Согласные звуки твёрдые и мягкие.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в пятом классе. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС поможет в подготовке к уроку учителю-предметнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Согласные звуки твёрдые и мягкие. | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык.
ФИО учителя: Пашкевич Анастасия Александровна
Класс: 5.
Тема урока: Согласные звуки твёрдые и мягкие.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ресурсы: учебник Т.А. Ладыженской, 5 класс, часть 1.
Цель урока: дать представление о классификации согласных по принципу твёрдости, мягкости.
Задачи: обучающие: - расширить знания учащихся в области фонетики, - научить различать твёрдые и мягкие звуки, - показать способы обозначения мягкости согласных на письме,
развивающие: - развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память, - развивать речь обучающихся,
воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.
Оборудование: доска.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Инструментарий учителя | Формируемые УУД | ||
1. Организационный этап | |||||
Здравствуйте, ребята! Желаю вам успехов в процессе нашей с вами работы. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? У каждого на парте должен лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Если у вас всё готово, можете присаживаться. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Садятся. | Личностные УУД: -формирование позитивного отношения к учебной деятельности. | |||
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока | |||||
1.Ребята, с какими понятиями мы с вами познакомились на прошлом уроке? 2.Хорошо, тогда дайте определение фонетики? 3.Верно, фонетика изучает звуки речи. Что такое звук речи? 4.А какие вы знаете звуки речи? 5.Расскажите, что вы знаете о гласных звуках? 6.Что ещё вы знаете о согласных звуках? 7.Замечательно. А теперь давайте выполним упражнение. (Откройте ваши рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа). На доске вы видите слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо убрать по одной букве и отыскать и записать в тетрадь «спрятавшиеся» слова. 8.Скажите, в чем состоит отличие между словами на доске и словами, записанными в вашей тетради? Верно, ребята. Как вы видите, изменение только одного звука полностью меняет лексическое значение слова. 10.А теперь более внимательно рассмотрим слова, которые написаны на доске и сделаем их транскрипцию. Чем отличается транскрипция этих слов? 11.Правильно. - Дети, вы видите как важен звук? Изменился один звук, а поменялось лексическое значение слова. - Ребята, какая тема нашего урока? Запишите в тетради тему урока «Твёрдые и мягкие согласные». | 1.С понятиями «фонетика», «звук речи», «гласные и согласные звуки». 2.Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучается звуковая сторона речи. 3.Это звуки, из которых состоят слова. 4.Гласные и согласные звуки. 5.-Гласные звуки бывают ударные и безударные. -Гласные звук состоят только из голоса. -При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно. 6.-Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. -В каждом согласном звуке есть шум. 7.Ищут слова и записывают в тетрадь (мех, лень, лещ, наряд, кран, рад, мел/ель). 8.Слова имеют разное лексическое значение. 10.Они различаются звуком, на которое оканчивает слово. В первом столбике мягкий звук, а во втором – твёрдый. 11. Тема урока «Твердые и мягкие согласные» | 8.Смех, олень, клещ, снаряд, экран, град, мель. Сталь – стал банька – банка мель – мел брать – брат | Личностные УУД: -формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению, Познавательные УУД: -понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме, -анализировать, сравнивать изучаемые факты языка, Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение. | ||
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий | |||||
1.Практически все согласные звуки в русском языке имеют пару по твёрдости-мягкости. Однако есть и такие, которые не имеют пары. А какие именно согласные имеют или не имеют пару мы узнаем, прочитав правило на стр.127. 2. Ребята, давайте выполним фонетический разбор слов «удар», «ударь». 3. Почему один звук оказался в одном случае твердый, а в другом мягкий? 4.правильно, сигналом мягкости будет служить Ь знак. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить? 5. Записываем в тетрадь «Сигналы мягкости» 6.Как вы думаете почему один и тот же звук может быть и твёрдым, и мягким? | 1. Дети читают правило( 1 минуту про себя, потом вслух): -согласные бывают твердые и мягкие, -существуют твердые согласные, которые не имеют пару – это [ж], [ш], [ц] -существуют мягкие согласные, которое тоже не имеют пару – это [ч’], [щ’], [й’]. 2. Два ученика выполняют фонетический разбор у доски, остальные в тетрадях по вариантам. 3. Потому что в слове «ударь» есть Ь знак. 4. Мы будем говорить о сигналах мягкости 5. Дети записывают слова и транскрибируют звук Л. 6.Твердость-мягкость зависит от последующего гласного. Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и. Один из учеников читает примеры и комментирует. | «Сигналы мягкости»
