Вводные слова и вводные конструкции
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Цели:
- ввести понятия вводные слова и вводные конструкции;
- выработать умение определять вводные слова в предложении, правильно интонировать их, выделять знаками препинания на письме;
- формировать умение употреблять в речивводные слова с учетом речевой ситуации;
- воспитывать культуру речи учащихся, правильное использование вводных слов.
Оборудование: карточки с ОК, учебник, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnye_slova_i_vvodnye_konstruktsii.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
8 класс
Вводные слова и вводные конструкции. Знаки препинания при них.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Сеитмамбетова Ление Аблязовна |
Цели:
- ввести понятия вводные слова и вводные конструкции;
- выработать умение определять вводные слова в предложении, правильно интонировать их, выделять знаками препинания на письме;
- формировать умение употреблять в речивводные слова с учетом речевой ситуации;
- воспитывать культуру речи учащихся, правильное использование вводных слов.
Оборудование: карточки с ОК, учебник, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, уважение. Карнеги |
ХОД УРОКА
- Объявление темы и цели урока (Слайд 1,2)
- Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слуховой диктант
Учитель. Мы используем слуховой диктант, чтобы тренировать слух, т. к. на уроках в школе, на лекциях в вузах большая часть информации должна восприниматься нами на слух.
Задание. Определить на слух, есть ли предложения с распространенными обращениями. Записать их в виде цифрового диктанта.
- Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
- Жизнью пользуйся, живущий.
- Храни меня, мой талисман.
4) О первый ландыш, из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.
(Фет)
5) Он был, о море, твой певец.
6) Хватит нам войн, и утрат,
и лишений, Миру служи, человеческий гений!
7) Мечты, мечты, где ваша сладость...
8) Шуми.шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый
океан.
9) Не губите цветы на лугах
и в лесу, Берегите красу первозданную.
10) Ах ты степь моя, степь
привольная, Широко ты, степь, пораскинулась.
Ответы: 3,4,6, 8, 10.
Проводится взаимопроверка результата в парах.
2. Фронтальный опрос(Слайд 3)
- Что такое обращение?
- Обращение может стоять...
- Обращения бывают...
- Распространенные обращения — это...
(Один ученик у доски чертит схему предложения с распространенными обращениями, знаки препинания при них.)
• Обращение бывает выражено...
- Отчет творческой пары
- Коллективная работа (Слайд 4)
Игра по цепочке «Аукцион»
Этот вид работы помогает развить ассоциативное мышление учащихся.
Побеждает тот, кто последним закончит ассоциативный ряд с предложенными словами.
Трава: зеленая, молодая, свежая, нежная, весенняя...
Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный...
Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый...
Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая...
Друг: верный, старый, хороший, настоящий...
5. Словотворческая работа
Один ученик высокого уровня учебных достижений работает у доски. Учитель задает букву.
Д
АД
ЛАД
КЛАД
6. Проверка домашнего задания
Два ученика выступают с монологической речью — описанием внешности человека. Один ученик рецензирует их ответы.
7. Тренинг тактильного воображения
Учитель. Опишите так, чтобы все вспомнили, каким бывает на ощупь кирпич. (Шершавый, твердый, мокрый, холодный, мерзкий, угловатый, треснутый...)
III. Работа по теме урока
1. Введение понятия вводные слова.
Эвристическая беседа(Слайд 5)
(Запись на доске)
- Зима, вероятно, установилась.
- Зима установилась, к счастью.
- По сообщениям синоптиков, зима установилась.
- Чем отличаются предложения? (Наличием вводных слов)
- Для чего служат вводные слова? (С их помощью автор выражает свое отношение к тому, о чем сообщает.)
- Какой дополнительный оттенок придают они предложению? (Оттенок неуверенности, чувство радости, источник сообщения)
- Являются ли они членами предложения? (Нет)
Вывод. Вводными словами называют слова или словосочетания, при помощи которых говорящий выражает отношение к тому, что он сообщает. -
2. Построение схемы предложений
с вводными словами(Слайд 6)
ВС,....
..., ВС.
..., ВС,....
• Скажите, что общее у вводных слов
и обращений? (Место нахождения; знаки препинания; используются для передачи отношения к адресату речи или привлечения внимания)
3. Работа со статьей учебника
• Как следует читать предложения с вводными словами? (С интонацией, передающей многообразие значений:
- уверенность,
- неуверенность, предположение,
- чувства радости, огорчения, удивления,
- источник сообщения,
- порядок изложения,
- указание на стремление говорящего привлечь внимание собеседника.)
(Записать значения вводных слов и сочетаний в тетради.)
Вывод. Вводные слова в предложении выделяются интонацией.
Роль вводных слов: с их помощью можно ярко, точно, образно выразить свое отношение к тому, что сообщается, передать порядок мыслей.
Область использования ВС:
- выражение чувств (свойственно разговорной, художественной, публицистической речи);
- источник сообщения, порядок мыслей (свойственно деловой, научной речи).
4. Пояснительный диктант
Вероятно, завтра у нас будет сочинение. (А не в другой день)
Завтра, вероятно, у нас будет сочинение. (А не в другом классе)
Завтра у нас будет, вероятно, сочинение. (А не другой вид работы)
У ч и т е л ь. От места вводного слова в предложении меняется смысл высказывания.
Давайте сравним одинаковую лексическую конструкцию и обозначим логическое ударение. •
Вывод. Самые важные средства связи синтаксической конструкции — порядок слов и интонация.
IV. Закрепление изученного материала
I. Самостоятельная работа
(Один учащийся работает у доски.)
• Подберите к вводному слову синонимы.
