Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком.
план-конспект урока по русскому языку на тему
Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в первом классе на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.85 КБ |
![]() | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Образовательная программа по предмету | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 1 класс». М: Просвещение. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Описание урока | |
Тема | Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Обобщить знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий знак» |
Задачи урока |
|
Планируемые результаты | Предметные: научатся: соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком; подбирать примеры слов с мягким знаком; - грамматически верно строить предложения как в устной речи, так и на письме. Метапредметные: научатся: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников; - самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала; - оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей |
Формируемые УУД | Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу Регулятивные УУД: умение выбирать рациональный способ решения поставленной задачи; способ выхода из проблемной ситуации на основе диалога Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать другого; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные УУД: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между твёрдыми и мягкими согласными звуками |
Методы и формы обучения | частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная работа |
Межпредметные связи | Окружающий мир: «Весенние изменения в природе» |
Оборудование | Авторская презентация, мультимедийный проектор |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приемы |
1.Организационный момент | -Добрый день, уважаемые гости и ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка. - Проверим, внимательны ли вы? Упражнение «Запрещенное движение». Учитель предлагает сначала сесть учащимся 1 ряда, затем 3 ряда, затем 2 ряда. | Эмоциональная отзывчивость на слова учителя. Выполняют. | Мотивация учебной деятельности Упражнение на внимательность «Запрещенное движение» Контроль внимания и памяти. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Слайд 1) (Слайд ) (Слайд ) | - Какие вы внимательные. - Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь? Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? - Можно ли сказать, что весной происходят волшебные превращения? - Докажите. - На уроке у нас тоже будут удивительные превращения. Волшебник Буковка прислал нам посылку - секретный ящик, в котором спряталась магическая буква. - Хотите узнать, что это за буква? Это сделать непросто. Отгадайте загадку. Сосульки, как носы у цапель,
Проверьте себя. | Это бывает весной. Дают ответ и аргументируют его, вспоминая тему окружающего мира «Весенние изменения в природе» Звучат разные предположения. Это мягкий знак. Один ученик работает у доски, остальные на месте. | Участие в диалоге. Умение выражать свои мысли, слушать высказывания других. Проблемный вопрос стимулирует мыслительную деятельность. |
3.Постановка учебной задачи (Слайд ) | Давайте обозначим буквами все звуки. Правильно ли сделал Даня? - Совпадает ли в слове количество звуков и букв? Почему? Для чего нужен мягкий знак? Определите тему нашего урока. Давайте скажем цель урока – табличка «Научиться обозначать мягкость согласного на письме … », (вставляю «ь»). - Ребята, для чего нам надо научиться обозначать мягкость согласного на письме? Теперь нам надо составить план работы на уроке. План. - Понаблюдать ….(для чего служит мягкий знак) - Упражняться …. (в письме слов с «ь»)? | Предположение детей. (Приходят к выводу, что нужна особая буква, указывающая на мягкость согласного. Знающие ученики приходят на помощь, что это буква мягкий знак.) Анализируют и аргументируют произошедшие изменения в звуках, в значении слов. С помощью учителя определяют тему урока и цель, планируют свою деятельность. | Высказывание предположений на основе работы с материалом. Установление причинно-следственных связей. Принимают учебную задачу. |
4. Чистописание | Повторяйте за мной. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать, Все такие нужные, Крепкие и дружные. (Поменять руки.) Начнём с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите число. Выполните запись букв по образцу. ьььь ль ель капель Давайте отметим как вы справились с заданием. По каким критериям будем себя оценивать? Поставьте точку под самой аккуратной буквой. Какие слова нам надо записать? Назовите последние звуки в этих словах. Какой он? Какую букву пишем на конце? | Проглаживаем каждый пальчик. Проглаживаем каждый пальчик в обратном направлении. Сжимаем и разжимаем несколько раз. Выполняют письмо. (Аккуратность) | Пальчиковая гимнастика. Установка на сохранение здоровья. Отработка навыка каллиграфии. |
