Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Тип урока: обобщение изученного.
Вид урока: урок-семинар.
Технология: на диалоговой основе.
Оборудование: индивидуальные карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrashchenie_vvodnye_slova_i_vstavnye_konstrukcii.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.
г.Красноармейск Саратовская область
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект урока русского языка в 8 классе.
Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать материал по теме урока.
- Закрепить умения оформлять при письме данные синтаксические конструкции.
- Орфографический повтор.
- Формировать умение работать с книгой.
- Самостоятельно подбирать материал к докладу.
- Развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
- Выступать перед аудиторией.
Тип урока: обобщение изученного.
Вид урока: урок-семинар.
Технология: на диалоговой основе.
Оборудование: индивидуальные карточки.
За неделю распределяются задания между учащимися, которые готовят доклады, подбирают примеры из учебника и дополнительной литературы.
Выступления на семинаре проходят в виде свободных высказываний, для чего написанные тексты не читаются, а излагаются по планам.
Для того, чтобы доклады обсуждались на семинаре активно, учащиеся были ознакомлены с содержанием теоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в целом.
Темы докладов:
- Обращение.
- Вводные слова.
- Вставные конструкции.
Примерные планы докладов:
Обращение.
- Что называется обращением?
- Что такое риторическое обращение?
- Стилистические разновидности обращений.
- Пунктуация при обращении.
Вводные слова.
- Какие слова называются вводными?
- Группы вводных слов.
- Стилистические функции вводных слов.
- Пунктуация при вводных словах.
Вставные конструкции.
- Дать определение вставным конструкциям.
- Стилистические функции вставных конструкций.
- Пунктуация при вставных конструкциях.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя:
-Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- семинар.
-Вспомним с вами, что означает слово «семинар».
Семинар (лат.)- рассадник. Практические занятия, организованные по группам.
-В ходе докладов ваших товарищей вы должны записать сообщения в виде конспекта или плана, список использованной литературы; по окончании доклада можно задавать уточняющие вопросы или дополнить сообщения товарищей.
- Выступления докладчиков.
- После первого выступления учащимся предлагается следующее задание тестового характера.
Задание 1-го уровня.
- Дополнить утверждение:
Обращение имеет форму ________________________ падежа и произносится с особой «уважительной» интонацией. Называя того, к кому или к чему обращаются. Обращение может стоять в начале, _______________ или конце предложения.
- Соотнесите группы обращений и их вид:
- Дорогой сынок, милая берёзка, ветры буйные, уважаемая Екатерина Александровна, друзья мои.
- Ванечка, Сергей Иванович, товарищ, граждане, Людмила Николаевна.
Нераспространенные обращения: ________________________________
Распространенные обращения: __________________________________
- На схемах показано, как выделяются обращения на письме. В пустом прямоугольнике обозначить место обращения, не показанное на предоставленных схемах.
О,______________ ___________,О
О!______________ ______________
Задание 2-го уровня:
4) Сравните две группы предложений: с обращениями или без них. Ответить на вопросы, выбрав номер группы.
1.
1) Иди и найди повреждение на линии.
2) Людям так хочется мира.
3) Наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне.
4) Ну что сказать вам на прощанье?
5) Прошу вас не забывать о моей просьбе.
2.
1) Иди, Илья, и найди повреждение на линии.
2) Милый мой друг, добрый мой друг, людям так хочется мира.
3) Уважаемые товарищи потомки!
Наших дней изучая потёмки,
Вы, возможно, спросите и обо мне.
4) Ну, что сказать вам, ребята, на прощанье?
5) Прошу вас, Владимир Павлович, не забыть о моей просьбе.
А. В примерах какой группы привлекается больше внимания к сообщению?
Б. В примерах какой группы выражено отношение к адресату?
5) Рассмотреть обращения в следующих стихотворных отрывках:
- Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
(А. С. Пушкин)
- Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
(Ф. И. Тютчев)
Ответить на вопросы:
А. В каких текстах используются неодушевлённые существительные в роли обращений?
Б. Как называется этот приём в литературоведении?
6) Подчеркнуть в предложениях обращения, если они есть.
- Я люблю тебя жизнь, что само по себе и не ново.
( К. Я. Ваншеннин)
- Чего тебе надобно старче?
( А. С. Пушкин)
- Тяжко братья голове без плеч.
Горько телу, коль оно безглаво.
( «Слово о полку Игореве»)
- Ты царица спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
( А.С. Пушкин)
- Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих как день ненастный?
( А.С. Пушкин)
- Ветры буйные перенесите вы ему мою печаль- тоску!
( А.Н.Островский)
- В забвенье канули года,
Вслед и вы ушли куда-то.
( С.А.Есенин)
7) Найти ошибки в обособлении обращений знаками препинаний:
- Ой вы гости- господа
Долго ль ездили? Куда?
( А.С. Пушкин)
- Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
( А.В. Кольцов)
- Прошла война. А ты всё плачешь мать.
( А.Т. Твардовский)
- Впредь, тебе невежа, наука:
Не садись не в свои сани!
( А.С. Пушкин)
- Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо.
( А.С. Пушкин)
- Каждый труд благослови, удача!
( С.А. Есенин)
2. После второго выступления докладчика, учащимся предлагается текст, в котором надо найти вводные слова и определить их значение. Расставить знаки препинания.
Вечер тёплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот кажется пришло: кажется начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзкой белой издали перекликаются, осина молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветка с раскрытыми почками.
(М. Пришвин)
3. После третьего выступления учащимся предлагается следующее задание:
Написание проверочного диктанта. Объясните орфограммы.
Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Об этом писано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далёком севере. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы.
Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани ( моя комната была во втором этаже, и из окна открывался широкий вид на реку и на пристань).
На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Брёвна, свежий тёс, обломки сгнивших барок- всё это было разбросано по берегу в живописном беспорядке, весь берег был залит народом. Кого-кого на этой пристани не было!... Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все радовались ранней весне. (123 сл.)
(Д.Н. Мамин- Сибиряк)
4. Подведение итогов урока.
- Ребята, сегодня мы с вами попытались ещё раз разобраться в том, чем отличаются обращения от вводных слов и вводных конструкций.
- Для чего необходимо уметь разбираться в структуре предложения?
- Какие записи вы сделали на уроке?
- Какие новые знания получили?
5. Рецензирование ответов. Выставление оценок.
Дома: 1) прочитать параграф;
2) подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вводные слова и вставние конструкции
вводные слова и вставние конструкции...
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Цели:· повторение и обобщение знаний · формирование навыков грамотного пунктуационного оформления вводных слов...
Тестовая работа «Проверяем себя». Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Зачётная работа по теме"Вводные слова и вставные конструкции" (8 класс).
Данная работа предназначена для обучающихся, находящихся на дистанционном обучении....
Контрольная по русскому 8 класс "Обращения, вводные слова и вставные конструкции"
контрольная работа по русскому 8 класс...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА "ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ"
контрольная по русскому 8 класс...
"Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях". (Памятка)
Таблица с правилами постановки знаков препинания при вводных словах и вставных конструкциях....