Тексты для сжатых изложений ОГЭ – 2021
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Ермилова Светлана Александровна

Тексты для сжатых изложений (с микротемами) ОГЭ – 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_dlya_szhatogo_izlozheniya_oge_2021.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для сжатых изложений ОГЭ – 2021

Текст №1  для сжатого изложения:

Ясная Поляна — усадьба великого писателя Льва Николаевича Толстого. Нет надобности гадать, почему она названа Ясной. Пройдите берёзовую аллею от входа в усадьбу, и дорога выведет вас на простор — на большую поляну. Тут, если взойти на взгорок, открывается мир, который сразу вас остановит и который захочется как следует разглядеть.

Вся поляна, залитая солнцем, как на ладони. Со всех сторон обрамляет поляну лес. Внизу по равнине змеится речка Воронка с двумя мостами. Угадывается дорога, по которой лошадь лениво тянет телегу, проходит к речке стайка посетителей Ясной Поляны. Опушки леса темны, а поляна золотится под солнцем. Сознаёшь: на тульской и орловской земле немало таких полян, приютившихся меж холмами, поросшими лесом. Но эта — особая. Лев Толстой любил это место в усадьбе, часто сюда приходил постоять, увидеть, как поляною в лес прячется солнце.

Когда-то Лев Николаевич Толстой написал: «Счастье — это быть с природой, говорить с ней». Как писатель умел «говорить», мы знаем: всё его творчество пронизано острым чувством природы. Природа была важнейшей частью физической и духовной жизни Толстого.

(По В. М. Пескову)

Микротемы:

  1. Название усадьбы великого писателя Льва Толстого — Ясная Поляна — связано с местом ее расположения — большой поляной, составляющей мир, который хочется разглядеть.
  2. Обрамлённая тёмным лесом светлая поляна в усадьбе особая, и Лев Толстой любил это место и часто приходил сюда постоять, увидеть, как за поляною в лес прячется солнце.
  3. Природа была важнейшей частью физической и духовной жизни Толстого, и всё его творчество пронизано острым чувством природы.

Текст №2 для сжатого изложения:

Паустовский назвал Оку «самой русской» рекой. Весь путь от истока до Волги Ока проходит по серединной России. Бусинки городов на синей нитке реки — старинные города Орел, Калуга, Алексин, Таруса, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. Река роднит города.  Спокойное ее течение, долгий путь от истока до Волги, богатство рыбой, лесными промыслами на одних берегах и хлебом на степной стороне связывало города на Оке единой судьбой. 

Есть у реки примечательность — знаменитые окские овраги.  Они поросли пахучими травами, кустами шиповника, боярышника, дикими грушами, тёрном. Продираясь сквозь заросли в таких оврагах, чувствуешь, что попал в особенный мир. У этих спусков к Оке прошло детство Сергея Есенина.

Ока, как и тысячи лет назад, течет в Волгу. Она пока все еще хороша. К сожалению, Ока мелеет, как и множество других рек на Земле. Природа умирает безмолвно, но мстить она может. Мы уже видим начало возмездий: озоновые дыры, потепление климата, появление где-то засух. где-то потопов. При этом повсюду уже не хватает воды для питья, истощаются плодородные земли, исчезают животные. Что будет завтра?

(По В. М. Пескову)

Микротемы:

  1. Оку, переходящую по серединной России и объединяющую старинные русские города, стоящие на ее берегах, Паустовский назвал «самой русской» рекой.
  2. Поросшие деревьями и пахучими травами окские овраги являются примечательностью реки, составляют ее особый мир; у спуска к Оке прошло детство Сергея Есенина.
  3. Хотя Ока еще хороша, она мелеет, как и множество других рек на Земле, но возмездие умирающей природы уже начинает настигать людей, и у человечества нет уверенности в завтрашнем дне.

Текст №3 для сжатого изложения:

Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты. И всё живое человека смертельно боится. Облик и запах его заставляют животных насторожиться или сразу же прятаться, убегать.

