Согласные звуки твёрдые и мягкие.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в пятом классе. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС поможет в подготовке к уроку учителю-предметнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Согласные звуки твёрдые и мягкие. | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык.
ФИО учителя: Пашкевич Анастасия Александровна
Класс: 5.
Тема урока: Согласные звуки твёрдые и мягкие.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ресурсы: учебник Т.А. Ладыженской, 5 класс, часть 1.
Цель урока: дать представление о классификации согласных по принципу твёрдости, мягкости.
Задачи: обучающие: - расширить знания учащихся в области фонетики, - научить различать твёрдые и мягкие звуки, - показать способы обозначения мягкости согласных на письме,
развивающие: - развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память, - развивать речь обучающихся,
воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.
Оборудование: доска.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Инструментарий учителя | Формируемые УУД | ||
1. Организационный этап | |||||
Здравствуйте, ребята! Желаю вам успехов в процессе нашей с вами работы. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? У каждого на парте должен лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Если у вас всё готово, можете присаживаться. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Садятся. | Личностные УУД: -формирование позитивного отношения к учебной деятельности. | |||
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока | |||||
1.Ребята, с какими понятиями мы с вами познакомились на прошлом уроке? 2.Хорошо, тогда дайте определение фонетики? 3.Верно, фонетика изучает звуки речи. Что такое звук речи? 4.А какие вы знаете звуки речи? 5.Расскажите, что вы знаете о гласных звуках? 6.Что ещё вы знаете о согласных звуках? 7.Замечательно. А теперь давайте выполним упражнение. (Откройте ваши рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа). На доске вы видите слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо убрать по одной букве и отыскать и записать в тетрадь «спрятавшиеся» слова. 8.Скажите, в чем состоит отличие между словами на доске и словами, записанными в вашей тетради? Верно, ребята. Как вы видите, изменение только одного звука полностью меняет лексическое значение слова. 10.А теперь более внимательно рассмотрим слова, которые написаны на доске и сделаем их транскрипцию. Чем отличается транскрипция этих слов? 11.Правильно. - Дети, вы видите как важен звук? Изменился один звук, а поменялось лексическое значение слова. - Ребята, какая тема нашего урока? Запишите в тетради тему урока «Твёрдые и мягкие согласные». | 1.С понятиями «фонетика», «звук речи», «гласные и согласные звуки». 2.Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучается звуковая сторона речи. 3.Это звуки, из которых состоят слова. 4.Гласные и согласные звуки. 5.-Гласные звуки бывают ударные и безударные. -Гласные звук состоят только из голоса. -При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно. 6.-Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. -В каждом согласном звуке есть шум. 7.Ищут слова и записывают в тетрадь (мех, лень, лещ, наряд, кран, рад, мел/ель). 8.Слова имеют разное лексическое значение. 10.Они различаются звуком, на которое оканчивает слово. В первом столбике мягкий звук, а во втором – твёрдый. 11. Тема урока «Твердые и мягкие согласные» | 8.Смех, олень, клещ, снаряд, экран, град, мель. Сталь – стал банька – банка мель – мел брать – брат | Личностные УУД: -формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению, Познавательные УУД: -понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме, -анализировать, сравнивать изучаемые факты языка, Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение. | ||
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий | |||||
1.Практически все согласные звуки в русском языке имеют пару по твёрдости-мягкости. Однако есть и такие, которые не имеют пары. А какие именно согласные имеют или не имеют пару мы узнаем, прочитав правило на стр.127. 2. Ребята, давайте выполним фонетический разбор слов «удар», «ударь». 3. Почему один звук оказался в одном случае твердый, а в другом мягкий? 4.правильно, сигналом мягкости будет служить Ь знак. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить? 5. Записываем в тетрадь «Сигналы мягкости» 6.Как вы думаете почему один и тот же звук может быть и твёрдым, и мягким? | 1. Дети читают правило( 1 минуту про себя, потом вслух): -согласные бывают твердые и мягкие, -существуют твердые согласные, которые не имеют пару – это [ж], [ш], [ц] -существуют мягкие согласные, которое тоже не имеют пару – это [ч’], [щ’], [й’]. 2. Два ученика выполняют фонетический разбор у доски, остальные в тетрадях по вариантам. 3. Потому что в слове «ударь» есть Ь знак. 4. Мы будем говорить о сигналах мягкости 5. Дети записывают слова и транскрибируют звук Л. 6.Твердость-мягкость зависит от последующего гласного. Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и. Один из учеников читает примеры и комментирует. | «Сигналы мягкости»
