Мнемотехника в русском языке
методическая разработка по русскому языку
простые и увлекательные приемы запоминания написания труднопроизносимых слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_v_russkom_yazyke.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в русском языке
При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать дидактические принципы, к числу которых относятся доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.
С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны», или «биссектрису-крысу, которая бегает по углам и делит угол пополам»,
Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, они имеют второстепенное значение. Но если мнемотехника дает возможность облегчить запоминание и увеличить объем памяти, то честь ей за это и хвала.
Фонетика.
Для запоминания глухих согласных:.
СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!
ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
Для запоминания звонких согласных:
Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й
Лимон – рай!
Все согласные – только звонкие, непарные по звонкости/глухости.
Очень много ошибок допускают дети в области произношения.
Орфоэпия.
Очень удобны для запоминания группы слов со сходным ударением.
Договор – приговор – разговор.
Каталог – диалог – некролог.
Шофёр – монтёр.
Облегчить – полечить.
Звонит – говорит.
Столяр – маляр.
Документ – инструмент – медикамент.
Портфель – щавель.
Средства для детства.
Баловаться - улыбаться.
Включит - трещит.
Ещё один приём – стихотворные тексты с интересным сюжетом, которые многие дети запоминают очень хорошо и с удовольствие применяют при выполнении упражнений по орфоэпии.
Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.
Коль будильник зазвони'т -
У меня ужасный вид.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Не звони'те, не звони'те,
Пощадите, пощадите.
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг.
Выполняя договОры,
Инженеры и шофЁры,
Столяры и маляры-
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов квартАлы.
Заболел вчера малЯр,
Заменил его столЯр!
Танцовщик с танцовщицей любят
Своих малышей баловать.
На кухонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
Мы с шофером пустились по грязи
И, подолгу буксуя в грязи,
Прорвались к отделению связи -
Нам типограф прислал жалюзи.
Сегодня – тошнота, вчера – в костях ломота.
К тому ж дремота не пускает за ворота.
И лавки заняты и печка занята.
Ворота отперты, а дверь не отперта.
Ворожея', да жаль – не я.
Довольно удобно запоминание на основе логических ассоциаций.
Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.
Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси.
Грамматика.
Достаточно трудно для запоминания правильное образование формы имён существительных Родительного падежа множественного числа.
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
Традиции англичан и армян, хазар и цыган,
Башкир, бурят и болгар,
Грузин, лезгин и осетин,
Румын, туркмен и турок
Отличаются от традиций
Калмыков и киргизов, коряков и монголов,
Таджиков и узбеков, тунгусов, чукчей,
Бедуинов, хакасов и хорватов.
Употребление Ь после шипящих как показателя грамматической формы.
Стало невмочь, потому что любишь ты царскую дочь. Лишь откроешь ты настежь окно, ночь и тишь там всегда заодно.
Среди немыслимых задач, обрушившихся на нас неудач, по-прежнему свеж и певуч сыгранный нами туш.
Орфография.
Написание производных предлогов.
Слитно пишутся предлоги: НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
Ещё НАПОДОБИЕ,
Знаю все наперечет: ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.
Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо —
В предлогах пишем вместе.
Вследствие - «из-за» — ясно вполне:
Слитно напишем, конечная е.
Написание приставок.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- .
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.
Пред согласными глухими быстро сменят з на с.
Пусть никто никогда не забудет, что з приставкой не была и не будет.
-десь, -доровье, -дание — нет в них содержания.
Обрати внимание
На " Здесь", "Здоровье", "Здание".
3 - нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
Здесь должно быть здание с вывеской «Здоровье», но ни зги не видно.
Иноязычные приставки, которые пишутся слитно:
АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр
Написание гласных в корне.
Чередование о-а.
Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир- , -дер-/-дир- , -мер-/-мир- , -пер-/-пир- , -тер-/-тир- , -блест-/-блист- , -жег-/-жиг- , -стел-/-стил- , -чет-/-чит можно запомнить с помощью простых стихотворений.
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — вытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Или на то же правило есть мнемоническое правило Ослика ИА: пиши в корне И, если за корнем А.
Чередующиеся гласные А и О в корнях -гар-/-гор- , -твар-/-твор- , -клан-/-клон- поможет запомнить мнемоника.
Горению творца поклоняйся.
–лаг - и - лож-
- Гуси, гуси!
-Га, га, га!
- Перед г пишите а.
-раст-, -ращ- , но –рос-
Если в корне т и щ (а) –
Стопроцентно пиши а!
Исключенья не забудь:
Отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов - и в путь!
Правописание О — Ё после шипящих, слова-исключения.
Шорох, чокаться, трущоба,
Жом, изжога и чащоба,
Шов, крыжовник и обжоры,
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоу, джоуль, корнишон,
Рожон, боржоми и пижон,
Капюшон, мажор и шорты,
Шок, харчо, анчоус, джонки,
Трещотка, джокер, чох, вечор —
Запомни весь этот набор.
После шипящей не спеши,
В рифмовку входит? О пиши!
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
В иноязычных словах,
Без сомнения,
О мы напишем...
И в исключениях.
Запоминаем слова с Ё.
Пишем Ё в словах: дешевка,
Бечевка, ночевка и раскорчевка,
Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер,
Печенка, тушенка и дирижер.
Спряжение глаголов.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,
И ещё 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Суффиксы.
Н, НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Отличить - ан - (-ян -) от - енн-
Не составит нам проблем.
Если в слове есть значение
"Сделанный из...", "предназначенный для...",
То напишем без сомнения
-ан - (-ян -), ведь так, друзья.
ВоробьИНый, соловьИНый.
КомарИНый, бекасИНый.
Суффикс - ин- с одною Н
Мы напишем без проблем.
Что кому принадлежит.
То с этим суффиксом бежит.
ЛуННый, камеННый, осеННий
НН напишем без сомнения.
Первая Н из корня идет.
Вторую Н суффикс несет.
И еще НН напишем.
Если суффикс -онн- иль -енн-.
Например,
торжествЕННый, огнЕННый, обществЕННый.
Ученик, не ошибись!
Здесь НН писать стремись!
СмышлеНый надо писать с одной Н, он и так умный, ему и одной хватит.
МошеННик у тружеНика одну Н украл.
Н в отглагольных прилагательных.
Труженице гостиницы на масленицу подарили румяна и пудреницу, угостили пряником и вареником.
Смышлёный жених.
В прощёное воскресенье, в последний день Масленицы, смышлёный жених, известный всем ветреник и бессеребреник, вместе с посажёным отцом и названым братом рассматривали приданое невесты, писаной красавицы. (Для неё они были незваными и непрошеными гостями). Тут были и домотканые скатерти, и златокованые сундуки, и свежемороженые свиные окорока для свадьбы.
Сказка о возлюбленном, или Н-НН на слух.
Был он неслыханный, невиданный, нежданный негаданный, нечаянный, желанный, как будто богом обещанный, лелеянный. Стал священным, для меня нетленным. Но чеканным шагом прошёлся он по моей любви. И стал отчаянным, жеманным, чванным, медленным, окаянным, дубинноголовым. И всё это увидело моё недрёманное око поздно. (Ещё штукатуренный и пеклеванный).
Юный извозчик.
Юный извозчик, чуть пьяный и румяный от мороза, на рьяном буланом коне вёз пряную свиную тушёнку в зелёных и багряно-синих коробках.
Ветреный гусар.
Не то на вороном, не то на буланом коне ветреный гусар непрошеным и незваным гостем влетел в гостиную залу, где кружили в вальсе посажёный отец и юная невеста.
Правописание суффиксов глаголов.
Если я -УЮ-ЮЮ, то надо -ОВА-ЕВА,
Если я -ЫВАЮ-ИВАЮ, то надо -ЫВА-ИВА.
Правописание суффиксов имён существительных.
А сыночек, открыв замочек, взял ножичек, подарочек и мешочек.
Без замочка не было бы у сыночка ни ножичка, ни подарочка, ни мешочка.
Взяв из карманчика ключик и открыв ларчик, мальчик-с-пальчик взял оттуда огурчик и помидорчик.
А не было бы ключика от ларчика, не было бы ни огурчика, ни помидорчика.
— ОНК, - ЕНК-:
Девчонка смотрит в окно — под ударением буква О.
Правописание суффиксов имён прилагательных
Красивый, слегка игривый и ленивый, но правдивый молодой человек взял эмалевый сиреневый таз для боевых игр. Исключения: милостивое отношение к юродивым.
Дефисное написание.
-Либо, кое-, -то, - нибудь надо черточкой стянуть!
И при -таки, -ка, и -де
Ставьте черточку везде!
Но в частицах ЛИ, ЖЕ, БЫ
Дефис не надо бы.
-Либо, кое -, -ка, - нибудь, –
-То, - таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(Из-за, из-под)
^ Рекомендации по использованию мнемонических приемов:
1. Использование любых произвольных ассоциаций помогает лучше запомнить материал и правильно писать слова.
2. Ритмичные речёвки позволяют провести физкультминутки, подчиняя их теме урока, т.е. не тратится время урока впустую.
3.При запоминании материала задействованы различные виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, слуховая, зрительная, что помогает лучше усвоить материал детям с различными видами памяти, различным уровнем восприятия.
4. Данные приемы помогают осуществлять разноуровневое обучение.
5. Мнемонические приемы помогают оживлять урок, делая его более интересным, запоминающимся.
6. При использовании рифмовок и речёвок учитель должен всегда проговаривать с учениками вместе, задавая им темп и ритм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р
Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....
«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».
Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...
Региональная конференция в с. Красный Яр ."Использование мнемотехники при изучении грамматики русского языка для обучения детей с ОВЗ (ЗПР). Выступление. 2017-2018 уч.год.
В работе показаны основные приёмы изучения грамматики русского языка при обучении детей с ОВЗ (ЗПР)....
Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка
Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка
Презентация, знакомящая с приемами мнемотехники на уроках русского языка...
Мнемотехника на уроках русского языка и литературы
Мнемотехника на уроках русского языка и литературы...