Рабочая программа факультативного курса "Развивайте дар слова" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Бенгардт Елена Ивановна

Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом и формированию читательской грамотности.

Цель  курса – научить девятиклассников  слушать текст, анализировать  с учетом стилистической принадлежности содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_klass_fakultativ.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Егорлыкский район п. Роговский

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Роговская средняя общеобразовательная школа №4 им. С. В. Пешеходько

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ РСОШ №4     им.С.В.Пешеходько

Приказ №76    от 30.08.2021 г.

_____________Л. Ф. Малыгина

 РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

«Развивайте дар слова»

Теория и практика сочинений разных жанров

Основное общее образование  9 класс

Количество часов – 1 час в неделю

Учитель:  Бенгардт Елена Ивановна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО по русскому языку и программы факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.

2021 год

Пояснительная записка

Программа курса «Развивайте дар слова». Теория и практика сочинений разных жанров рассчитана на учащихся девятых классов.

На изучение данного курса отводится 34 часа.

Курс имеет практическую направленность. Для развития связной речи необходимы практика, тренировка; языковое (речевое) чутье как определенного рода способность развиваться в деятельности. Особенность содержания факультативного курса ««Развивайте дар слова». Теория и практика сочинений разных жанров» состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин и чисто прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи  и некоторые другие.

Знакомство с текстами различной жанровой направленности, изучение стилистических особенностей текстов, а также умение конструировать собственные оригинальные тексты позволит обучающимся совершенствовать и развивать речь, обогатит словарный запас, разовьет способность мыслить логически, исходя из речевой ситуации. Программа учитывает систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.

Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом и формированию читательской грамотности.

Цель  курса – научить девятиклассников активно слушать текст, анализировать  с учетом стилистической принадлежности содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свое мнение.

Содержание  курса

Краткое содержание программы

       Тема и основная мысль сочинения

       Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.

      Тема и жанр сочинения.

       Собирание и систематизация  материала для сочинения

       Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Культура оформления рукописи. Библиография, аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.

       Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок».

       Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).

       Совершенствование написанного

       Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.

      Аннотация, отзыв и рецензия.

      Сочинения разных жанров

      Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности, путевые заметки, портретный очерк.

      Рассуждение проблемного характера. Сравнительная характеристика, ее особенности.

     Статья в газету.

     Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.

Методы работы

  • беседа
  • составление алгоритма выполнения творческого задания,
  • составление плана
  • работа с текстовыми документами, изучение возможностей сети интернет
  • творческая работа по написанию текстов разных жанров

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

Результаты освоения курса.

Личностные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.

  Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

  Проявлять готовность к самообразованию.

Выпускник получит возможность научиться:

  Использовать в полной мере объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

  Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.

  Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  Основам прогнозирования.

Выпускник получит возможность научиться:

 Основам саморегуляции эмоциональных состояний.

 Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.

 Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 понимать структуру построения текстов различной направленности

 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

 использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы  для решения учебных задач

Выпускник получит возможность научиться:

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Восприятие высказывания.

При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности  языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочѐты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

Анализ текста.

 Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

 Воспроизведение текста.

Писать  тексты публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).

Создание текста.

Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учѐтом замысла стиля. Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи). Создавать высказывания научного стиля: готовить развѐрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков- семинаров, зачѐтов, кружковых занятий.

Совершенствование написанного.

Находить и исправлять недочѐты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершѐнности текста (отсутствие в нѐм начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочѐты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

Тематическое планирование

№/пп

Раздел

Количество

часов

Планируемые образовательные

результаты

1

Тема текста. Основная мысль текста.

3 ч.

Предметные: расширять и систематизировать  знания о структуре текста сочинения

Метапредметные: извлекать   информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

Личностные: осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности.

2

Подбор  и систематизация материала к сочинению План сочинения и изложения.

7 ч.

Предметные: расширить и систематизировать научные знания

Метапредметные: строить совместное продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные: развитие творческого потенциала

3

Совершенствование написанного.