Сегодня по телевидению, кажется, будет передача о «Ревизоре» Н. В. Гоголя. (Очевидно, вероятно, может быть, наверное, пожалуй, должно быть... — значения неуверенности)
• Составьте предложения с двумя вводными словами.
2. Выполнение упражнений по учебнику
V. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Скажите, к чему приводит неуместноеиспользование вводных слов? (К засорению речи. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой
речевой (да и обшей) культуре человека. Как правило, слова-сорняки заполняют
паузы, когда человеку нечего сказать илион с трудом формулирует мысли.)
Вывод. Каждый человек должен строго следить за чистотой своей речи, всячески оберегая ее от «слов-паразитов». А для этого нужно хорошо владеть культурой речи.
• Кто из русских писателей писал о русском языке стихи в прозе? (И. С. Тургенев)
• Вспомните, что он писал.
2. Работа с эпиграфами
3. Письмо по памяти
• Извините, спасибо, будьте так добры, будьте любезны, пожалуйста, простите за неловкость — что это за слова? (Словавежливости)
- Как часто вы употребляете их в своей речи?
- Запишите по памяти вводные слова, с которыми сегодня работали на уроке.
4. Беседа(Слайд 7)
• Скажите, кто издал самое раннее руководство по русскому этикету? (Петр I )
- Как оно называлось? («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению...»)
- Что такое этикет? (Установленный порядок поведения, форм обхождения)
- Как вы думаете, нужно ли сегодня нам с вами соблюдать и знать этикет или можно обойтись и без него? (Нужно обязательно, т. к. в культурном обществе легче и приятнее жить.)
- Какие же правила этикета мы должны соблюдать?
VI. Домашнее задание(Слайд 8)
- Составить 3 креативных вопросов по теме.
- Изучите материал учебника, выполнить упражнение.
- Составить эвристическое задание по теме « Вводные слова и предложения».
- Используемая методическая литература:
- 1)Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. М.: Просвещение, 2014.
- Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997
- Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.- Симферополь: Таврида,2007.
- Используемые ЭОР:
- Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru): http://fcior.edu.ru/card/28750/znaki-prepinaniya-pri-vvodnyh-slovah-i-ko...
Приложение
Карточка № 1
Переписать предложения, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу словами.
К ночи, наверное, разыграется буран. На снегу видны следы зайцам лисы. По дороге идет письмоносец. Рыболов, сидящий на берегу, сжался от холода. Шуба сшита хорошо, без всяких недостатков. На верблюда нагрузили тяжелые тюки.
(Вьюга, изъян, навьючить, съежиться, заячьи, лисьи, почтальон)
Карточка № 2
Замените предложенные имена полными. Составьте два предложения.
Образец: Таня — Татьяна.
Соня, Наташа, Илюша, Уля, Даша.
Карточка № 3
Найдите в каждом ряду лишнее слово. Вставьте буквы там, где следует.
- Полес(?)е, зимов(?)е, об(?)езд.
- С(?)экономить, от(?)утюжить, объявление. .
- Лос(?)он, интер(?)ер, под(?)ехать.
- Ад(?)ютант, ин(?)екция, кар(?)ер.
Аннотация к уроку русского языка
Тема: «Вводные слова и вставные конструкции»
Данный урок является одним из уроков в 11 классе, посвященных обобщению и систематизации изученного материала о вводных словах, предложениях и вставных конструкциях. К началу изучения заявленной темы, у учащихся уже накопился определенный багаж знаний о вводных словах, предложениях и вставных конструкциях.
Использование технологии развития критического мышления позволяет изучать тему с опорой на лингвистический опыт школьников. На уроке использовалась презентация, выполненная учителем совместно с учениками. Она помогла участникам мероприятия сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строилась как своеобразный диалог о значении вводных слов и вставных конструкций в русском языке. Также способствует созданию на уроке творческой атмосферы, организация индивидуальной, фронтальной, групповой работы на этапах вызова, осмысления и рефлексии. Это позволяет достигать высокой степени результативности и оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся. На уроке в соответствии с современными требованиями применяются приемы и методы развивающего обучения; когда ребята, послушав индивидуальные сообщения по теории, должны самостоятельно выполнить определенный вид заданий. Все занятие ставит перед собой строго определенную цель: подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому на уроке проведены различные виды разборов, повторен материал с опорой на задания по ЕГЭ.
Еще одним важным критерием урока русского языка является его воспитательное значение. Использование аудиозаписи мелодий: “Рояль и море” группы “Август”, «Музыка воды» Г.Ф.Генделя, П.И.Чайковский «Времена года. Январь»; позволили усилить воспитательный момент. Соприкосновение учащихся с шедеврами искусства обогащает , расширяет представление о прекрасном, дает возможность использовать полученные знания в качестве аргументов при написании сочинения на ЕГЭ.
Занятия с использованием ИКТ не только усиливает интерес учащихся к предмету, помогают развивать навыки работы на компьютере, но и повышают творческую фантазию и воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Вводные слова и вводные конструкции.
Урок для подготовки к ГИА с использованием ЦОР....
Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
Тип урока: обобщение изученного.Вид урока: урок-семинар.Технология: на диалоговой основе.Оборудование: индивидуальные карточки....
Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)
Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)...
вводные слова и вводные конструкции
презентация подходит для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...
СИНТАКСИС. ОГЭ. Вводные слова и вводные конструкции № 5
Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) запятую (ые) при вводном слове.И она посмотрела бы — на неловкого,(1) стриженного арестантским ёжиком,(2) в мятой(3), узлом на пузе завязанной рубашке... Он и так...
Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».
В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме " Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями"....
Урок по русскому языку на тему «Вводные слова и вводные конструкции» в 8 «В» классе
Цель урока: дать понятие о вводных словах; сформировать умения находить в тексте и определять роль вводных слов; правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами....