | Достижения 1950 – 1970-х годов. | 2 | ||
26-27 | Обобщение раздела «Путешествие по реке времени» | 2 | ||
28 | Мы строим будущее (4 часа) Современный Татарстан. | 1 | ||
29 | Светлая душа Татарстана. | 1 | ||
30 | Будущее Татарстана. | 1 | ||
31 | Обобщение раздела «Мы строим будущее». | 1 | ||
Защита проектов (4 часа) | ||||
32-33 | Защита проектов. | 2 | ||
34-35 | Защита проектов. | 2 |
Календарно – тематическое планирование
9 класс
№ | Тема | кол-во часов | Прим. дата | Факт. дата |
1 | Наша Родина – великая Россия. (10 часов). Страна, в которой я живу. | 1 | ||
2 | Многонациональный российский народ. Нация. Национальность. | 1 | ||
3 | Народ. Этнос. Народы России. | 1 | ||
4 | Как отразилась многонациональность России в её истории. | 1 | ||
5 | Я - гражданин России. Понятия «гражданин, гражданственность». | 1 | ||
6-7 | Достойные граждане своей страны | 1 | ||
8 | Человек и его поведение в обществе. | 1 | ||
9 | Мораль и правила поведения. Моральные качества настоящего человека | 1 | ||
10 | Человек среди людей. Доброта, совесть, честь. | 1 | ||
Малочисленные народы и концессии. (13 часов) | ||||
11-14 | Малочисленные народы и концессии. | 4 | ||
15- 18 | Их концепции человека, традиции, особенности уклада жизни и семейного восприятия детей. | 4 | ||
19 | Отношение к другим: к культуре | 1 | ||
20 | Отношение к памятным датам | 1 | ||
21 | Отношение к памятникам в моей культуре | 1 | ||
22 | Отношение к культуре моих соседей | 1 | ||
23 | Отношение к грамотности и образованности. | 1 | ||
24 | Учимся слушать и слышать друг друга.( 7 часов) | 1 | ||
25 | Национальное сознание. Историческая память. | 1 | ||
26 | Многокультурный мир- многонациональное Российское государство- поликультурное российское общество. | 1 | ||
27 | Многообразие и диалог культур как черта современного мира. | 1 | ||
28 | Проблемы межличностных, межэтнических и межкультурных контактов в современном мире. | 1 | ||
29-30 | Диалог культур как способ жизни и общения. | 2 | ||
Защита проектов (4 часа) | 1 | |||
31-32 | Защита проектов. | 2 | ||
33-34 | Защита проектов. | 2 |
- Заключение
Основная задача современной школы - освоение лучших культурно - исторических и национальных традиций. Возрождение этих традиций в содержании воспитательной деятельности дает возможность целостного представления сокровищах, закладывает оптимальный объем воспитывающих факторов для развития личности, для гражданина страны, создает наиболее благоприятные условия для формирования самостоятельной, свободной, высоконравственной личности на основе народной педагогики, традиционной культуры национальной самобытности. Говоря о нравственном воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея сил и средств. То, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд, манкуртов, не знающих своих корней - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества!
Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни, то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего.
Родной язык - это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.
Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа. Итак, обязанность каждого из нас - знать и беречь родной язык, для человека, который не понимает значения родного языка, умолкает песня, легенда, перед ним закрывает дверь искусство родного слова. Человека, который не является носителем культурно - духовных достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил, уважения к нему не будет.
От знания и владения родным языком мы ничего не потеряем, наоборот, приобретаем . Ведь необходимо понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. Итак, родной язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое, прошлые и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык - исчезнет и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык. Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.
Успешно реализованный проект «Диалог культур» способствует решению целого ряда задач:
Во-первых, участие в разнообразных видах национально-ориентированной проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника;
Во-вторых, взаимодействие со сверстниками , жителями села и учителями во время работы над проектом способствует социализации ребенка.
В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы.
В результате работы над данным проектом школьники овладеют системой проектировочных умений и приобретут новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других. Актуальность проекта определяется тем, что в современных педагогических теориях всё большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы и внеклассные занятия, связанные с гуманитарной областью знаний.
Таким образом, значение проекта «Диалог культур» видится нам огромным. Ценность его состоит и в том, что это системная, долгосрочная, результативная работа.
6. Материально- техническое обеспечение проекта
- методическая литература для учителя (книги для учителя и методические комплексы по культурологии, мировой художественной культуре, литературе);
- произведения мировой детской художественной литературы, устного народного творчества, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (культуроведческие, исторические, религиозные, философские), дающие целостное представление о ценностях региональных культур, культур народов Российской Федерации и мировых культур;
- научно-популярная литература, содержащая дополнительный познавательный материал по различным темам курса в доступной для средних школьников форме;
- Бермус А. Г. Концептуальные и методологические основы педагоги- ческой поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве – 2001.
- Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
- Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Педагогические основы межкультурногообщения - Тирасполь, 2000.
- Быков Л.К., Вырщиков А.Н., Иванова С.Ю., Кусмарцев М.Б. Концепция гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
- Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. -288с.
- Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур //Педагогика – 2000.
- Поликультурное образование в современной России // Magister, № 3.
- Кузнецов М.А. Культура донского казачества и традиции казачьего быта как условие формирования национального самосознания: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, «РКО», 2004. – 84 с.
- Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под. ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 200. – 320 с.
- Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательной школы./Под ред. Данилюка А.Я. – М.: Просвещение, 2011. – 142с.
- Минчук А.В. Педагогические основы управления конфликтами в поликультурном образовательном пространстве университета. Автореферат. Ростов-на-Дону, 2004.
- Ситько Р.М. Мир детства в истории культуры. Программа спецкурса. /Ростов-на-Дону, 1997.
- Ситько Р.М. Этнопедагогика. Учебно-методический комплекс.- Ростов-на-Дону, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций в предметной области «Физическая культура».
Сегодня одним из востребованных и отвечающих задачам образования является решение проблемы превращения ученика в активного субъекта обучения. Технология проектирования является одним...
ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЮ.
Инновационная интерпретация физической культуры и спорта : от проблем к решению....
ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В настоящее время, сталкиваясь с нововведениями в школьную программу, мы приходим к тому, что необходимо находить все новые и новые средства для формирования здорового образа жизни и создания благопри...
Инновационная разработка современного урока для начальной школы по физической культуре «Игры гномиков».
В игровой форме учащиеся произвольно направляют свое внимание на мышцы, участвующие в движении, различают и сравнивают мышечные ощущения,определяют соответствие характера ощущений (напряжение-расслабл...
Инновационная деятельность преподавателя физической культуры
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...
Инновационный проект "Язык и речь. Культура общения"
«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - говорил Л.Н.Толстой. Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютн...
Инновационный проект: Культура родной страны при обучении иностранным языкам
Страноведческая информация не может охватывать все стороны жизни России, желательно чтобы она вызывала удивление обучаемых (иными словами- явления и факты общественной и культурной жизни, которые отли...