Но людям, в отличие от животных, присуще милосердие. Вовсе не странно, что тот же охотник приходит на помощь попавшим в беду животным. Примеров сколько угодно. Лет пятнадцать назад на Оке попали в беду косули. Ночью они перешли реку благополучно, а когда возвращались в лес днем, лед не выдержал, и животные провалились в полынью. Лесник сломя голову побежал к дому, вынес надувную лодку, весло, веревку. Операция была опасная. Человек, толкая перед собой лодку, полз по льду. И трех косуль лесник спас. На солнце, прикрытые полушубком, они отогрелись и, ковыляя, скрылись в лесу.

Чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, терпящих бедствие. Любопытно, что животные это знают и в критических ситуациях ищут спасения у человека. Помню солнечное утро на реке. Мы стояли возле палатки, и вдруг сверху на грудь мне упала, вцепившись в рубашку, ласточка. Оказалось, летунью атаковал соколок. И это не единственный случай поиска спасения у людей.

(По В. М. Пескову)

Микротемы:

  1. Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты, и дикие животные человека смертельно боятся.
  2. В отличие от животных, людям присуще милосердие, и часто охотники приходят на помощь попавшим в беду животным.
  3. Животные в критических ситуациях ищут спасения у человека, и чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, нуждающихся в его помощи.

Текст №4 для сжатого изложения:

Что заставляет людей заводить животных под городской крышей? Причина серьёзная. Все мы — дети природы. Живя в деревнях, мы постоянно соприкасались с животными. У дома — корова, лошадь, поросята, куры, гуси, собака, кошка. По утрам будил нас скворец, в кустах щёлкали соловьи, а далеко в лугах кричал коростель. Соседями у нас были ласточки, сороки, чибисы, жаворонки. В берёзах летом слышалась флейта иволги, а в бору бормотали глухари.

Перебираясь в город, человек все это сразу теряет. Нынешний телевизор прямо к мягкому креслу приносит нам все чудеса и тайны природы. Их важно знать, понимать, но телеящик не может заменить человеку близость живых существ. Важно и в городе иметь рядом хоть что-то живое.

Желание это естественное и здоровое, если оно, конечно, связано с уходом за домашними животными. Появление в доме медвежонка, львенка, волчонка, змеи, лисицы, орла — это почти всегда не любовь к природе, а стремление отличиться, выделиться. Ничем хорошим пленение этих животных, как правило, не кончается, не говоря уже о том, что уход за ними нужен немаленький и существует опасность такого соседства для обеих сторон — для животных и для людей.

(По В. М. Пескову)

Микротемы:

  1. Люди, будучи «детьми природы», проживая в деревнях, постоянно соприкасались с животными.
  2. В городе человек отгорожен от мира природы, а телевидение, открывая ее чудеса и тайны, не может заменить близость живых существ, поэтому важно и городским жителям иметь рядом с собой животное.
  3. Ухаживать за домашними животными — желание естественное и здоровое, стремление же иметь в доме диких зверей и птиц объясняется не любовью к природе, а намерением выделиться, и, кроме того, такое соседство опасно как для диких животных, так и для человека.

Текст №5 для сжатого изложения:

Что умещается в одном слове — Родина? Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Родина – это растущие города и малые деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела. В годы войны мы призвали на помощь себе наше прошлое. Прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Человеку, семье, народу важно знать свои корни, чтобы легче было почувствовать назначение и смысл жизни.

(по В. М. Пескову)

Микротемы:

  1. Для человека слово Родина означает многое: это милый сердцу уголок природы и пространство в одну шестую карты, это история и завтрашний день родной страны, это люди с их радостями и заботами.
  2. Родина подобна дереву, корни которого — это наша история, свершения наших предков, наше славное прошлое, которое становится сильным оружием в самое трудное для страны время.
  3. Чтобы почувствовать назначение и смысл человеческой жизни, человеку, семье, народу важно знать свое прошлое, без которого невозможно хорошо понять и оценить по достоинству настоящее.

Текст №6  для сжатого изложения:

Современные скорости позволяют за пять-шесть часов увидеть, как лесная Россия на путях к югу теряет по косогорам березовые одежды. От Москвы до Серпухова белые деревья кружатся у дороги, потом хороводы как-то вдруг отступают. За Серпуховом земля уже поделена поровну между полями и лесом. Земли в этих местах бугристые. Зеленые пашни и лес перемежаются суходолами и оврагами, горизонт отодвинулся, просторнее становится глазу и ветру.

