Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Алейников Василий Николаевич

Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным" к учебнику русского языка 9 класса/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Цели:

Обучающие

  1. Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в  данного типа сложноподчиненных предложениях.
  2. Закреплять умение составлять схемы предложений указанных видов.

Развивающие:

  1. Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.
  2. Развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать.
  3. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитывающие:

  1. Прививать интерес и уважение к родному языку, его законам.

Тип урока.

Комбинированный(обобщение и систематизация, объяснение нового материала, контроль знаний, творческое применение знаний, лингвистическая игра).

Оборудование:

  1. Слайды к уроку на тему  «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
  2. Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

                                  Ход урока

I.Слово учителя.

-  Сегодня  на уроке мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»: познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение различать основные виды СПП, строить их схемы.

     

 (Запись в тетради числа, вида работы).

II. Повторение изученного.

  1. Лингвистическая разминка. Игра «Лексическое лото», распределительный диктант.

- Но прежде повторим изученное. Не забываем, что впереди у нас «Малый ОГЭ»

Дома Вы должны были вспомнить орфограмму о правописании слов с ПРЕ- и ПРИ-. Что является главным критерием в выборе гласных в этих словах? ( Значение слова).

Вам по моему описанию необходимо определить слово, о котором идёт речь, и закрыть его на игровом поле. Выигрывает тот, кто закроет все ячейки( или больше всех).

Премьера

Предание

Преемник

Препятствие

Пристань

Привилегия

Президент

Приоритет

Презентовать

Преамбула

Приобрести

Прелюдия

Первое представление пьесы

Легенда

Продолжатель

Помеха

Место стоянки судов

Исключительное право

Высшее должностное лицо

Первенство

Подарить

Предисловие

Купить

Вступление, введение, предвестие чего-либо

- Кто закрыл все слова? Пять слов? И т.д.

- А теперь небольшой орфографический диктант. Распределите эти слова на две группы: с Е и с И.

(Выполняется взаимопроверка  с использованием «ключа» на слайде.)

  1. Когда я готовился к уроку, я составлял слайды, придумывал задания, читал учебник и выполнял упражнения из него. Чтобы урок получился интересным, учителю надо хорошенько потрудиться. Чем старше вы становитесь, тем больше знаете. Хочется построить урок так, чтобы объяснить всё и понятно и интересно. Я очень старался, так что надеюсь на плодотворное сотрудничество с вами. А ещё я хочу, чтобы кто-нибудь уже догадался, почему так необычно звучит монолог учителя сегодня. Что этому способствует? Кто-то догадался, о чём пойдёт у нас на уроке речь?

- Запишите, пожалуйста, тему урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Три ученика работают у доски с индивидуальными заданиями.

Переписать предложения, расставить знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы, начертить схемы, охарактеризовать предложения по образцу.

  • Где некогда всё было пусто голо теперь младая роща разрослась.
  • Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных.
  • Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

    Повторение теоретических сведений о  сложных предложениях, придаточных определительных и изъяснительных.       (Слайды ).

-А сейчас проверим  знания теории о сложном предложении. А для этого разгадаем схематичный ребус.

  • Что бы это значило?
  • Какое предложение называется сложным?
  • На какие виды делятся все сложные предложения?
  • В чём отличие ССП от СПП ?
  • Какие типы СПП вы знаете?

Давайте проверим работу ваших товарищей. (Анализ предложений по схеме).

III. Изучение нового материала.

  1. Откройте учебники на стр.71-72, § 13.

В таблице указаны виды придаточных обстоятельственных, средства связи их с главной частью и приведены примеры. Вы без труда в этом разберётесь, обратим внимание на информацию о том, что поясняют эти придаточные, чем присоединяются к главному предложению.

  1. Работа над упражнением 164.(выборочная по вариантам)
  1. Iв.  Выписывает, расставляет знаки препинания и анализирует предложение № 1.
  2. IIв.  Выписывает, расставляет знаки препинания и анализирует предложение № 2.
  3. IIIв.  Выписывает, расставляет знаки препинания и анализирует предложение № 3.
  4. IVв.  Выписывает, расставляет знаки препинания и анализирует предложение № 4.
  5. Vв.  Выписывает, расставляет знаки препинания и анализирует предложение № 6.
  6. VIв.  Выписывает, расставляет знаки препинания и анализирует предложение № 7.

При работе используем схему и слайд с таблицей.

Схема анализа сложноподчинённого предложения.

  1. Определить взаиморасположение главного и придаточного предложений.

  1. Определить, что поясняет придаточное предложение в главном( слово, словосочетание или всё главное предложение).
  2. Определить вопрос, на который отвечает придаточное предложение.
  3. Определить, при помощи  чего(союза или союзного слова) присоединяется придаточное предложение к главному.
  4. Определить к какому типу относится придаточное предложение.

Через 2 – 3 минуты проверяем работу.

  1. Составьте только схемы предложений, определите вид придаточных.
  1. Чуть утро осветило пушки и леса синего верхушки, французы тут как тут.
  2. Кусты местами были так часты, что составляли непроходимый лес.
  3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт и выйдет из него не дело, только мука.
  4. И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может.
  5. В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.
  1. А теперь по схемам придумайте и запишите свои предложения с придаточными обстоятельственными. Объясните расстановку знаков препинания, охарактеризуйте по схеме.

                           Iв.        

                           IIв.        

                           IIIв.      

