Рабочая программа факультативного курса "Развивайте дар слова" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом и формированию читательской грамотности.
Цель курса – научить девятиклассников слушать текст, анализировать с учетом стилистической принадлежности содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_klass_fakultativ.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Егорлыкский район п. Роговский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Роговская средняя общеобразовательная школа №4 им. С. В. Пешеходько
|
| «Утверждаю» Директор МБОУ РСОШ №4 им.С.В.Пешеходько Приказ №76 от 30.08.2021 г. _____________Л. Ф. Малыгина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку
«Развивайте дар слова»
Теория и практика сочинений разных жанров
Основное общее образование 9 класс
Количество часов – 1 час в неделю
Учитель: Бенгардт Елена Ивановна
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО по русскому языку и программы факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.
2021 год
Пояснительная записка
Программа курса «Развивайте дар слова». Теория и практика сочинений разных жанров рассчитана на учащихся девятых классов.
На изучение данного курса отводится 34 часа.
Курс имеет практическую направленность. Для развития связной речи необходимы практика, тренировка; языковое (речевое) чутье как определенного рода способность развиваться в деятельности. Особенность содержания факультативного курса ««Развивайте дар слова». Теория и практика сочинений разных жанров» состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин и чисто прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие.
Знакомство с текстами различной жанровой направленности, изучение стилистических особенностей текстов, а также умение конструировать собственные оригинальные тексты позволит обучающимся совершенствовать и развивать речь, обогатит словарный запас, разовьет способность мыслить логически, исходя из речевой ситуации. Программа учитывает систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.
Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом и формированию читательской грамотности.
Цель курса – научить девятиклассников активно слушать текст, анализировать с учетом стилистической принадлежности содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свое мнение.
Содержание курса
Краткое содержание программы
Тема и основная мысль сочинения
Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.
Тема и жанр сочинения.
Собирание и систематизация материала для сочинения
Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Культура оформления рукописи. Библиография, аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.
Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок».
Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).
Совершенствование написанного
Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.
Аннотация, отзыв и рецензия.
Сочинения разных жанров
Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности, путевые заметки, портретный очерк.
Рассуждение проблемного характера. Сравнительная характеристика, ее особенности.
Статья в газету.
Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.
Методы работы
- беседа
- составление алгоритма выполнения творческого задания,
- составление плана
- работа с текстовыми документами, изучение возможностей сети интернет
- творческая работа по написанию текстов разных жанров
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Результаты освоения курса.
Личностные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
− Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
− Проявлять готовность к самообразованию.
Выпускник получит возможность научиться:
− Использовать в полной мере объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
− Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.
− Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− Основам прогнозирования.
Выпускник получит возможность научиться:
− Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
− Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
− понимать структуру построения текстов различной направленности
− проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
− использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы для решения учебных задач
Выпускник получит возможность научиться:
− осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
− записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
− осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
− осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
− осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Восприятие высказывания.
При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочѐты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Воспроизведение текста.
Писать тексты публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
Создание текста.
Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учѐтом замысла стиля. Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи). Создавать высказывания научного стиля: готовить развѐрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков- семинаров, зачѐтов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного.