За Тулой дали наливаются синевой. Березовые сквозняки сменяет крутая зелень дубрав. Лесов уже не хватает, чтобы хранить малые речки и ручейки. Воду по балкам держат запруды. Леса с открытых мест разбегаются к лощинам и балкам. На косогорах в одиночку маячат дикие груши, дубки, кусты калины с хлопьями белого цвета. Земля празднично хороша. Но дорога прочно натянута на невидимый барабан. Мчится и мчится, прогибается по лощинам, туго обтягивает холмы.

А земля всё просторнее. С горбины дороги даль открывается на многие километры. Видны деревеньки, острова леса, рощи, и там,где земле положено соединиться с небом, всё затянуто синью. Это природа России, нашей Родины.

(По В. М. Пескову)

Микротемы:

  1. Современные скорости позволяют за пять-шесть часов увидеть, как на пути к югу отступают тянущиеся от Москвы березовые рощи, а за Серпуховом, где пашни и лес перемежаются суходолами и оврагами, становится просторнее.
  2. За Тулой редкий березняк заменяют густые дубравы, а на косогорах белеют кусты калины с белыми хлопьями — земля празднично хороша.
  3. На многие километры открываются просторы России: ее деревни, рощи и леса, синева небес — природа нашей Родины.

Текст №7 для сжатого изложения:

Современные скорости позволяют за пять-шесть часов увидеть, как лесная Россия на путях к югу теряет по косогорам березовые одежды. От Москвы до Серпухова белые деревья кружатся у дороги, потом хороводы как-то вдруг отступают. За Серпуховом земля уже поделена поровну между полями и лесом. Земли в этих местах бугристые. Зеленые пашни и лес перемежаются суходолами и оврагами, горизонт отодвинулся, просторнее становится глазу и ветру.

За Тулой дали наливаются синевой. Березовые сквозняки сменяет крутая зелень дубрав. Лесов уже не хватает, чтобы хранить малые речки и ручейки. Воду по балкам держат запруды. Леса с открытых мест разбегаются к лощинам и балкам. На косогорах в одиночку маячат дикие груши, дубки, кусты калины с хлопьями белого цвета. Земля празднично хороша. Но дорога прочно натянута на невидимый барабан. Мчится и мчится, прогибается по лощинам, туго обтягивает холмы.

А земля всё просторнее. С горбины дороги даль открывается на многие километры. Видны деревеньки, острова леса, рощи, и там,где земле положено соединиться с небом, всё затянуто синью. Это природа России, нашей Родины.

(По В. М. Пескову)

Микротемы:

  1. Современные скорости позволяют за пять-шесть часов увидеть, как на пути к югу отступают тянущиеся от Москвы березовые рощи, а за Серпуховом, где пашни и лес перемежаются суходолами и оврагами, становится просторнее.
  2. За Тулой редкий березняк заменяют густые дубравы, а на косогорах белеют кусты калины с белыми хлопьями — земля празднично хороша.
  3. На многие километры открываются просторы России: ее деревни, рощи и леса, синева небес — природа нашей Родины.

Текст №8  для сжатого изложения:

Книги, фотографии, черновики… Это все части личного архива, то есть того, что отложилось в собственном доме человека в течение его жизни и деятельности. Да, архив, несомненно, есть у каждого. В ящиках вашего письменного стола или в шкатулках, спрятанных в шкафу, уже с первых лет вашей жизни начинает составляться основной корпус того, что называют личным или семейным архивом. Это биографические документы, начиная со свидетельства о рождении, это семейные альбомы, это письма, которые получены от родных и знакомых, если у вас выработалась привычка сохранять их. Даже книги с пометками, которые сделаны вами в разные годы жизни. А фотографии, подаренные школьными еще друзьями?

Но в последние годы все решительнее укореняется привычка освобождаться от много лет сохранявшихся бумаг: писем, записных книжек, бабушкиных еще дневников — при генеральных уборках, при переезде на новую квартиру.