Лук – люк липа лён лямка лес | Личностные УУД: -Задание, ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний; Предметные УУД: -различать твёрдые и мягкие согласные, узнать условия мягкости согласных; Познавательные УУД: -анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. | ||
4. Этап первичной проверки понимания изученного | |||||
1.Давайте поиграем. Я произношу слово со звуком М, если звук твёрдый , то вы топаете, а если звук мягкий то вы хлопаете. Давайте попробуем. 2.Скажите, в каких случаях мы с вами хлопали? - Совершенно, верно. Какие вы молодцы. 3.Записываем слова «жизнь», «шина», «цирк». Ребята, назовите все мягкие звуки в словах. А звуки Ж, Ш, Ц разве они не мягкие ведь после них стоит сигнал мягкости. Совершенно, верно. Запишите в тетрадь – Звуки Ж, Ш, Ц всегда твёрдые. Выполняем фонетический разбор слова «шина» | 1.Ученики топают, если звук твёрдый и хлопают, если звук мягкий. 2.Когда после М шли буква Ь, Е, Ё, Ю, Я, И. 3.Мягкий только звук Н, потому что после него стоит буква Ь. В словах звуки Ж, Ш, Ц не зависят от того, что после них стоит, они всегда твёрдые. | 1.Матч, мяч, мал, мял, мел, мак, меч, мох, миг, май, мёд, мир, миф, мур, мыс. | Регулятивные УУД: -последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности, -осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, -адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. | ||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий | |||||
С доски переписываем слова, определяем способ образования мягких согласных. Мягкие согласные подчёркиваем одной чертой, а двумя чертами – условие мягкости. | Проверка задания осуществляется всем классом, анализируя возникшие проблемы. | Человек, звезды, время, берёза, пень, сито, ягода, малина, семья, банька. | Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. | ||
6. Этап применения знаний и способов действий | |||||
1.Словарный диктант. Под диктовку записываются слова. После учащиеся подчёркивают те слова, в которых все согласные твёрдые. После осуществляется взаимопроверка. | 1.Записывают слова под диктовку, подчёркивают слова, в которых все согласные твёрдые. Взаимопроверка (меняются тетрадями с соседом по парте). | 2. Футбол, жюри, хоккей, щука, вокзал, рюкзак, баскетбол, брошюра, рапорт, салют, парашют, компьютер, цирк. | Регулятивные УУД: -оценивать результаты своей деятельности, -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; Коммуникативные УУД: -договариваться, приходить к общему решению; -принимать участие в работе парами. | ||
7. Этап информации о домашнем задании | |||||
1.Ребята, а сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание: на страницах 127 переписать и выучить правило, на стр.128 выполняем упр. 280 и 281 | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу. | |||
8. Этап подведения итогов занятия | |||||
1.Чему мы сегодня научились? 2.Как образуются мягкие согласные? 3.Какие вы знаете «особенные» согласные? Почему я их так назвала? 4.Для чего нам нужно различать мягкие и твёрдые согласные? 5.Что было для вас труднее всего? 6.Над чем стоит поработать ещё? 7.Благорарю вас за работу. Происходит выставление и комментирование оценок. Урок окончен! | 1.Определять мягкие и твёрдые согласные. 2.При помощи букв Ь, Е, Ё, Ю, И, Я. 3.Это буквы Ж, Ш, Ц, Ч, Щ, Й – они всегда только мягкие или твёрдые. 4.Чтобы различать слова. 5-6.Ответы детей. | Регулятивные УУД: -оценивать результаты своей деятельно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Презентация к урокам по теме "Твёрдые и мягкие согласные"
В презентации представлены упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях или на уроках русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные", "Способы смягчения согласных"....
Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".
Урок создан на основе модели личностно-ориентированной технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...
Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком.
Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в первом классе на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком"....
Автоматизация мягкого звука С. Дефференциация твёрдого и мягкого звука С в в слогах и словах.
Презентация поможет родителям и детям автоматизировать в речи слова с мягким согласным С. Предлагаемые задания знакомы детям, направлены на развитие воспиятия, речи, внимания, памяти...
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.
Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....
Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твёрдые и мягкие согласные
презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твёрдые и мягкие согласные"...