По одному человеку с каждого варианта работают у доски.

1

Светись, светись , далекая звезда,  

 что

сугробы намело выше окон.

2

Мне грустно потому,

как

был счастливым.

3

Никогда не следует возвращаться туда,

 так что

моя комната наполнилась ароматом цветов.

4

 я открыл окно,

чтоб

я тебя люблю…

5

Погода была холодная, ветреная,

Когда

поёт простой народ.

6

Дядюшка пел так,

 где

я в ночи встречал её всегда.

  1. Собери СПП с придаточным обстоятельственным.

  1. Малый ОГЭ. Указать номера СПП с придаточными обстоятельственными.(Слайд)
  1. Он верил, что душа родная соединиться с ним должна…
  2. По синим волнам океана, лишь звёзды блеснут в небесах, корабль одинокий несётся на всех парусах.
  3. От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров.
  4. Всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая невесёлая равнина.

IV.  Итог урока.

        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

        Чему научились сегодня на уроке?

V. Домашнее задание.

        Наверное, каждый из вас хочет хорошо учиться, много успевать, вызывать интерес у окружающих, добиться расположения и симпатии самого красивого юноши или очаровательной девушки, наладить отношения с родителями.  Как этого достичь? А может кто-то об этом знает, прочитал в журнале или книге? Поделитесь своим мнением с другом, подругой, одноклассниками. Я предлагаю вам  дома написать «5 советов о том, как стать…»  Свою формулу успеха вы должны высказать сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными. Наиболее интересные опусы можно поместить в классный уголок, школьную газету, разместить на форуме в Интернет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Оценка : без ошибок - "5" 1 ошибка - "4" 2 ошибки - "3" 3 ошибки - "надо ещё поучить"

Слайд 3

предложение Б С С ? союзные

Слайд 4

Виды СПП Виды придаточного Отвечает на вопрос Прикрепляется к главному Примеры Союзами Союзными словами Изъяснительное Косвенных падежей Что, чтобы, как, как будто, ли Что, когда, как, куда Я увидел, что на небе радуга. Определительное Какой? _____ Который, что, где, какой, чей. На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел. Обстоятельственные Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, с тех пор как и т.д. Куда, когда, откуда Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку.

Слайд 5

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫХ Виды Отвечает на вопросы Союзы Союзные слова Что поясняет Указательные слова Образа и степени действия Как? Каким образом? В какой мере или степени? что, как, словно, точно, будто, словно как, насколько, сколько Сказуемые, обстоятельства образа действия так, такой, так же, столько, до того Места Где? Куда? Откуда? — где, куда, откуда всё главное там, туда, оттуда Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как — — после того, до тех пор, тогда Условия При каком условии? если, если бы, когда, раз, как скоро — — то, так, тогда, в случае Причины Почему? Отчего? Из-за чего? По какой причине? потому что, оттого что, из-за того что, ибо, так как — — по случаю того, потому, оттого, благодаря тому Цели Зачем? Для чего? С какой целью? чтобы, для того чтобы — — затем, для того, с тем Сравнения Как? как, будто, словно, чем, точно — — так, настолько, столько Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? хотя, пусть, несмотря на то что сколько, как (ни) — — Следствия Что из этого следует? так что — — —

Слайд 6

Составьте только схемы предложений, определите вид придаточных. Чуть утро осветило пушки и леса синего верхушки французы тут как тут. Кусты местами были так часты что составляли непроходимый лес. Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдёт и выйдет из него не дело, только мука. И сердце вновь горит и любит – оттого что не любить оно не может. В степи было пасмурно несмотря на то что солнце поднялось.

Слайд 7

По схемам придумайте и запишите свои предложения с придаточными обстоятельственными. Объясните расстановку знаков препинания, охарактеризуйте по схеме. I в. II в. III в.

Слайд 8

1 Светись, светись , далекая звезда, что сугробы намело выше окон. 2 Мне грустно потому, как был счастливым. 3 Никогда не следует возвращаться туда, так что моя комната наполнилась ароматом цветов. 4 я открыл окно, чтоб я тебя люблю … 5 Погода была холодная, ветреная, Когда поёт простой народ. 6 Дядюшка пел так, где я в ночи встречал её всегда. Собери СПП с придаточным обстоятельственным.

Слайд 9

Собери СПП с придаточным обстоятельственным. Светись, светись , далекая звезда, чтоб я в ночи встречал её всегда. Мне грустно потому, что я тебя люблю… Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. Дядюшка пел так, как поёт простой народ.

Слайд 10

Малый ОГЭ. Указать номера СПП с придаточными обстоятельственными. Он верил что душа родная соединиться с ним должна… По синим волнам океана лишь звёзды блеснут в небесах корабль одинокий несётся на всех парусах. От деревни где я жил в то лето до озера было всего двадцать километров. Всюду куда ни взглянешь тянулась без конца бурая невесёлая равнина.

Слайд 11

Прочитайте. Вставьте необходимые для связи предложений указательные слова. Отредактируйте и запишите предложения. Дождь размыл дорогу, что на машине нельзя было добраться до хутора. Автор осуждает своего героя, что он думал только о своих целях. Защищаясь, он не думал, чтобы уцелеть, он только думал, чтобы спасти Наташу. Мать внимательно следит, куда направляется ее малыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Это урок русского языка с презентацией  в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки

Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»

Конспект урока русского языка в 9 классе  на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...