Между тем на бумаги эти стоило бы взглянуть по-другому. Свидетели вашей частной жизни, они вместе с тем свидетели вашего времени, и именно от вас, от вашего отношения к личному своему архиву зависит степень полноты, с которой войдет это время в историю.

(По М.О.Чудаковой)

Микротемы:

  1. Личный архив, который может включать биографические документы, семейные альбомы, письма, даже книги с пометками, есть у каждого человека.
  2. В последние годы укореняется привычка освобождаться от много лет сохранявшихся писем, записных книжек, дневников.
  3. Личный архив — это свидетель частной жизни человека и времени, и от их отношения человека к своему личному архиву зависит степень полноты, с которой войдет это время в историю.

Текст №9 для сжатого изложения:

Знакомство с историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурными достижениями – это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом. Это бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет еще и «четвертое измерение» – во времени.

Если вы любите своих родителей, то вы любите их «во всех измерениях». Вы любите смотреть старые альбомы с фотографиями, вглядываться в лица самых близких людей, представляя, какими они были в детстве, до свадьбы, совсем молодыми… А как красивы старые лица добрых людей! Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого. Вы не можете не гордиться славными традициями своей страны.

И эта любовь к прошлому своего народа должна быть у людей всех профессий, ведь патриотизм – это великое чувство, которое избавляет нас от слишком острых неприятностей, личных неудач и правильно, по безошибочному пути направлять вашу деятельность в поисках истины, правды и надежного личного успеха.

 (По Д.С.Лихачеву)

Микротемы:

  1. Знакомство с историей своей страны, с ее памятниками, культурными достижениями — это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом, это бережное отношение к истории.
  2. Любовь к своей стране проявляется в любви к ее истории, в сохранении памятников прошлого, в гордости, испытываемой в связи с ее славными традициями.
  3. Любовь к прошлому своего народа, к своей стране должна быть у людей всех профессий: именно патриотизм верно направляет человека в поисках истины и надежного личного успеха.

Текст №10 для сжатого изложения:

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, перерастает в сознательную и крепкую любовь к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, более того, отсутствовало с самого начала.

Патриотизм — начало творческое, которое может вдохновить человека на выбор определенной профессии, круга интересов, а знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять корни служения интересам родной земли. Вспомните «Повесть временных лет»… Это не только летопись, первый наш исторический документ. Это выдающееся литературное произведение, говорящее о великом чувстве национального самосознания, о широком взгляде на мир, о восприятии русской истории как части истории мировой, связанной с ней неразрывными узами.

У каждого человека должен быть широкий кругозор. Но для обретения широкого кругозора недостаточно быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, поскольку без такого понимания общение с людьми нельзя считать полноценным.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

1.Сознательная и крепкая любовь к своей стране и ее народу формируется последовательно от этапа к этапу жизни человека, а начинается она с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе.

2. Патриотизм — это творческое начало, вдохновляющее человека на выбор профессии, круга интересов, а знание истории Отчизны, «Повести временных лет» — произведения, отражающего национальное самосознание и представляющего русскую историю как часть истории мировой, позволяет глубже понять корни служения интересам родной земли.

3. Для обретения широкого кругозора недостаточно быть знакомым с основными явлениями лишь современной национальной культуры, а чтобы общение с людьми было полноценным, необходимо понимание других культур.

Текст №11 для сжатого изложения:

Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго. Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье — не только физическое, но и нравственное — обеспечивает долголетие.

Многие думают, интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность определяется не только знаниями, прежде всего она проявляется в способности к пониманию другого человека. Она проявляется в умении уважительно спорить, в умении незаметно помогать другим, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя.

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность — это способность к восприятию и пониманию, это бережное и внимательное отношение к миру и к людям.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

  1. Интеллигентность необходима человеку при всех обстоятельствах, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, поскольку она равна нравственному здоровью, обеспечивающему долголетие.
  2. Интеллигентность определяется не только знаниями, прежде всего она проявляется в способности к пониманию другого человека: в умении уважительно спорить, незаметно помогать другим, беречь природу.
  3. Интеллигентность -это способность к восприятию и пониманию, это бережное и внимательное отношение к миру и людям, и крестьяне русского Севера, живущие упорядоченным бытом и с пониманием относящиеся к чувствам других, — это по-настоящему интеллигентные люди.

