Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Теплых Татьяна Васильевна

Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в первом классе на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.85 КБ
Файл oboznachenie_myagkosti_soglasnyh_.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Образовательная программа по предмету

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 1 класс». М: Просвещение. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР.

Предмет

Русский язык

Класс

1

Описание урока

Тема

Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Обобщить знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий знак»

Задачи урока

  • закреплять умение обозначать мягкость согласных звуков на письме  мягким знаком;
  • учить проводить звуко-буквенный анализ, устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове;
  •  развивать умение анализировать свою деятельность, контролировать свои действия;
  • воспитывать умение сотрудничать; прививать интерес к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: 

научатся: соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком; подбирать примеры слов

с мягким знаком;

-  грамматически верно строить предложения как в устной речи, так и на письме.

Метапредметные:

научатся: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников;

-  самостоятельно  формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала;

-  оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей

Формируемые УУД

Личностные УУД: проявление познавательного интереса к  учебному материалу

Регулятивные УУД: умение выбирать рациональный способ решения поставленной задачи; способ выхода из проблемной ситуации на основе диалога

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать другого; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные УУД:  осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между твёрдыми и мягкими согласными звуками

Методы и формы обучения

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная работа

Межпредметные связи

Окружающий мир: «Весенние изменения в природе»

Оборудование

Авторская презентация, мультимедийный проектор

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, приемы

1.Организационный момент

 -Добрый день, уважаемые гости и ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.

- Проверим, внимательны ли вы? Упражнение «Запрещенное движение».

Учитель предлагает сначала сесть учащимся 1 ряда, затем 3 ряда, затем 2 ряда.

Эмоциональная отзывчивость на слова учителя.

Выполняют.

 Мотивация учебной деятельности    

Упражнение на внимательность «Запрещенное движение»

Контроль внимания и  памяти.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(Слайд 1)

(Слайд      )

(Слайд      )

- Какие вы внимательные.

- Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь?

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?  

- Можно ли сказать, что весной происходят волшебные превращения?

- Докажите.

- На уроке у нас тоже будут удивительные превращения. Волшебник Буковка прислал нам посылку - секретный ящик, в котором спряталась магическая  буква.

- Хотите узнать, что это за буква? Это сделать непросто. Отгадайте загадку.

Сосульки, как носы у цапель, 
И тают, словно карамель. 
Я слышу звон апрельских капель, 
Поет весенняя …   (капель)


 Ребята, давайте составим звуковую схему слова, разделим слово на слоги, поставим ударение. Сколько слогов в слове капель? Назовите ударную гласную.

Проверьте себя.  

Это бывает весной.

Дают ответ и аргументируют его, вспоминая тему окружающего мира «Весенние изменения в природе»

Звучат разные предположения.

Это мягкий знак.

Один ученик работает у доски, остальные на месте.

Участие  в диалоге.

Умение выражать свои мысли, слушать высказывания других.

Проблемный вопрос стимулирует мыслительную деятельность.

3.Постановка учебной задачи

(Слайд      )

Давайте обозначим буквами все звуки. Правильно ли сделал Даня?

- Совпадает ли в слове количество звуков и букв? Почему? Для чего нужен мягкий знак?

Определите тему нашего урока.

 Давайте скажем цель урока – табличка «Научиться обозначать мягкость согласного на письме … », (вставляю «ь»).

- Ребята, для чего нам надо научиться обозначать мягкость согласного на письме?

Теперь нам надо составить план работы на уроке.

                         План.

- Понаблюдать ….(для чего служит мягкий знак)

- Упражняться …. (в письме слов с «ь»)?

Предположение детей.

(Приходят к выводу, что нужна особая буква, указывающая на мягкость согласного. Знающие ученики приходят на помощь, что это буква мягкий знак.)

Анализируют и аргументируют произошедшие изменения в звуках, в значении слов.

С помощью учителя определяют тему урока и цель, планируют свою деятельность.

Высказывание предположений  на основе работы с материалом.

Установление причинно-следственных связей.

Принимают учебную задачу.

4. Чистописание

Повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

(Поменять руки.)

Начнём с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите число. Выполните запись букв по образцу.

ьььь  ль ель капель

Давайте отметим как вы справились с заданием. По каким критериям будем себя оценивать?

Поставьте точку под самой аккуратной буквой.

Какие слова нам надо записать? Назовите последние звуки в этих словах. Какой он? Какую букву пишем на конце?

Проглаживаем каждый пальчик.

Проглаживаем каждый пальчик в обратном направлении.

Сжимаем и разжимаем несколько раз.

Выполняют письмо.

(Аккуратность)

Пальчиковая гимнастика.