Лук – люк липа лён лямка лес | Личностные УУД: -Задание, ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний; Предметные УУД: -различать твёрдые и мягкие согласные, узнать условия мягкости согласных; Познавательные УУД: -анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. | ||
4. Этап первичной проверки понимания изученного | |||||
1.Давайте поиграем. Я произношу слово со звуком М, если звук твёрдый , то вы топаете, а если звук мягкий то вы хлопаете. Давайте попробуем. 2.Скажите, в каких случаях мы с вами хлопали? - Совершенно, верно. Какие вы молодцы. 3.Записываем слова «жизнь», «шина», «цирк». Ребята, назовите все мягкие звуки в словах. А звуки Ж, Ш, Ц разве они не мягкие ведь после них стоит сигнал мягкости. Совершенно, верно. Запишите в тетрадь – Звуки Ж, Ш, Ц всегда твёрдые. Выполняем фонетический разбор слова «шина» | 1.Ученики топают, если звук твёрдый и хлопают, если звук мягкий. 2.Когда после М шли буква Ь, Е, Ё, Ю, Я, И. 3.Мягкий только звук Н, потому что после него стоит буква Ь. В словах звуки Ж, Ш, Ц не зависят от того, что после них стоит, они всегда твёрдые. | 1.Матч, мяч, мал, мял, мел, мак, меч, мох, миг, май, мёд, мир, миф, мур, мыс. | Регулятивные УУД: -последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности, -осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, -адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. | ||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий | |||||
С доски переписываем слова, определяем способ образования мягких согласных. Мягкие согласные подчёркиваем одной чертой, а двумя чертами – условие мягкости. | Проверка задания осуществляется всем классом, анализируя возникшие проблемы. | Человек, звезды, время, берёза, пень, сито, ягода, малина, семья, банька. | Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. | ||
6. Этап применения знаний и способов действий | |||||
1.Словарный диктант. Под диктовку записываются слова. После учащиеся подчёркивают те слова, в которых все согласные твёрдые. После осуществляется взаимопроверка. | 1.Записывают слова под диктовку, подчёркивают слова, в которых все согласные твёрдые. Взаимопроверка (меняются тетрадями с соседом по парте). | 2. Футбол, жюри, хоккей, щука, вокзал, рюкзак, баскетбол, брошюра, рапорт, салют, парашют, компьютер, цирк. | Регулятивные УУД: -оценивать результаты своей деятельности, -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; Коммуникативные УУД: -договариваться, приходить к общему решению; -принимать участие в работе парами. | ||
7. Этап информации о домашнем задании | |||||
1.Ребята, а сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание: на страницах 127 переписать и выучить правило, на стр.128 выполняем упр. 280 и 281 | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу. | |||
8. Этап подведения итогов занятия | |||||
1.Чему мы сегодня научились? 2.Как образуются мягкие согласные? 3.Какие вы знаете «особенные» согласные? Почему я их так назвала? 4.Для чего нам нужно различать мягкие и твёрдые согласные? 5.Что было для вас труднее всего? 6.Над чем стоит поработать ещё? 7.Благорарю вас за работу. Происходит выставление и комментирование оценок. Урок окончен! | 1.Определять мягкие и твёрдые согласные. 2.При помощи букв Ь, Е, Ё, Ю, И, Я. 3.Это буквы Ж, Ш, Ц, Ч, Щ, Й – они всегда только мягкие или твёрдые. 4.Чтобы различать слова. 5-6.Ответы детей. | Регулятивные УУД: -оценивать результаты своей деятельно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Презентация к урокам по теме "Твёрдые и мягкие согласные"
В презентации представлены упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях или на уроках русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные", "Способы смягчения согласных"....
Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".
Урок создан на основе модели личностно-ориентированной технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком.
Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в первом классе на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком"....
Автоматизация мягкого звука С. Дефференциация твёрдого и мягкого звука С в в слогах и словах.
Презентация поможет родителям и детям автоматизировать в речи слова с мягким согласным С. Предлагаемые задания знакомы детям, направлены на развитие воспиятия, речи, внимания, памяти...
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.
Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....