Текст №12 для сжатого изложения:

Литература дает глубочайший опыт жизни. Она делает вас интеллигентным, развивает в вас не только чувство красоты, но и способность к пониманию жизни, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрыми.

Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи, ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием. Не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится и вы почувствовали, что автору есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что то или иное произведение читают сейчас все. Умейте читать с интересом и не торопясь.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые он знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к произошедшему с вами или с кем-либо другим.

(По Д.С.Лихачеву)

Микротемы:

  1. Литература дает глубочайший опыт жизни, делает людей мудрыми.
  2. Важно уметь читать, вникая во все мелочи, в которых кроется главное, а это возможно при условии, что книга человеку интересна и он читает произведение с удовольствием и не торопясь.
  3. У человека должны быть любимые произведения, которые он знает в деталях и к которым он обращается неоднократно, чтобы использовать прочитанное в разных жизненных ситуациях.

Текст №13 для сжатого изложения:

Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы ничто не мешало. Он отвлекает от забот, он диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте больше и читайте с величайшим выбором. Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Это значит, что в ней что-то существенное есть. И может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас.

Классическое произведение – это такое произведение, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени даром. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

  1. Нельзя допускать, чтобы телевизор вытеснял книгу, ведь существует много книг, без которых нельзя жить, но понять это можно, только углубившись в чтение произведения, выбранного по своему вкусу.
  2. Нужно читать больше, подчиняя свой выбор книги лишь той силе, которую приобрело произведение классики, содержащее нечто существенное для культуры, что может оказаться существенным и для каждого читателя.
  3. Классическое произведение выдержало испытание временем, но, чтобы понять проблемы сегодняшнего дня, необходимо читать и современную литературу.

Текст №14 для сжатого изложения:

Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известно, какие гигантские усилия предпринимаются учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.

Человечество тратит миллиарды и миллиарды, чтобы не задохнуться, не погибнуть и чтобы сохранить природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением природы, называется экологией, и она, как отрасль научного знания, активно развивается и преподается сегодня в школах и университетах.

Но сегодня нельзя ограничиваться только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины.

(По Д. С. Лихачёву)

Микротемы:

  1. Сегодня люди предпринимают огромные усилия, чтобы справиться с загрязнением окружающей среды, грозящей гибелью и человечеству, и всему живому на планете.
  2. Человечество тратит огромные средства, чтобы не погибнуть и чтобы сохранить природу, дающую людям возможность эстетического и нравственного отдыха; сегодня охраной и восстановлением природы занимается активно развивающаяся наука — экология.
  3. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы: природа необходима человеку для его биологической жизни, а культурная среда — для его духовной, нравственной жизни.

 Текст №15 для сжатого изложения:

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека: его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Как человек говорит, так он, следовательно, и думает, и поступает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обязательно обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно, чтобы не вынуждать окружающих выслушивать длинные речи, в которых вы просто демонстрируете красоту своей речи.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

  1. Самая большая ценность народа — родной язык, на котором он пишет, говорит, думает, ведь все мысли формулируются языком, через который проходит вся сознательная жизнь человека.
  2. Чтобы составить представление об умственном развитии, моральном облике и характере человека, нужно послушать, как он говорит, поскольку язык человека является более точным показателем его нравственности и культуры, чем внешность.
  3. Язык человека отражает его мировоззрение и поведение, и, чтобы быть интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо говорить правильно, точно, экономно.

Текст № 16 для сжатого изложения:

Однажды мне пришлось прочитать такое объявление: «По случаю отъезда продаются вещи: стол, швейная машина, разные книги». Двоеточие объединяло книгу с прочими вещами. Действительно, книгу, как и всякую вещь, можно продать. Ее можно измерить и взвесить, как вещь, можно купить и потерять. Словом, с книгой можно сделать все, что можно сделать с вещью.

Но на самом деле книга больше, чем на вещь, похожа на чудо. мы привыкли к этому чуду и не всегда его замечаем. Но вот лежит на столе маленькая книга — величиной с ладонь, а в нее вмещены люди, дома, города. Она переносит нас с места на место, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать ни один самолет, — со скоростью мысли. Она переносит нас и туда, куда не поедешь в командировку, куда не купишь билет, — в настоящее и будущее. Книга — это единственная машина времени, созданная человеком.