Находить и исправлять недочѐты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершѐнности текста (отсутствие в нѐм начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочѐты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Тематическое планирование
№/пп | Раздел | Количество часов | Планируемые образовательные результаты |
1 | Тема текста. Основная мысль текста. | 3 ч. | Предметные: расширять и систематизировать знания о структуре текста сочинения Метапредметные: извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Личностные: осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности. |
2 | Подбор и систематизация материала к сочинению План сочинения и изложения. | 7 ч. | Предметные: расширить и систематизировать научные знания Метапредметные: строить совместное продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: развитие творческого потенциала |
3 | Совершенствование написанного. | 2 ч. | Предметные: расширить и систематизировать научные знания, применять их на практике Метапредметные: строить совместное продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: развитие творческого потенциала |
4 | Сочинения разных жанров. | 20 ч. | Предметные: изучить особенности устного и письменного высказывания Метапредметные: формулировать, высказывать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные: проявлять интерес к языку |
5 | Итоговое занятие | 2 ч. | Предметные: уметь систематизировать материал, выдерживать структурные элементы работы Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе выступления на публике |
Итого | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки | Тема | Количество часов | Способы деятельности учащихся |
ТЕМА ТЕКСТА. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА. | 3 ч. | |||
1 | 06.09. | Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме, основной мысли высказывания. | Беседа | |
2 | 13.09. | Сочинение на основе личных наблюдений. | Отбор и систематизация материалов | |
3 | 20.09. | Школьный бюллетень. | Сочинение на заданную тему. | |
ПОДБОР И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ. | 7 ч. | |||
4 | 27.09. | Тезисы и конспект, их отличие от плана. | Составление тезисов устного высказывания. | |
5 | 04.10. | Цитирование. | Подбор материала | |
6 | 11.10. | Сочинение на литературную тему. | Проект «По страницам любимых книг» | |
7 | 18.10. | Записные книжки. | Совершенствование плана к сочинению на литературную тему. | |
8 | 25.10. | Репортаж. | Устное сообщение. | |
9 | 08.11. | Интервью. | Устное сообщение. | |
10 | 15.11. | Сочинение на свободную тему. | Письменная работа | |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПИСАННОГО. | 2 ч. | |||
11 | 22.11. | Совершенствование написанного. | Подготовка памятки. | |
12 | 29.11. | Библиография, аннотация. | Составление списков литературы и аннотаций. | |
СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ. | 20ч. | |||
13 | 06.12. | Отзыв как разновидность ученического сочинения. | Лекция, тезисный план | |
14 | 13.12. | Отзыв о кинофильме | Творческая работа | |
15 | 20.12. | Отзыв и рецензия | Устное высказывание по предложенной теме | |
16 | 27.12. | Рецензия на рассказ | Творческая работа | |
17 | 10.01. | Описание как тип речи. | Беседа | |
18 | 17.01. | Описание местности | Подготовка памятки по типу речи | |
19 | 24.01. | Путевые заметки. | Творческая работа | |
20 | 31.01. | Очерк. | Беседа, составление плана работы над очерком | |
21 | 07.02. | Портретный очерк. | Творческая работа | |
22 | 14.02. | Рассуждение. | Подготовка памятки по типу речи | |
23 | 21.02. | Сравнительная характеристика. | Составление опорных схем, алгоритмов работы над текстом | |
24 | 28.02. | Рассуждение проблемного характера. | Наблюдение на основе предложенного текста | |
25 | 7.03 | Статья в газету. | Творческая работа | |
26 | 14.03. | Повествование как тип речи | Подготовка памятки по типу речи | |
27 | 21.03 | Рассказ с необычным построением. | Творческая работа | |
28 | 04.04. | Основы комического изображения в тексте | Беседа, обсуждение вопросов по теме | |
29 | 11.04 | Юмористический рассказ. | Творческая работа | |
30 | 18.04 | Фельетон. | Изучение теоретических данных предложенных статей, материалов сети интернет | |
31 | 25.04 | Смысловое содержание и план рассказа | Беседа | |
32 | 5.05 | Устный рассказ. | Конкурс на лучший устный рассказ | |
12.05 | Итоговое занятие | 2 ч. | ||
33 | 16.05 | Мастерская слова | Подготовка презентации материала | |
34 | 23.05 | Представление собранного и наработанного материала. | Публичное выступление учащихся | |
Итого | 34 ч. |
Литература
- Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990
- Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
- Сочинения различных жанров в старших классах. Калганова Т.А. М.: «Просвещение», 2001г.
- Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. -Л 1979.
- Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.
СОГЛАСОВАНО Протокол №1 заседания методического совета МБОУ РСОШ №4 им.С. В. Пешеходько от 30.08.2021 года __________Председатель МС Рудова О.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ОУ по УВР ____________ Рудова О.А. 30.08.2021 года
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...
Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"
Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...
Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"
Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при ...
Рабочая программа факультативного курса для 10 класса
Рабочая программа для 10 класса факультативного курса...