Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Горелова Ирина Николаевна

Тип урока: обобщение изученного.

Вид урока: урок-семинар.

Технология: на диалоговой основе.

Оборудование: индивидуальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie_vvodnye_slova_i_vstavnye_konstrukcii.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.

г.Красноармейск  Саратовская область

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»


Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать материал по теме урока.
  2. Закрепить умения оформлять при письме данные синтаксические конструкции.
  3. Орфографический повтор.
  4. Формировать умение работать с книгой.
  5. Самостоятельно подбирать материал к докладу.
  6. Развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
  7. Выступать перед аудиторией.

Тип урока: обобщение изученного.

Вид урока: урок-семинар.

Технология: на диалоговой основе.

Оборудование: индивидуальные карточки.


За неделю распределяются задания между учащимися, которые готовят доклады, подбирают примеры из учебника и дополнительной литературы.

Выступления на семинаре проходят в виде свободных высказываний, для чего написанные тексты не читаются, а излагаются по планам.

Для того, чтобы доклады обсуждались на семинаре активно, учащиеся были ознакомлены с содержанием теоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в целом.

Темы докладов:

  1. Обращение.
  2. Вводные слова.
  3. Вставные конструкции.

          Примерные планы докладов:

 Обращение.

  1. Что называется обращением?
  2. Что такое риторическое обращение?
  3. Стилистические разновидности обращений.
  4. Пунктуация при обращении.

Вводные слова.

  1. Какие слова называются вводными?
  2. Группы вводных слов.
  3. Стилистические функции вводных слов.
  4. Пунктуация при вводных словах.

Вставные конструкции.

  1. Дать определение вставным конструкциям.
  2. Стилистические функции вставных конструкций.
  3. Пунктуация при вставных конструкциях.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

-Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- семинар.

-Вспомним с вами, что означает слово «семинар».

Семинар (лат.)- рассадник. Практические занятия, организованные по группам.

-В ходе докладов ваших товарищей вы должны записать сообщения в виде конспекта или плана, список использованной литературы; по окончании доклада можно задавать уточняющие вопросы или дополнить сообщения товарищей.

  1.  Выступления докладчиков.
  1. После первого выступления учащимся предлагается следующее задание тестового характера.

Задание 1-го уровня.

  1. Дополнить утверждение:

Обращение имеет форму ________________________ падежа и произносится с особой «уважительной» интонацией. Называя того, к кому или к чему обращаются. Обращение может стоять в начале, _______________ или конце предложения.

  1. Соотнесите группы обращений и их вид:
  1. Дорогой сынок, милая берёзка, ветры буйные, уважаемая Екатерина Александровна, друзья мои.
  2. Ванечка, Сергей Иванович, товарищ, граждане, Людмила Николаевна.

Нераспространенные обращения: ________________________________

Распространенные обращения: __________________________________

  1. На схемах показано, как выделяются обращения на письме. В пустом прямоугольнике обозначить место обращения, не показанное на предоставленных схемах.

О,______________                                            ___________,О

О!______________                                           ______________

Задание 2-го уровня:

4) Сравните две группы предложений: с обращениями или без них. Ответить на вопросы, выбрав номер группы.

1.

1) Иди и найди повреждение на линии.

2) Людям так хочется мира.

3) Наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне.

4) Ну что сказать вам на прощанье?

5) Прошу вас не забывать о моей просьбе.

2.

1) Иди, Илья, и найди повреждение на линии.

2)  Милый мой друг, добрый мой друг, людям так хочется мира.

3) Уважаемые товарищи потомки!

     Наших дней изучая потёмки,

     Вы, возможно, спросите и обо мне.

4) Ну, что сказать вам, ребята, на прощанье?

5) Прошу вас, Владимир Павлович, не забыть о моей просьбе.

А. В примерах какой группы привлекается больше внимания к сообщению?

Б. В примерах какой группы выражено отношение к адресату?

5) Рассмотреть обращения в следующих стихотворных отрывках:

  1. Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

                                (А. С. Пушкин)

  1. Что ты клонишь над водами,

       Ива, макушку свою?

                                     (Ф. И. Тютчев)

Ответить на вопросы:

А. В каких текстах используются неодушевлённые существительные в роли обращений?

Б. Как называется этот приём в литературоведении?

6) Подчеркнуть в предложениях обращения, если они есть.

  1. Я люблю тебя жизнь, что само по себе и не ново.

                                  ( К. Я. Ваншеннин)

  1.  Чего тебе надобно старче?

                                  ( А. С. Пушкин)

  1.  Тяжко братья голове без плеч.

Горько телу, коль оно безглаво.

                                   ( «Слово о полку Игореве»)

  1. Ты царица спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

                                   ( А.С. Пушкин)

  1. Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих как день ненастный?

                                    ( А.С. Пушкин)

  1. Ветры буйные перенесите вы ему мою печаль- тоску!

                                    ( А.Н.Островский)

  1.  В забвенье канули года,

Вслед и вы ушли куда-то.

                                     ( С.А.Есенин)    

     7)  Найти ошибки в обособлении обращений знаками препинаний:

  1. Ой вы гости- господа

Долго ль ездили? Куда?

                                     ( А.С. Пушкин)

  1. Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

                                    ( А.В. Кольцов)

  1. Прошла война. А ты всё плачешь мать.

                                     ( А.Т. Твардовский)

  1. Впредь, тебе невежа, наука:

Не садись не в свои сани!

                                      ( А.С. Пушкин)

  1. Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо.

                                       ( А.С. Пушкин)

  1. Каждый труд благослови, удача!

                                       ( С.А. Есенин)

     

      2. После второго выступления докладчика, учащимся предлагается текст, в котором надо найти вводные слова и определить их значение. Расставить знаки препинания.

          Вечер тёплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот кажется пришло: кажется начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзкой белой издали перекликаются, осина молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветка с раскрытыми почками.    

                                                                                                             (М. Пришвин)

3.     После третьего выступления учащимся предлагается следующее задание:

        Написание проверочного диктанта. Объясните орфограммы.

Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Об этом писано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далёком севере. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы.

Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани ( моя комната была во втором этаже, и из окна открывался широкий вид на реку и на пристань).

На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Брёвна, свежий тёс, обломки сгнивших барок- всё это было разбросано по берегу в живописном беспорядке, весь берег был залит народом. Кого-кого на этой пристани не было!... Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все радовались ранней весне. (123 сл.)

                                                                                  (Д.Н. Мамин- Сибиряк)

4. Подведение итогов урока.

- Ребята, сегодня мы с вами попытались ещё раз разобраться в том, чем отличаются обращения от вводных слов и вводных конструкций.

- Для чего необходимо уметь  разбираться в структуре предложения?

- Какие записи вы сделали на уроке?

- Какие новые знания получили?

5. Рецензирование ответов. Выставление оценок.

Дома: 1) прочитать параграф;

                      2) подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вводные слова и вставние конструкции

вводные слова и вставние конструкции...

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Цели:·        повторение  и обобщение знаний ·        формирование навыков грамотного пунктуационного оформления вводных слов...

Зачётная работа по теме"Вводные слова и вставные конструкции" (8 класс).

Данная работа предназначена для обучающихся, находящихся на дистанционном обучении....

"Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях". (Памятка)

Таблица с правилами постановки знаков препинания при вводных словах и вставных конструкциях....