Есть старинное изречение: «Книги имеют свою судьбу…». Обычно его так цитируют. На самом деле это изречение длиннее. Вот оно написано полностью: «Книги имеют свою судьбу, которая зависит от того, как их принимает читатель».

(По С. Л. Львову)

Микротемы:

  1. Для некоторых людей книга — такая же вещь, как стол, швейная машинка, ведь с ней можно сделать все, что можно сделать с вещью, например, продать.
  2. Книга похожа на чудо, к которому люди привыкли, а ведь это единственная машина времени, созданная человеком, потому что способна переносить человека в настоящее и будущее со скоростью мысли.
  3. Судьба книги зависит от того, как ее воспринимает читатель.

Текст №17 для сжатого изложения:

Читательский дневник — это особый дневник. И для воспитания мыслей читательский дневник годится больше, чем какой-нибудь другой. Потому что в читательском дневнике каждый из нас не один на один с белым листом бумаги. Рядом — книжка. Ее мысли, ее герои, человек, ее написавший. То есть, попросту говоря, рядом именно те друзья, которые помогают думать.

Кто записывает, тот думает дважды. Про книгу — и про себя. Про суть книги — и про свою суть. И не думайте, пожалуйста, что дневник читателя — это такая тетрадка, расчерченная сверху донизу при помощи линейки, и в первой графе — номер по порядку, во второй — автор и название, в третьей — «Эта книга мне понравилась…». Нет. Дневник читателя — это дневник человека, который размышляет, переживает, радуется, мечтает… И делает всё это по-своему. Так, как свойственно только ему и никому другому.

Настоящий читательский дневник редко остается только читательским. Он превращается постепенно просто в дневник, где мысли о книгах существуют среди мыслей о жизни. И это прекрасно. Пусть дневник примет необыкновенную, неожиданную форму, пусть он будет не похож на все другие дневники. Нужно только, чтобы он был похож на тебя.

(По И. Я. Линковой)

Микротемы:

  1. Читательский дневник — это особый дневник, который помогает думать о книге, ее героях, авторе и таким образом воспитывает мысли.
  2. Дневник читателя — это дневник человека, который размышляет, переживает, радуется, мечтает и делает все это так, как свойственно только ему.
  3. Настоящий читательский дневник часто превращается в личный, где мысли о книгах существуют среди мыслей о жизни, и это прекрасно, ведь важна не форма дневника, а его способность отражать личность автора.

Текст №18 для сжатого  изложения:

Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни.

У каждого человека, помимо небольших и «временных» личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума. При достижении маленьких целей доля возможной неудачи всегда большая. Если эта маленькая задача была для вас главной, а вам не удалось ее выполнить сразу, вы уже будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас была «попутной», вы отнесетесь к временной неудаче спокойно.

Поставьте перед собой серьезную задачу. Например, стать хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше. Только от вас будет зависеть, насколько хорошо вы подготовитесь к вступительным экзаменам в медицинский институт. Но допустим, на вступительных экзаменах к вам подошли несправедливо или вам показалось, что несправедливо. Это не беда. Достижение вашей цели только отдалилось, и лишь от вас будет зависеть, чтобы время до следующего поступления не пропало зря.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

  1. Жизненные достижения и удачи зависят от самого человека.
  2. Каждый человек должен выбрать для себя одну большую личностную цель и не страшиться временных неудач на пути ее достижения.
  3. Нужно ставить перед собой серьезную задачу, и только от вас будет зависеть успех в ее решении, даже если оно по каким-то причинам временно отдаляется.

Текст №19 для сжатого изложения:

Человек лишь тогда становится Человеком, когда он любит людей. Любовь к людям — это нравственная сердцевина любого из нас, и жить нужно так, чтобы наша нравственная сердцевина была здоровой, чистой и сильной. Быть настоящим человеком — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, оставалось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души.