2 ч.

Предметные: расширить и систематизировать научные знания, применять их на практике

Метапредметные: строить совместное продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные: развитие творческого потенциала

4

Сочинения разных жанров.

20 ч.

Предметные: изучить особенности устного и письменного  высказывания

Метапредметные: формулировать, высказывать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: проявлять интерес к языку

5

Итоговое занятие  

2 ч.

Предметные: уметь систематизировать материал, выдерживать структурные элементы работы

Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать  и организовывать работу

Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе выступления на публике

Итого

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки

Тема

Количество

часов

Способы деятельности учащихся

ТЕМА ТЕКСТА. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

3 ч.

1

06.09.

Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме, основной мысли высказывания.

Беседа

2

13.09.

Сочинение на основе личных наблюдений.

Отбор и систематизация материалов

3

20.09.

Школьный бюллетень.

Сочинение на заданную тему.

ПОДБОР  И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ.

7 ч.

4

27.09.

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

Составление тезисов устного высказывания.

5

04.10.

Цитирование.

Подбор материала

6

11.10.

Сочинение на литературную тему.

Проект «По страницам любимых книг»

7

18.10.

Записные книжки.

Совершенствование плана к сочинению на литературную тему.

8

25.10.

Репортаж.

Устное сообщение.

9

08.11.

Интервью.

Устное сообщение.

10

15.11.

Сочинение на свободную тему.

Письменная работа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПИСАННОГО.

2 ч.

11

22.11.

Совершенствование написанного.

Подготовка памятки.

12

29.11.

Библиография, аннотация.

Составление списков литературы и аннотаций.

СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

20ч.

13

06.12.

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

Лекция, тезисный план

14

13.12.

Отзыв о кинофильме

Творческая работа

15

20.12.

Отзыв и рецензия

Устное высказывание по предложенной теме

16

27.12.

Рецензия на рассказ

Творческая работа

17

10.01.

Описание как тип речи.

Беседа

18

17.01.

Описание местности

Подготовка памятки по типу речи

19

24.01.

Путевые заметки.

Творческая работа

20

31.01.

Очерк.

Беседа, составление плана работы над очерком

21

07.02.

Портретный очерк.

Творческая работа

22

14.02.

Рассуждение.

Подготовка памятки по типу речи

23

21.02.

Сравнительная характеристика.

Составление опорных схем, алгоритмов работы над текстом

24

28.02.

Рассуждение проблемного характера.

Наблюдение на основе предложенного текста

25

7.03

Статья в газету.

Творческая работа

26

14.03.

Повествование как тип речи

Подготовка памятки по типу речи

27

21.03

Рассказ с необычным построением.

Творческая работа

28

04.04.

Основы комического изображения в тексте

Беседа, обсуждение вопросов  по теме

29

11.04

Юмористический рассказ.

Творческая работа

30

18.04

Фельетон.

Изучение теоретических данных предложенных статей, материалов сети интернет

31

25.04

Смысловое содержание и план рассказа

Беседа

32

5.05

Устный рассказ.

Конкурс на лучший устный рассказ

12.05

Итоговое занятие  

2 ч.

33

16.05

Мастерская слова

Подготовка презентации материала

34

23.05

Представление собранного и наработанного материала.

Публичное выступление учащихся

Итого

34 ч.

Литература

  • Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990  
  • Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990. 
  • Сочинения различных жанров в старших классах. Калганова Т.А. М.: «Просвещение», 2001г. 
  • Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. -Л 1979. 
  • Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. 

СОГЛАСОВАНО

Протокол  №1 заседания  

методического совета

МБОУ РСОШ №4

им.С. В. Пешеходько

от   30.08.2021 года

__________Председатель МС Рудова О.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора ОУ по УВР

____________ Рудова О.А.

30.08.2021 года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс

Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"

Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...

Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"

Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными  программными средствами при ...

Рабочая программа факультативного курса для 10 класса

Рабочая программа для 10 класса факультативного курса...