5. Физкультминутка | А теперь все тихо встали, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют движения по тексту. | Профилактика утомления. Здоровьесберегающая технология. |
6. Изучение новых знаний и способов деятельности | Сейчас мы будем понаблюдаем для чего служит мягкий знак. Выполним первый пункт нашего плана. (На доске запись) ... раз отмерь, один раз отрежь. - Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица? - Объясните, смысл данной пословицы. Когда так говорят? - Что можно сказать о согласных звуках в слове «семь»? - Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [с’]? - Какой буквой обозначена мягкость звука [м’]? - Посчитайте, сколько в слове букв, сколько звуков. Почему? - Спишите это предложение в тетрадь. Обозначьте зеленым карандашом мягкость согласных. Какие буквы обозначают мягкость согласных, кроме мягкого знака? | Семь раз отмерь, один раз отрежь. Звуки [с’] и [м’] - мягкие. Гласной буквой Е Мягким знаком. Слабые ученики списывают с карточек. (я, е, ё, и, ю) | |
7. Закрепление изученного | - Ребята, а встречались ли нам словарные слова с «ь»? Отгадаем загадки и запишем отгадки в тетрадь. Верхней одежде, чуть ниже колена, (Пальто.) Кто учит детей всех писать и читать, (Учитель.) То я в клетку, то в линейку (Тетрадь.) - Какую роль выполняет мягкий знак? Сформулируйте вывод. - Справились ли мы с первым заданием нашего плана? Давайте оценим себя. Кто всё понял – зеленый. У кого есть вопросы – красный. Кто ничего не понял – синий. | Три ученика загадывают загадки по очереди, остальные отгадывают, ответы записывают в тетрадь. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука Оцениваю себя. | Словарная работа. Контролирование в форме сличения результата с заданным эталоном; коррекция. |
8. Обобщение и систематизация | -Нам осталось упражняться в написании слов с «ь». Откройте учебник на странице 87 упр. 2 - Произнесите слова каждой пары. - Какими звуками они различаются? Как обозначена на письме мягкость согласных звуков. Спишите пары слов. Первый ряд списывает первую пару, второй ряд - вторую пару, третий ряд - третью пару слов. Последнюю четвертую пару записываем все вместе. - Подчеркните мягкий знак и букву перед ним. Изменяется ли значение слов, если добавляется мягкий знак? - А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки. На каждом листочке задание. Вы сами выберете себе задание. На листочках с красным кружком задание - трудное, на зеленых немного легче. А на синих- легкое. - Подумайте и решите, какое задание вы сможете сделать – ту карточку и выбирайте. Я желаю всем успехов. а) для сильных детей: - Восстановите пословицы: _____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь) _____________- году начало, зиме – середина. (Январь) б) для детей среднего уровня: - Вставьте нужные по смыслу слова: Корабль сел на ______. (мель) Ваня взял___________. (мел) В лесу растёт _______ . (ель) Юра_______сливу. (ел) в) для слабых детей: - Запишите данные слова в единственном числе: Пни, лошади, камни, портфели, окуни. | Выполнение работы самостоятельно под контролем учителя. Выбирают задания по своему уровню. | Определение цели выполнения задания. Дифференциация заданий. Самостоятельная работа на листочках. (разноуровневые задания) |
9. Подведение итогов | -- Как можно обозначить мягкость согласных звуков на письме? - Что нового узнали? - Чем для вас был полезен урок? - Кого из учащихся отметим лучшими? Кому необходимо подтянуться? | ||
10. Рефлексия | - Самооценка. У вас на партах у каждого «лесенка успеха». - если «У меня все получилось и я все понял» - нарисуйте себя на верхней ступени лесенки; - если «Я почти со всем справился сам, но есть над чем еще поработать» - поставьте на вторую ступень лесенки; - если «Мне было трудно, не все смог выполнить и понять» - поставьте на нижнюю ступень лесенки. -Я вижу, что урок для вас был полезен. Спасибо за урок. Урок окончен. | Ответы детей. Анализ своей деятельности. | Оценка процессов и результатов деятельности Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
ьььь ль ель капель
... раз отмерь, один раз отрежь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
п а льто
учит е ль
т е традь
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-304444-1380433841.jpg)
Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели: закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, отрабатывать умение ориентироваться на после...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362320-1386363647.jpg)
Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-404506-1396544923.jpg)
конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-404506-1396544923.jpg)
конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-480327-1410818586.jpg)
Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные звуки I ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-572072-1458386071.jpg)
Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс
Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....