Любовь к людям — это наше неисчерпаемое богатство. Мы любим людей потому, что находим в этом радости для самих себя, своё человеческое счастье. В любви к людям каждый из нас утверждает себя как сына своего народа. Само понятие «народ» живёт лишь постольку, поскольку есть любовь к людям, поскольку каждый из нас отдаёт частицу себя для всеобщего блага.

Любовь — могучая воспитательница. Она делает человека чище, честнее, искреннее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни. Если ты сумел открыть в себе способность любить, ты нашёл подлинное счастье жизни. 

(По В. Сухомлинскому)

Микротемы:

  1. Настоящим человеком является тот, кто любит людей и дарит им силы и труд своей души.
  2. Отдавая любовь людям, мы обретаем счастье и утверждаем свою принадлежность к народу; само понятие «народ» живет, потому что каждый трудится для общего блага.
  3. Способность любить делает человека высоконравственным и дарит подлинное счастье жизни.

Текст №20 для  сжатого изложения:

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.


В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

(По Д. С. Лихачёву)

Микротемы:

  1. Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.
  2. В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.
  3. До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в привычках, в своей открытости людям.

Текст №21 для сжатого изложения:

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, как он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Красота — это глубоко человеческое. Она существует независимо от нашего сознания и воли, но открывается человеком, постигается им и живет в его душе.

Мы приходим в мир для того, чтобы постичь красоту, утвердить, создать ее. Человек стал Человеком потому, что увидел красоту природы и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство.

Перед человеком открылась радость жизни, когда он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. Затаив дыхание, сотни и тысячи лет слушает человек эту чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

(По В. А. Сухомлинскому)

Микротемы:

  1. Открыв для себя красоту природы, человек стал всматриваться в самого себя, потому что красота — это глубоко человеческое, существующее независимо от человека, но постигаемое им и живущее в его душе.
  2. Человек стал Человеком потому, что сумел постичь красоту природы и научился ее создавать — за этим он и приходит в мир.
  3. Радость жизни открыла человеку ее чудесная музыка — звуки природы, и нужно уметь слушать и беречь ее.

Текст №22 для сжатого изложения:

Самые хорошие поступки те, которые определяются не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью, которая особенно хороша, когда безотчетна. Надо поступать правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.

Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке, и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить в соответствии с добром и правдой. А в дальнейшем человек живет по велению совести интуитивно, всегда находит правильные решения не задумываясь, не заглядывая в книжки.

Мы учимся ездить на велосипеде,   сначала следуя определенным правилам, но вскоре мы уже ездим, не думая ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь. Жить гораздо сложнее, чем ездить на велосипеде, поэтому и правил больше.  Но они нужны только в начале пути. Овладев этими правилами, мы ходим путями добра так же просто и безотчетно, как ходим вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, легки и удобны, встречи на них приятны и интересны, если все наши решения идут прямо от сердца.

 (По Д.С.Лихачёву)

Микротемы:

  1. Самое ценное в человеке — это безотчетная потребность делать людям добро.
  2. Эта потребность не всегда дана от рождения, она воспитывается в основном самим человеком, стремящимся жить в соответствии с добром и правдой, впоследствии же он живет по велению совести интуитивно.
  3. Правила нужны только в начале жизненного пути, а потом мы ходим путями добра безотчетно, и, если наши решения идут от сердца, нам легко, приятно и интересно в окружающем мире.

Текст №23 для сжатого изложения:

Сегодня образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека. Учение — вот что сейчас нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда, и при этом важно помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в детстве и юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к эстетическому развитию, стоящему рядом с развитием нравственным.

Умейте не терять времени на пустяки, на отдых, который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа. Не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков. Надо уметь и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, вооружить знаниями, которые понадобятся в жизни.

Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Учитесь находить радость в приобретении знаний и навыков. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно история и литература дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Учитесь любить учиться! 

(По Д. С. Лихачёву)

Микротемы:

  1. Учиться нужно с самого раннего возраста, ведь именно в детстве и юности ум наиболее восприимчив к знаниям, которые играют определяющую роль в судьбе человека.
  2. Умейте не терять времени на пустяки, берегите себя для приобретения знаний и навыков, выбирая формы отдыха и развлечений, способные чему-то научить, вооружить знаниями, необходимыми в жизни.
  3. Чтобы учение стало легким, нужно полюбить учиться; важно изучать историю и литературу, дающие нравственный и эстетический кругозор и делающие окружающий мир источником опыта и радости.