Установка на сохранение здоровья.

Отработка навыка  каллиграфии.

5. Физкультминутка

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют движения по тексту.

Профилактика утомления.

Здоровьесберегающая технология.

6. Изучение новых знаний и способов деятельности

Сейчас мы будем понаблюдаем для чего служит мягкий знак. Выполним первый пункт нашего плана.

(На доске запись)

... раз отмерь, один раз отрежь.

- Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица?

- Объясните, смысл данной пословицы. Когда так говорят?

- Что можно сказать о согласных звуках в слове «семь»?

- Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [с’]?

- Какой буквой обозначена мягкость звука [м’]?

- Посчитайте, сколько в слове букв, сколько звуков. Почему?

- Спишите это предложение в тетрадь. Обозначьте зеленым карандашом мягкость согласных. Какие буквы обозначают мягкость согласных, кроме мягкого знака?

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Звуки [с’] и [м’] - мягкие.

Гласной буквой Е

Мягким знаком.

Слабые ученики списывают с карточек.

(я, е, ё, и, ю)

7. Закрепление изученного

- Ребята, а встречались ли нам словарные слова с «ь»? Отгадаем загадки и запишем отгадки в тетрадь.

Верхней одежде, чуть ниже колена,
Рады зимой и Серёжка, и Лена,
Тесно слегка, может быть, но зато,
Очень тепло всем ребятам в ….

                                           (Пальто.)

Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?

                                          (Учитель.)

То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?...

                                                 (Тетрадь.)

- Какую роль выполняет мягкий знак? Сформулируйте вывод.

- Справились ли мы с первым заданием нашего плана?

Давайте оценим себя. Кто всё понял – зеленый.

У кого есть вопросы – красный.

Кто ничего не понял – синий.

Три ученика загадывают загадки по очереди, остальные отгадывают, ответы записывают в тетрадь.

Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука

Оцениваю себя.

Словарная работа.

Контролирование в форме сличения  результата с заданным эталоном; коррекция.

8. Обобщение и систематизация

-Нам осталось упражняться в написании слов с «ь». Откройте учебник на странице 87 упр. 2

- Произнесите слова каждой пары.

- Какими звуками они различаются? Как обозначена на письме мягкость согласных звуков. Спишите пары слов. Первый ряд списывает первую пару, второй ряд - вторую пару, третий ряд - третью пару слов. Последнюю четвертую пару записываем все вместе.

- Подчеркните мягкий знак и букву перед ним.

Изменяется ли значение слов, если добавляется  мягкий знак?

- А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки. На каждом листочке задание. Вы сами выберете себе задание.

На листочках с красным кружком задание - трудное, на зеленых немного легче. А на синих- легкое.

- Подумайте и решите, какое задание вы сможете сделать – ту карточку и выбирайте. Я желаю всем успехов.

а) для сильных детей:

- Восстановите пословицы:

_____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

_____________- году начало, зиме – середина.  (Январь)

б) для детей среднего уровня:

- Вставьте нужные по смыслу слова:

Корабль сел на ______.  (мель)

Ваня взял___________.   (мел)

В лесу растёт _______ .   (ель)

Юра_______сливу.    (ел)

в) для слабых детей:

- Запишите данные слова в единственном числе:

Пни, лошади, камни, портфели, окуни.

Выполнение работы самостоятельно под контролем учителя.

Выбирают задания по своему уровню.

Определение цели выполнения задания.

Дифференциация заданий.

Самостоятельная работа на листочках.

(разноуровневые задания)

9. Подведение итогов

-- Как можно обозначить мягкость согласных звуков на письме?

- Что нового узнали?

- Чем для вас был полезен урок?

- Кого из учащихся отметим лучшими? Кому необходимо подтянуться?

10. Рефлексия

- Самооценка. У вас на партах у каждого «лесенка успеха».

- если «У меня все получилось и я все понял» - нарисуйте себя на верхней ступени лесенки;

- если «Я почти со всем справился сам, но есть над чем еще поработать» - поставьте на вторую ступень лесенки;

- если «Мне было трудно, не все смог выполнить и понять» - поставьте на нижнюю ступень лесенки.

-Я вижу, что урок для вас был полезен. Спасибо за урок. Урок окончен.

Ответы детей. Анализ своей деятельности.

Оценка процессов и результатов деятельности

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Тема урока Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Слайд 8

ьььь ль ель капель

Слайд 9

... раз отмерь, один раз отрежь.

Слайд 10

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Слайд 11

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Слайд 12

п а льто

Слайд 13

учит е ль

Слайд 14

т е традь

Слайд 15

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Слайд 16

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Слайд 17

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Слайд 18

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс

Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....