Текст №24 для сжатого изложения:

Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране, признаков патриотизма.

Сила эстетического воздействия природы так велика, что, не будь ее, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина. Наконец, не было бы плеяды замечательных художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Жуковского, Репина, Крымова, Ромадина и многих других.

Любовь к природе не должна быть бездеятельной и созерцательной. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего, рваческим отношением к земле. Сохранение природы — дело государственной важности, дело воспитания патриотизма в его чистом и подлинном понимании.

Микротемы:

  1. Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране, патриотизма.
  2. Сила эстетического воздействия природы так велика, что, не будь ее, у нас не было бы таких выдающихся, блистательных поэтов, писателей, композиторов, живописцев, как, например, Пушкин, Чайковский, Левитан.
  3. Любовь к природе не должна быть бездеятельной и созерцательной, ведь сохранение природы — дело государственной важности, дело воспитания патриотизма в его истинном понимании.

Текст №25 для сжатого изложения:

Тревога и радость – два самых сильных чувства, которые сопровождают писателя на его пути. Тревога – спутник его мучительной и упорной работы. Найдутся ли слова, чтобы рассказать обо всем увиденном и продуманном, рассказать об этом своему читателю? Хватит ли воли, чувств, остроты мысли для того, чтобы взволновать книгой? Радость работы над книгой — это радость победы над временем, над пространством.

Радость писателя – это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в то будущее, куда стремится человек всей силой своих надежд. Писатель испытывает радость от созерцания жизни, от множества как будто бы случайных вещей, от размышлений, от той внутренней работы, которая предшествует рождению книги.

Кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель крепко взял за руку читателя и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» — говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории, случившиеся около простых семейных очагов. «Смотри!» — снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей. «Еще смотри», — и синие птицы поднимаются вереницами над берегами морей.

(По К. Г. Паустовскому)

Микротемы:

  1. Два самых сильных чувства, сопровождающие писателя на его пути, — это тревога, спутник мучительной и упорной работы, и радость работы над книгой — радость победы над временем, над пространством.
  2. Радость писателя, испытываемая им от созерцания жизни, от внутренней работы, предшествующей рождению книги, — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее человека.
  3. У настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного, словно писатель повел читателя за собой в жизнь, в страну, полную событий и света.

Текст №26 для сжатого изложения:

Пока живет человек, будет жить и сказка. Потому что сказка – выражение надежд человека на счастье и справедливость. Сказка – мечта человека о прекрасном. Ожидание счастья и справедливости и мечты о прекрасном не могут умереть. Они заложены в основе наших человеческих стремлений, они рождают культуру, искусство.

Мысль о том, что сказка только игра воображения, была, быть может, справедлива для наших отдаленных предков, но не для нас. Мы живем в мире сбывшихся сказок. За последние десятилетия человек научился летать по воздуху со скоростью звука, проплывать под водой тысячи километров, проникать взором через непроницаемые раньше преграды, закреплять и передавать потомкам звук своего голоса, вести разговор через океаны и горы, превращать воды рек и ветер в свет, тепло и движение.

Но сказка выражает мечту человека не только об освоении природы, но и о совершенстве человеческих отношений. Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Об этом тоже говорят сказки. И не только сказки, но и все искусство. Нет такого подлинного писателя, поэта, художника или композитора, который не стремился бы обогатить духовный мир человека. В этом назначение и сила искусства. (По К. Г. Паустовскому)

Микротемы:

  1. Сказка — мечта о прекрасном, выражение надежд на счастье и справедливость, лежащих в основе человеческих стремлений и рождающих культуру, искусство.
  2. Мысль о том, что сказка только игра воображения, была, быть может, справедлива для наших предков, а мы живем в мире сбывшихся сказок.
  3. Сказка, как и все искусство, выражает мечту человека не только об освоении природы, но и о совершенстве человеческих отношений, ведь назначение и сила искусства — в стремлении обогатить духовный мир человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...

Тексты для сжатого изложения

Тексты для сжатого изложения...